Статья Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС


Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Морозова Елена Сергеевна,воспитатель МБДОУ «Д/с «Капитошка» города Абакан.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнемувозрасту только13% детей могут считаться здоровыми. Детский возраст является основой закладки здоровья.
Факторы внешней среды в формировании здоровья ребенка имеют преимущественное значение. С учетом того, что только здоровый ребёнок может успешно справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии.Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических ипсихолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях.
В детских садах, в том числе и в нашем, педагоги используют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а также различные здоровьесберегающие технологии.Стоит отметить, что наиболее часто используемые и эффективные в практике нашего ДОУ являются: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, релаксация, подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, занятия физкультурой, занятия по здоровью, плавание,артикуляционная гимнастика, сказкотерапия, технология музыкального воздействия.
На сегодняшний день одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая среда. В основе которой лежат основные принципы построения, выполнение которых обеспечивает благоприятное усвоение содержания образовательной программы, гарантирует надежность и безопасность существования ребенка в среде, и предоставляет множество возможностей открытий для него. В совокупности с образовательной деятельностью, организованной педагогом, предметно-пространственная среда способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка и усиливает его жизненные ресурсы.
Образовательная деятельность и созданная предметная среда нашего детского сада помогает воспитанникам осознать ценность жизни, здоровья, сформировать у них представление и практические навыки здорового образа жизни.Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. К основным элементам здоровьесберегающего пространства относятся:
Медицинский блок. Имеет оснащение, соответствующую площадь согласно требованиям СанПиН. Включает в себя: приемную, кабинет приемной, манипуляционный кабинет, изолятор. Работа медицинского блока обусловлена соблюдением безопасных условий жизни и здоровья воспитанников, устранения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Сенсорная комната. Оснащена проектором «Световые пятна», панно и ковром «Звездное небо»,оптоволоконной лампой «Волшебный цветок», музыкальным центром, релаксатором, сенсорной дорожкой,
Спортивный залоснащен достаточнымколичеством стандартного и нестандартного оборудования, которое соответствует методическим требованиям и нормам СанПиН. Для физического развития детей имеется простейшие тренажёры (гири, гантели) и тренажёры сложного устройства, на которых дети с удовольствием занимаются. Имеется шведская стенка, гимнастические скамейки, сухой бассейн, обручи и мячи разного диаметра, массажные ребристые дорожки, скакалки, гимнастические палки. С целью обеспечения страховки и предотвращения травматизма у детей при организации непосредственно образовательной деятельности используются маты.Для создания эмоционального настроя детей в ходе непосредственной образовательной деятельности в зале имеется музыкальный центр и пианино.
Музыкальный залоборудован в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения детей в детском саду. В музыкальном зале имеются: фортепиано, детские музыкальные инструменты.Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование и телевизор в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования.
Бассейн. Хотелось бы отдельно отметить, что наш бассейн оснащен особой системой очистки воды: ультрафиолетовой бактерицидной установкой «Лазурь М-3».
Участки на территории ДОУ. Каждый участок оснащен верандой, игровыми комплексами, песочницами. Все сделано из экологически чистых материалов. Всё имеющееся спортивно-игровое оборудование отвечает анатомо-физиологическим особенностям детей, эстетическим требованиям, имеет привлекательные формы и цвета. Благодаря усилиям педагогов, родителей каждый участок имеет свою неповторимость и уникальность, и широкие возможности для развития познавательной и двигательной активности.
Физиокабинет , в котором проводятся лечебно-профилактические, оздоровительные, противоэпидемические, физиотерапевтические мероприятия. Имеются такие аппараты как: аппарат для УВЧ-терапии, облучатель УФ-коротковолновый для одиночных локализованных облучений, электрофорез, ингалятор компрессионный,небулайзер, ингалятор «Ромашка», аппарат «Пульс».
Тропа здоровья. Хотелось бы подробнее остановиться на данном объекте. Коллективом педагогов нашего детского сада был разработан проект «Островок сказок», целью которого является создание благоприятных условий для познавательной, творческой, двигательной активности детей и оздоровительной работы на территории детского сада. Данный проект предполагает:
Тропу здоровья. Которая будет состоять из экологически чистого, природного материала и выполнять функцию терренкура, в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.Использование «Тропы здоровья» позволит нам осуществлять:
- профилактику плоскостопия
- способствовать улучшению координации движений
- улучшить эмоционально-психическое состояние детей
- приобщить детей к здоровому образу жизни.
Зоны для художественно-эстетического развития. Домики сказочных персонажей, мостики, альпийская горка, места отдыха и эмоциональной разгрузки (беседка).
Работа по реализации проекта началась летом 2015 года. Были созданы эскизы оформления участка,детальное обследование территории, на которой будет располагаться «Тропа здоровья», ее разметка и подготовка к будущим изменениям. Данный проект рассчитан на 5 лет.
Созданный нами проект и его осуществление позволит создать условия, для своевременного полноценного психического и физического развития детей. Позволит обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Создание здоровьесберегающего пространства нашего учреждения находится на начальной стадии. По возможности, состояние и оснащение помещений и детских площадок работники стараются сделать комфортными, соответствующими возрастам и потребностям детей. Тем не менее, проблема здоровьесбережения остается актуальной. Об этом свидетельствуют современные исследования. К сожалению, школьные годы очень подрывают здоровье детей. Поэтому формирование правильного отношения к своему здоровью ложится на плечи как педагогов дошкольных заведений, так и учителей в школе, и, конечно, родителей, которые иногда бывают недостаточно просвещенными в области здоровьесбережения.
Список литературы:
Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.
Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007.