Доклад к педагогическому совету на тему «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как фактор повышения качества обучения».

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать, находить
оригинальные решения, то формирование личности будет проходить
на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому
мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко
Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме формирования у обучающихся исследовательской компетенции, к инновационному, интегрированному методу обучения воспитанников – проектирование. Стимулировать их творческую деятельность по разработке педагогических проектов в соответствии с приоритетными направлениями.
Повестка:
1. Доклад «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как фактор повышения качества обучения» (Ответственный - заместитель директора по УВР, учитель биологии Нестерова Татьяна Александровна)
2. Обмен опытом по теме, выступление представителей.
3. Тренинг.
4. Обсуждение, принятие решения.
Актуальность: ФГОС требует от современной школы – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому одной из основных задач учителя - научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Успешно реализовать на практике данную задачу может только компетентный педагог, то есть тот педагог, который прежде всего умеет сам и может научить других. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Коротко проанализируем как обстоят дела в нашей школе по развитию исследовательской компетенции обучающихся. За основу анализа взяты результаты участия в проектной декаде на школьном уровне в динамике за 5 лет.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Статистика по участию в проектной декаде на школьном уровне показывает, что в среднем принимают участие лишь 4-8% обучающихся школы и 20-40% педагогов. Анализ контингента участников среди детей и педагогов ежегодно мало чем отличается, то есть развиваются исследовательские компетенции практически у одних и тех же ребят и развивают их одни и те же учителя. С 1 сентября 2017г. в связи с введением ФГОС СОО каждый ученик 10 класса должен выполнить учебный проект под руководством учителя, защитить его и получить за это оценку, которая будет стоять у него в аттестате. Смогут ли выполнить учебные проекты старшеклассники нашей школы, если у 60% педагогов исследовательские компетенции не развиты? На сегодняшний день в школе существует проблема формирования исследовательской компетенции обучающихся.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть? Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства. Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Кратко остановимся на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Ряд авторов предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Хочу отметить, что четыре основных компонента исследовательской компетенции: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи с такими компетенциями, как социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Но к занятиям исследовательской деятельностью детей необходимо подвести. Исследовательскую деятельность учитель должен четко спланировать и реализацию принципа исследования в школьном обучении желательно начинать на уроках – к тому же как можно раньше. Есть определенный спектр задач, стоящих перед педагогом по формированию исследовательской компетенции обучающихся. (слайд)
В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа. На каждом из этих этапов происходит формирование исследовательской компетенции, а степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
На подготовительном этапе (2-6 классы) формируются основы практических навыков научной организации труда, уже в этом возрасте учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
На развивающем этапе (7-9 классы) происходит развитие творческих способностей и формирование основ исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Нужно четко разграничить типы ученической исследовательской деятельности: научно-исследовательская и учебно-исследовательская.
Научно-исследовательская деятельность подразумевает под собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности подходит далеко не для всех обучающихся общеобразовательной школы, он более направлен на внеклассную работу с отдельной творческой группой школьников.
В отличие от научно-исследовательской, учебно-исследовательская деятельность своей целью имеет образовательный результат и направлена она на обучение детей, развитие у них исследовательского типа мышления. Последний вид деятельности возможен как во внеурочное время, так и при урочном изучении дисциплин.
Любое исследование предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы,
выдвижение гипотезы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
проверка выдвинутой гипотезы,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий, собственные выводы.
Процесс исследовательского поиска ученого и этапность учебного исследования школьника в основных чертах очень схожи. Но, если в науке главной целью является получение новых знаний, то основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Педагоги должны ясно осознавать, что на всех этапах этой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных материалов. Это самый важный, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения. Можно назвать его педагогическим результатом.
На завершающем этапе (10-11 классы) происходит развитие умений и навыков исследовательской деятельности. Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. Обучать учащихся умениям и навыкам проводить исследования необходимо не в ходе самого процесса исследовательского поиска, а с помощью тренинга по развитию исследовательских способностей учащихся по образовательной программе, выстроенной в соответствии с идеей исследовательского обучения, начиная с начальной школы по принципу «концентрических кругов», в средней школе и в старших классах. При сохранении общей направленности задания должны усложняться от класса к классу. Многие задания могут решаться неоднократно детьми разного возраста. В данных случаях необходимо менять глубину и объем решения проблемы. Детям младшего школьного возраста, подросткам, а нередко старшеклассникам нелегко давать определения понятиям, но, как показывает практика, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т.д.
Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития исследовательских способностей.
Думаю, что сейчас наша коллега _________ поделится накопленным опытом по формированию исследовательской компетенции у обучающихся 10-11 классов на уроках истории, обществознания в процессе своей педагогической деятельности, расскажет о приёмах, способствующих развитию исследовательских способностей.
Итак, как правильно организовать работу учащихся и свою собственную работу в рамках исследовательской деятельности? (слайд 24, 25)
В педагогической практике существует множество приемов, способствующих развитию исследовательских способностей школьников. В качестве примера приведу лишь некоторые:
1. Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей
Исследовательские способности
Приемы

Умение видеть проблемы
Посмотрите на мир чужими глазами
Продолжи рассказ
Составить рассказ от имени другого персонажа
Составить рассказ, используя данную концовку
Сколько значений у предмета?
Назовите как можно больше признаков предмета
Увидеть в другом свете и др.

Умение выдвигать гипотезы
Упражнения на обстоятельства
«Если бы »
Найдите возможную причину события
«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

Умение задавать вопросы
Угадай, о чем спросили
Найди причину события с помощью вопросов
Задай вопрос герою произведения
Вопросы машине времени и др.

Умение давать определения понятиям
Что это? Загадки
«Объясни инопланетянину»
Описание объектов
Характеристика
Разъяснение посредством примера
Сравнение. Различение и др.

Умение классифицировать
Четвертый лишний
«Чем отличаются (похожи) эти предметы»
Дихотомическое деление (деление пополам)
Задания на классификацию с явными ошибками и др.

Умение наблюдать
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
«Кто пропал?», «Найди отличия»

Умение экспериментировать
Мысленный эксперимент
Эксперименты с реальными объектами

Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы
Проверка правильности утверждений
Индуктивные и дедуктивные умозаключения
Умозаключения по аналогии
«Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Умение создавать тексты
Методика работы с текстом
Кластеры и др.


2. Упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы для учащихся 2-4 классов
Гипотеза – это предположение о том, каким путем и за счет чего можно получить искомый результат. Формулировка гипотезы не имеет шаблонов; каждый автор может сам определить конструкцию построения гипотезы, в зависимости от темы исследования. Тем не менее, существуют некоторые модели, опираясь на которые, можно грамотно выдвинуть гипотезу к заданной теме. От удачно сформулированной гипотезы зависит успешность всей работы.
При выдвижении гипотезы следует опираться на проблему исследования.
ПРОБЛЕМА ( ГИПОТЕЗА

Модели построения гипотезы:

«если, то»;
«это возможно, если»;
«будет обеспечено, если»;
«будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»;
«использование (создание)позволит обеспечить» и др.

Образец:
Проблема: Цветок в горшке стал увядать.
Гипотеза: Если я буду поливать его чаще, то он снова зацветет.
Использование органических удобрений позволит обеспечить рост растения. Возобновление роста растения возможно, если поставить его на солнечное место.
Упражнение №1. Юный исследователь.
Помоги мне сформулировать гипотезу к данным высказываниям-проблемам, используя предложенные модели.

Я промок под дождем.
Вода не закипает.
Кошка потерялась.
Я хочу кушать.
Я не сделал домашнее задание.

Упражнение №2. Помощник.

Внимательно посмотри на картинки. Помоги моей подруге Ане решить ее проблемы, предлагая ей решения – гипотезы.

1. 2.


Упражнение №3. Перевертыш.
Прочитай гипотезы и попробуй догадаться, какую проблему я пытался решить.
Если я буду вставать раньше, то я не буду опаздывать в школу.
Если я выполню домашнее задание, то я пойду гулять.
Использование Интернета позволит общаться с бабушкой из Африки.
Если я буду хорошо учиться, то мама купит мне компьютер.
Я смогу победить на школьном танцевальном конкурсе, если буду больше тренироваться.

В связи с введением новых стандартов, одним из направлений воспитания является внеурочная деятельность, в рамках которой можно успешно реализовывать проектную деятельность.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис или девиз современного понимания метода проектов.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Суть метода проекта:
умение практически применять полученные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
умение работать с информацией;
владение новыми информационными технологиями;
стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем;
умение защищать проект
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Классификация проектов по характеру контактов между участниками
Внутриклассные - проекты, проводимые в одном классе;
Внутришкольные - проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
Региональные - проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
Межрегиональные;
Международные;
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по числу участников:
индивидуальные;
парные;
групповые.
Классификация проектов по продолжительности
Краткосрочные (в рамках 1 или нескольких уроков)
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Типология проектов:
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом таких проектов часто являются публикации в СМИ, в т.ч. в Интернете. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможна коррекции по ходу работы над проектом.
Прикладные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и т.д.)
Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов исследования.
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Такие проекты, как правило, имеют детально проработанную структуру, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т.д.).
Ролевые/Игровые проекты. Исследование характера и возможного поведения героев в различных ситуациях, создание образа и внешнего облика героя, создание сценических костюмов.
О том как реализуется метод проектов во внеурочной деятельности нам расскажет учитель начальных классов, руководитель кружка «Проектная деятельность».
Давайте подробно остановимся на этапах проекта. Предлагаю поработать в группах и составить кластер «Этапы работы над проектом». Для этого послушайте притчу.
Мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно Возникла проблема – надо переправиться, но как Задумался мудрец Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и в радостно продолжает свой путь «Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРРРРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Этапы работы над проектом
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Виды презентаций проектов могут быть различными, например, демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалог исторических или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научная конференция, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция, путешествие, реклама, соревнования, спектакль.
Итак, сегодня на педагогическом совете мы попытались с вами разобраться теоретически, а также практически с тем как можно и необходимо формировать исследовательские компетенции у обучающихся на разных этапах обучения в школе. Думаю, что сегодняшняя тема была интересна и полезна для многих педагогов, надеюсь, что в школьном этапе проектной декады (20 марта) примут участие все 27 педагогов со своими воспитанниками.
В качестве оказания методической помощи я подготовила вам раздаточный материал с описанием конкретных этапов работы над разными по типу проектами (приложение № 1), а также какие УУД на каждом этапе проекта формируются при правильной организации деятельности обучающихся (приложение № 2.).
Проект решения педагогического совета
Активизировать работу педагогического коллектива по использованию компетентностного подхода в системе основного и дополнительного образования обучающихся школы;
Продолжить работу по формированию у обучающихся исследовательской компетенции на всех этапах обучения.
Отметить положительный опыт всех выступающих педагогов по формированию исследовательских компетенций у обучающихся.
Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у обучающихся исследовательских способностей через организацию различных форм работы (на уроках, участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-исследовательской работе) (отв.: учителя-предметники, руководители МО, администрация).























Приложение 1
Исследовательский проект
Описание работы над проектом:
1) обсуждение цели проекта;
2) выбор темы (знакомство с историей возникновения, проведение лабораторной работы по исследованию);
3) выбор выхода проектной деятельности
4) распределение на группы и амплуа в группах
5) проведение опытов, фотографирование процесса и результатов;
6) обобщение;
7) составление плана презентации;
8) копирование фотографий в компьютер, их отбор;
9) подготовка компьютерной презентации
10) презентация результатов на уроке и родительском собрании.
Информационный проект
Описание работы над проектом:
1) обсуждение цели проекта;
2) выбор темы (в рамках программы);
3) выбор выхода проектной деятельности ;
4) коллективное изучение материалов по теме, анализ отобранного материала по теме;
5) индивидуальная работа по подготовке выступлений - докладов
6) подбор изображений;
7) сканирование изображений, соединение с текстом в программе MS Word;
8) выступления перед одноклассниками.
Творческий проект
Описание работы над проектом:
1) обсуждение цели проекта;
2) выбор темы;
3) выбор выхода проектной деятельности;
4) коллективное изучение материалов по теме;
5) иллюстрирование работ;
6) сканирование изображений, соединение с текстом в программе MS Word;
7) тиражирование;
8) презентация на родительском собрании.
Ролевой проект
Описание работы над проектом:
1) обсуждение цели проекта;
2) выбор темы;
3) выбор выхода проектной деятельности и произведения для постановки – спектакль по пьесам современных авторов (мотив выбора сказок – наибольшее количество ролей, стихотворная речь);
4) распределение и заучивание ролей;
5) разучивание песен и танцев;
6) изготовление приглашений;
7) изготовление поделок – персонажей;
8) рисование иллюстраций;
9) показ спектакля родителям









Приложение 2
Деятельность учащихся на каждом этапе проекта и универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются
Этап проекта
Деятельность учащихся
УУД

I этап: «Погружение» в проблему
выбор и осознание проблемы; формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач)
познавательные общеучебные, коммуникативные,
регулятивные

II этап: Сбор и обработка информации

обращение к словарям и справочникам; поиск информации в Интернете; беседы с родителями и т.п.
регулятивные целеполагания, коммуникативные информационные познавательные

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы
регулятивные планирования,
познавательные общеучебные,

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Учащиеся осуществляют действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
познавательные, регулятивные, коммуникативные

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции,
познавательные общеучебные,


VI этап: Презентация проекта
для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

VII этап: Рефлексия
самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления
учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные












Педагогический совет на тему «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как фактор повышения качества обучения».






Рисунок 415