Публикация на тему УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА. (Участие родителей в жизнедеятельности школы)

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА.
(Участие родителей в жизнедеятельности школы)
Скобцова А.В.
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Минеральные Воды

«Семья и школа – это берег и море, - писал Л.Кассиль.- На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно, понимать, что процесс воспитания сложный и здесь нет мелочей. Взаимодействие учителя с классом – это и взаимоотношения с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.
Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?
Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка только что отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но, в то же время, сохранить за каждой семьей право воспитать своего дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и одновременно педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Такая вот непростая работа.
Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, но и не менее важно в средней школе, когда ребенок начинает обучение в других условиях. Появляется много новых учителей. У каждого свои требования, свои особенности, и ребенку необходимо адаптироваться в новых условиях. А родители считают, что их дети выросли, и уже нет необходимости сильно опекать их. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако и на плечи учителя ложится важная задача – нужно так организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.
Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего дитя. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.
Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.
1. Родительские собрания .Проводится 1 раз в триместр обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
· организационные (при переходе на новую ступень обучения -5кл.)
· тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)
· текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)
· итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)
2. Работа родительского комитета. В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке поведения учащихся, успешности обучения, награждение. Родительский комитет помогает классному руководителю проводить индивидуальную работу с родителями. Родители занимаются организацией подарков к праздникам, осуществляют организационную, просветительскую работу по проблемам, возникающим в классе и школе.
3. Индивидуальные беседы и консультации. Для проведения индивидуальных бесед привлекаю психолога, социального педагога, администрацию, родителей из комитета. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы отцы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.
4. Родительский университет. Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником.
С 2010 года в нашем классе начал работать детский клуб общения «Вместе весело шагать». Руководителем клуба стала председатель родительского комитета – Масюкова Н.В. Форма проведения занятий различна: беседы, экскурсии, фотовыставки, оформление газет и др. Цель клуба: создание условий для адаптации ребенка к школе, осознание им себя полноценным членом коллектива. Занятия проходят 1 – 2 раза в месяц. К работе привлекаются и другие родители.
5. Родительский классный час.
В нашем случае проводится 2 раза в год. На первом в году собрании можно сразу выбрать родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбрать других. Таким образом, за 5 лет обучения в средней школе 10 родителей попробуют себя в роли учителя. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2011 мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю», 2012 ко Дню Победы «Дети в годы войны», в 2013 г. - «Мисс Осень». Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке таких мероприятий, которые проходят интересно и оживлённо.
6. Туристско-краеведческие походы, экскурсии
Однодневный поход в лес в начале учебного года стал традиционным во многих классах. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения в лесу, организуют конкурсы. Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход имеет большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитывается чувство товарищества: дети помогают друг другу нести сумки, следят за отстающими, делятся сухим пайком во время привала. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.
7. Заочные конкурсы. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы», «Папины руки». Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.
8. Родительские рейды. Это могут быть рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по триместрам. На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда.
9. Круглый стол. Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
10. Исследовательская работа. В современном образовании, исследования занимают важное место. Мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы. В 5 – м классе, когда у детей есть небольшой опыт работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. В 2012 уч.году мы с учениками выполнили исследовательскую работу «Пожарное дело». В работе приняли участие все дети и большинство родителей. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в оформлении выставки рисунков. В 2013 уч.году, мы вновь взялись за исследование. В этот раз мы выбрали тему: «Моё хобби». И тут родители не оставили нас. Проект начал работу. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Огорчает то, что в работе над исследованиями помогают в основном мамы. Хотя, возможно, это обусловлено тематикой работ. Вполне возможно, что отцы помогут в других, более «мужских» исследованиях.
11. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В 5 классе были проведены два классных праздника: «Здравствуй, 5-й класс», «Стали мы на год взрослее». Если в первом случае учитель основную подготовку берет на себя, то во втором учитель только направляет родителей. В конце обучения дети и родители уже могут самостоятельно организовать праздники. В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)
12. Семейные вечера. При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, отцы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «День пожилого человека» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.
13. День открытых дверей. Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые выказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей присутствовать на уроке и понаблюдать за работой ребенка. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций. Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Скобцова А.В.
декабрь 2015 года
15