Этапы формирования универсальных учебных действий средствами УМК «Перспектива» на уроках окружающего мира как главное условие повышения качества образования.


Этапы формирования универсальных учебных действий средствами УМК «Перспектива» на уроках окружающего мира как главное условие повышения качества образования.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций – умения проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволяет учащимся освоить основы природо-и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
В связи с внедрением новых стандартов результатом обучения в 1 классе должно стать формирование у детей «умение учиться». Школа должна формировать УУД для применения знаний, умений и навыков в любых жизненных ситуациях. При этом именно личностные УУД позволяют ученику воспринимать эти социально востребованные задачи как личностно значимые.
Личностные УУД делятся на 3 блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Важным является профессиональное самоопределение. Например, при изучении темы «Учитель – наставник и друг » мы говорим о важности этой профессии. Дома ребята с помощью родителей составляют рассказ о первом учителе своих родителей или делятся впечатлениями о встрече со своей учительницей.
Изучая тему «Люди – творцы культуры» ребята знакомятся с такими профессиями как художник-ювелир, врач-хирург, ткачиха, строитель. Здесь же 1-классники получают возможность рассказать о профессиях своих родителей, предварительно побеседовав с ними дома. Ребята рисуют кто кем хотел бы быть и рассказывают об этой профессии, почему она их заинтересовала, что надо делать, чтобы добиться желаемых результатов.
Ещё одним направлением в личностном определении является формирование идентичности личности, что включает в себя внутреннюю позицию школьника, представление о принадлежности к гендерной группе, представление о своей семейной и социальной роли, о принятии этих ролей.
При изучении темы «Мы – люди» дети получают первое самое общее представление о гендерных различиях на уровне понятий «человек», «люди», «мужчины», «женщины», осознают красоту и многообразие людей разного возраста и разной этической принадлежности, что у каждого народа есть свои песни, народные костюмы . Здесь хорошо помогает просмотр фильма, где ребята видят в каких костюмах ходили наши бабушки и дедушки, какие пели песни и какие водили хороводы. Они с интересом рассматривают эти костюмы, делятся впечатлениями.
Изучая тему «Мы в семье» 1-классники с помощью родителей создают своё родословное древо, рассказывают о семейных традициях, как они помогают своим родителям, бабушкам, дедушкам, младшим сёстрам и братьям. Осознают, что они являются частью семьи, что надо соблюдать традиции своей семьи, заботиться о ближних. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, т.к. современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи. Способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
2 блок личностных УУД связан со смыслами учебной деятельности. Поэтому важно на каждом уроке выделять время и место, чтобы ребёнок понимал, зачем он делает то или иное задание, зачем изучает определённую тему. Например, при изучении темы «Природа», ребята отвечают на такие вопросы: - почему нельзя ломать зелёные веточки?, -какую пользу приносят нам деревья?.-почему нельзя раззорять гнёзда? -Если исчезнут насекомые, погибнут птицы или нет? Почему? Без птиц заболеют деревья? Почему? И т.д. То есть ребята должны сами сделать вывод, как они должны вести себя по отношению к природе.
Также, говоря о мотивации, важно ориентировать ребят на успех. Очень важны задания на самопроверку и самоконтроль. Здесь очень большую роль играют задания, которые есть на дисках по «Окружающему миру». По каждой теме подобраны определённые упражнения, которые позволяют определить. как ребёнок освоил материал. Например, в теме «Какие бывают животные», даются такие задания : Какие животные не относятся к насекомым, Какая из рыб не относится к морским? Распредели фотографии на 2 группы: звери нашей страны, звери жарких стран и т.д.
3 блок включает в себя действия нравственно-этического оценивания. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки общепринятыми этическими и моральными нормами. В 1 классе основное внимание надо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений. Ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. На простых ситуациях надо объяснять, чтобы они сами поняли и сделали вывод «что такое хорошо и что такое плохо», учить бережному отношению ко всему живому. Например, в теме «Мы – дружный класс» ребятам предлагаю такие задания: Выбери слова, которыми можно сказать о настоящих друзьях в классе. Кого можно назвать настоящим другом? Также ребята работают в группах, где делят фотографии на 2 группы .а) «Один за всех, все за одного». б) Нет друга – ищи, нашёл – береги» и объясняют смысл этих пословиц. Делают вывод, что надо научиться понимать друг друга, помогать и дружить . Только так можно достичь общей цели. Ребят объединяют общие дела и события. Это экскурсии, праздники , участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Принимали участие в конкурсе «Птиц», проводимой на бульваре Мира в сентябре, где ребята участвовали в различных конкурсах: рисунки на асфальте, принимали участие в мастер-классе, учились лепить из глины и теста птиц, с удовольствием разучивали русские народные танцы. Заняли призовые места в конкурсе рисунков . 2 место – Давыдов Денис, 3 место – Швецова Маша. Продолжили эту работу походом в ноябре на «Синичкину аллею». Ребята приготовили для птичек корм, который потом рассыпали во все кормушки. С интересом наблюдали, как птички его клюют. Обещали, что будут приходить с родителями и подкармливать птиц.
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики показывают, что формирование личностных УУД позволяет повысить мотивацию, тем самым позиционно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент. развития компетентной личности.