«Развитие творческого потенциала руководителя музея — основное условие повышения качества работы в музейном пространстве образовательного учреждения»

«Развитие творческого потенциала руководителя музея - основное
условие повышения качества работы в музейном пространстве образовательного учреждения»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Городской дворец творчества детей и молодежи № 1»,
города Набережные Челны, Татарстан.
Канатьева Е. Г.


Наше время – время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Сегодня никого не надо убеждать в том, что к решению любой проблемы необходимо подходить с разных точек зрения, творчески.
Б. Шоу писал: «Воображение – начало творчества». Проблема же развития творческого воображения остается одной из самых актуальных и острых, требующих немедленного решения со стороны современной педагогической науки.
Она не придумана кем-то. Она реально существует, так как одним из главных условий для развития ребенка, формирования яркой креативной личности, способной находить решения в самых необычных ситуациях, направлять усилия на преобразование окружающей деятельности и самой себя, является сам педагог, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребенка.
Креативность руководителя музея ведет за собой развитие многих личностных характеристик и у детей: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, что в свою очередь способствует успешной их социализации.
С полной уверенностью можно сказать: «Творчество-необходимое условие, как обучающей, так и воспитательной деятельности и зависит оно от творческого потенциала педагога».
Что же такое творческий потенциал педагога, в частности педагога, работающего руководителем музея образовательного учреждения.
Творческий потенциал – интегральное качество личности. Данным качеством обладает каждый, так как это врожденная характеристика личности. Разница лишь в степени развитости отдельных компонентов творческого потенциала у того или иного человека.
Развить творческие педагогические способности – значит, вооружить педагога способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности, дать в руки ключ для реализации принципа взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
передачу подросткам (членам Совета музея, экскурсоводам) меру ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта;
создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;
формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение.
Качество работы музея в конкретном учреждении полностью зависит от того:
как руководитель музея трактует понятие «творчество» (деятельность по созданию нового продукта);
мотивации творческой деятельности педагога;
трансляции традиций творчества.
Отношение руководителя музея к собственному творчеству и творчеству подростков зависит от общей мотивации педагогов учреждения к педагогической деятельности и творчеству. Оно выражено и в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей.
Немаловажным фактором поддержки традиции творчества в «Городском дворце творчества детей и молодежи №1» г.Набережные Челны, является наличие «Книги Почета», музея истории Дворца «Признание», наставничество опытных педагогов над молодыми специалистами, поощрение педагогов и детей, акция «Учитель, свет дарящий», стенда «Лидеры дворца».
Педагогическое творчество в условиях Дворца предполагает:
проектирование, анализ по созданию системы условий для творческой реализации ребенка;
организацию и осуществление собственной индивидуальной деятельности и деятельности ребенка во Дворце.
Анализ проектирования позволяет заметить, что в ходе проектировочной работы у педагогов, в том числе руководителей музеев (музеев в нашем Дворце три), возникают объективные проблемы: сложность определения целей и задач программы; основного смысла, как педагогической деятельности, так и предполагаемой деятельности детей; определения педагогических технологий для решения основных целей и задач; недостаточное представление о своих личных возможностях и возможностях профессионального роста; на этапе организации творческой деятельности возникают трудности в отборе средств, методов, приемов и форм реализации идей, выдвинутых на этапе педагогического проектирования.
Работая всякий раз в новых условиях с развивающейся личностью ребенка, руководитель музея встает перед необходимостью мыслить и действовать, избегая шаблона, прямого повторения уже существующего, известного детям.
Вот почему творчество руководителей музеев является одновременно главнейшим условием развития творчества воспитанников и показателем качества работы в музейном пространстве образовательного учреждения.
Вот почему руководитель музея сам должен знать и развивать в себе ценность творчества как основу любой профессии.
Вот почему он сам должен быть свободным человеком в творчестве.
Под свободой в данном случае подразумевается не только право на собственные мысли и способ их выражения, но и осознание руководителем музея необходимости активного саморазвития, образования, владения знаниями в области теории, истории и практики творческой деятельности, культурными нормами организации творческой деятельности подростков и собственной деятельности в музейном пространстве. Свобода руководителем музея приобретается в процессе его активной деятельности по развитию собственного творческого потенциала, в первую очередь – «творческого мышления».
«Творческое мышление» предполагает наличие таких качеств, как беглость, гибкость, оригинальность.
Показатель беглости – это быстрый темп работы руководителя музея, высокая продуктивность его действий, он предлагает не только большое количество идей для решения поставленных задач, но и несколько уместных ответов.
Показателями гибкости и оригинальности творческого мышления можно считать умение педагога легко переходить с одного способа рассуждения на другой, предлагать нестандартные, оригинальные ответы.
В развитии творческого потенциала руководителя музея немаловажное значение принадлежит содержательному компоненту (имеются в виду знания в области музейной педагогики, на базе которой педагог будет развивать элементы своего творческого потенциала, а также убеждения в творческой преобразовательной роли человека).
Следующий структурный компонент для развития творческого потенциала – процессуальный, т.е. приобретение умений и навыков, необходимых для деятельности, общения в социальном окружении.
Не следует руководителю музея забывать и о развитии эмоционально-волевой сферы (особенно такого качества как способность к саморегуляции) и рефлексии – способности к осознанию своих положительных и отрицательных качеств, причин успехов и неудач.
Пользуясь терминологией известной теории мотивации Ф. Герцберга, можно сказать, что все перечисленные показатели представляют собой факторы, которые могут способствовать качеству работы музея, но которые не всегда являются необходимыми и, далеко не всегда, – достаточными.
Подлинными же факторами являются условия, формирующие личностную значимость музейной педагогики для детей, ее осмысленность самим ребенком или его родителями, открывающие возможности для развития личности обучающегося.
Путь к достижению более высокого качества работы в музейном пространстве учреждения, при таком понимании, состоит не в том, чтобы предъявлять активистам музея , его руководителю высокие требования, а в том, чтобы открыть перед детьми, родителями детей, посетителями музея жизненную перспективу, предъявляющую к ним такие высокие требования.
Иными словами, стимуляция качества работы средствами музейной педагогики должна смениться мотивацией. А это по силам только педагогу с высокоразвитым творческим потенциалом.









13PAGE 15


13PAGE 14415




15