Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 им. Героев – даманцев
«Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе»
( из опыта работы )Выполнила: Божок Алла Владимировна
Учитель начальных классов
Образование: высшее, I квалификационная категория.
Г. Хабаровск
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение:
Актуальность и значимость темы «Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе». Стр. 1
Принципы и условия взаимодействия с родительской общественностью в воспитательном процессе. Стр. 1 – 2
Практическая направленность работы с родителями.
основные направления воспитательной работы с родителями в классе. Стр. 3
Методические разработки мероприятий, направленные на сотрудничество всех участников воспитательного процесса. Стр. 4 – 5
Заключение. Стр. 6
Приложения. Cтр. 7 - 13
Введение.
I. Актуальность и значимость темы «Роль, место, участие родителей в воспитательном процессе».
Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, как в педагогике, так и в обществе в целом. Одна из таких тем « Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе». В законе РФ об Образовании говорится; « Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка уже в младенческом возрасте».
Понятие « воспитание » сегодня рассматривается с разной позицией, но смысл воспитания приводится к одному, а именно духовному росту и становлению человека, нравственному формированию и развитию личности.
Для ребенка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношение – семейный уклад. Поэтому не случайно в последнее время особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьей.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Таким образом, семья и школа находятся в тесной связи взаимоотношений и процессе формирования единого эффективного воспитания в семье и школе – единый процесс всех участников воспитания.
Учитывая все вышесказанное, можно говорить об актуальности выбранной мною темы.
Принципы и условия взаимодействия с родительской общественностью в воспитательном процессе.
Уже на первом этаже прихода ребенка в школу и его адаптации в новом коллективе родители дают своему ребенку советы, которые помогают успешно начать обучение в первом классе. Тем самым родители становятся первыми помощниками для педагога.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы, класса важно потому, что это важно для развития их ребенка. Эффективное воспитание возможно тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение взрослых и детей. Поэтому огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система сотрудничества, построенная на общих педагогических принципах:
обеспечение субъективной позиции участников педагогического процесса;
организация совместного творчества учитель – ученик – родитель;
гуманистическая ориентация в сотрудничестве с семьей;
дифференциация целей, задач.
Как педагог я понимаю, что родители доверили мне самое главное своё сокровище – дети, и моя обязанность - оправдать это доверие, а это возможно при тесном взаимодействии, построенных на определенных, по моему мнению, условиях взаимодействия:
- 1 -
дети, родители, учитель настроенные на положительную совместную работу, действуют сообща и осознают цели этой работы, находя в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности с учетом желания и возможностей участников работы, распределение ролей, функций, сферы деятельности.
II. Практическая направленность работы с родителями.
2.1 Основные направления воспитательной работы с родителями в классе
Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь добиться в достоинствах их ребенка, что нужно беречь, укреплять, развивать. Это можно достичь инновационными формами работы. Что такое инновация? Инновация – (пер. с англ. языка) Обновление . С точки зрения применения инновации в образовании – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности. Составляющие инновационных форм работы с родителями:
активная позиция родителей;
партнерство с педагогом;
инновационность в процессе сотрудничества и побуждение к действиям;
применение в семейной среде того, что приобретали, приобрели.
Совокупность этих составляющих даёт право говорить об инновационности формы моей работы, вовлекая родителей в планирование, решение задач совместно с педагогом, обучение их умениям и навыкам необходимых в воспитании и образовании детей.
Действующая воспитательная программа в моём классе, способствующая укреплению здоровья, правильного питания, развития познавательных , социальных и эмоциональных способностей является для коллектива моих родителей и учеников наиболее эффективной. Мною делаются попытки внедрить демократическое содержание и демократические методы работы , что даёт детям и их родителям ощущение своей значимости и своих полномочий. Свобода ощущения осознанного выбора, затрагивающего их повседневную жизнь и будущее, способствует повышению самоуважения у детей и родителей посредством воспитания у них чувства компетентности и независимости.
Поддерживая и развивая процессы демократизации и гумманизации, я опираюсь в своей работе на такие ключевые моменты как, коммуникация, забота, общество, семья, патриотизм, ответственность.
Воспитательная работа в этом учебном году направлена на реализацию таких воспитательных целей:
смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Для достижения целей решаются и воспитательные задачи:
изучать личностные качества учащихся (через анкеты родителей и работу психолога);
- 2 -
складывающиеся отношения в классном коллективе(через работу учителя ,родителей, психолога);
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей;
способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры посредством их участия в играх, праздниках, экскурсиях, викторинах и т.д.
Итоги жизнедеятельности класса показывают правильность выбранных мною ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, обучающие и здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседы, классные часы разной тематики, экскурсии и т. д. Во всём этом мне помогали родители. Они участвовали в заседаниях родительского комитета, собрания, в качестве экспертов, критиков, участвовали и в родительских десантах, предлагали материалы на их взгляд наиболее актуальные. Они являются и инициаторами для домашнего творчества детей, в том числе с взрослыми, которые презентуют творчество своих детей.
Семья и школа как партнеры.
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
№ мероприятия сроки ответственные
1 Родительское собрание – деловая игра «Садимся за уроки». Отчет и выборы родительского комитета.
Беседа о значении профилактических прививок против гриппа «Грипп… Это опасно?» октябрь Кл. рук.
Род. комитет
2 Родительское собрание « Взаимоотношения в семье»
Инструктаж по технике безопасности при использовании пиротехнических средств во время новогодних праздников. декабрь Род. Комитет.
Кл. рук.
3 Родительское собрание « О детской дружбе» апрель Кл. рук.
4 Итоговое родительское собрание «Окончание учебного года. Подведение итогов».
Организация летнего отдыха учащихся.
Презентация – диспут « Имею право!» - родителям о правах ребенка. май Кл. рук.
Род. Комитет.
5 Анкетирование родителей с целью изучения характера ребенка и взаимоотношений в семье. сентябрь
октябрь Кл. рук.
6 Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:
Совместно с классным руководителем составление плана работы на год.
Организация помощи нуждающимся детям и семьям,
Организация питания детей на уровне класса.
Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений школе.
в течении года
август
сентябрь
октябрь
сентябрь
январь май
Кл. рук.
Род. комитет
7 Проведение индивидуальных консультаций родителей с целю:
помочь устранению проблемы по выполнению домашних заданий;
преодоление трудностей в обучении и воспитании.
еженедельно Кл. рук.
8 Участие родителей в совместных делах класса:
проведение экскурсионно – туристической работы;
организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;
организация и участие в однодневных походах;
оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;
помощь в оформительной работе;
конкурс семейных альбомов. ежемесячно Родительский комитет
9 Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей ( по списку ) в течении года Кл. рук.
Род. Комитет.
10 Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря май Кл. рук.
11 Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты май
июнь Род. комитет
2.2 Методические разработки мероприятий, направленные на сотрудничество всех участников воспитательного процесса.
Развитие ученического самоуправления в моем классе пока только на начальном этапе, за выполнением различных поручений нужен контроль педагога и помощь родителей. Но и это уже дает свои положительные результаты.
Хочу поделиться методикой проведения большого классного мероприятия деловая игра для детей «Выборы президента класса» которые прошли у нас в сентябре.
Целью этого мероприятия было:
формирование понятия, что класс – единая семья;
воспитание чувства коллективизма, доброго отношения к одноклассникам;
отработка навыка этикета общения.
Перед этим мероприятием мною была проведена подготовка с родителями и детьми:
было объявлено на первом родительском собрании о самоуправлении класса;
обговорены основные этапы по выбору актива класса ( черты лидера, его вклад в работу, предвыборный этап);
- 4 -
какова помощь родителей своим детям?
подготовить «копилку добрых дел».
Со стороны родителей была оказана большая помощь. Взрослые через беседу с детьми сознательно моделировали такие качества как, честность, уважение, открытость, поощряя постоянное стремление к следующему:
участие в жизни класса;
адекватное отношение к победам и неудачам ребенка на выборах;
создание в классе благоприятной, доброжелательной обстановки.
Совместным продуктом этой помощи явились программы кандидатов на должность президента класса. Большое участие и помощь в этом оказали родители. ( см. приложение № 1).
Эта организация воспитания помогает в организации учебно - воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучения детей, т.к формирует положительный микроклимат.
Традицией также стало проведение родительского собрания « Строим дом Дружбы». Эта совместная работа классного руководителя, родителей и учащихся.
Такое мероприятие положительно влияет на процесс адаптации ребенка в классе, школе.
Собрание проводится в первом классе в конце сентября, продолжительностью 40 минут.
Цель:
способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества учитель – родитель – ребенок;
создание атмосферы доброжелательности, хорошего настроения;
способствовать сплочению коллектива.
Эта встреча проводится ради детей, чтобы дать им почувствовать и показать, как любят их взрослые, желающие им добра и всегда быть рядом став помощниками в нужных ситуациях (см. приложение № 2).
Еще одним мероприятием, помогающим мне установить контакт между родителями и детьми, являются библиотечные уроки различной тематики. К этим урокам дети и родители готовят выступления презентации, сценки, рисунки к прочитанным произведениям.
Одной из тем библиотечного урока была тема: «Когда мы так говорим?». Заинтересовавшись этой темой, дети и их родители провели целые исследования самостоятельно выбранной теме « Фразеологизмы» и продуктом совместной деятельности родителей и ребенка стала книжка – раскраска.
Родители ученицы распечатали их всем учащимся в классе и подарили их детям. ( см. приложение № 3).
Выступление ученицы по теме было аргументированным, убедительным, доказательным, жизненным, что вызвало у других учеников интерес к теме.
- 5 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего ранее изложенного, можно сделать вывод, что будущее образования в создании воплощений в жизнь новых программ, методик, технологий совместно с родителями, дифференцированных для разных коллективов, групп обучающихся, учитывающих индивидуальные возможности, способности и потребности данного коллектива и каждой личности.
С данным опытом своей работы я выступала на педагогическом совете школы «Роль родительской общественности в процессе модернизации системы образования» (см. приложение № 4).
Л.С. Выготский писал « Учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор ее взаимодействия с каждым учеником». И продолжая эти слова можно процитировать В.А. Сухомлинского «Без семьи мы были бы бессильны!».
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах: в улучшении отношений с ребёнком, во взаимопонимании, в том, какое место занимает ребёнок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищённым и находится ли в безопасности; в осознании родителем значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем, в проявлении родительской солидарности, сплочённости, активности в учебно- воспитательном процессе.
- 6 –

- 7 –

- 8 -

Нарисовать общий рисунок (каждый добовляет к уже нарисованному один элемент)
2 кирпич «Находчивость»
Составить слова из предложенного варианта букв.
Г Р А М О Т Е И М А Т Е М А Т И Г Е С П Е
3 кирпич «Взаимовыручка»
Поднять предметы с пола ( у всех участников руки соеденены). Каждый участник должен поднять только один предмет.
4 и 5 кирпичи « Дети» и «Родители»
Отгадать загадки ( 2 группы)
6 кирпич « Дружба»
Подобрать к слову «ДОМ» ассоциации (очаг, крепость и т.д)
7 кирпич «Смекалка»
Ответить на вопрос «Сколько треугольников»


8 кирпич «Любовь»
Родители и дети проговаривают ласковые слова.
9 кирпич « Мудрость»
Родители должны по руке узнать своего ребенка.
- 10 -
(Приложение №3)
Каждый день мы от взрослых слышим непонятные выражения.
Такие как, например, « Не тяни кота за хвост», «Оказал медвежью услугу», «Подложил свинью».
Мне стало интересно, какого же кота я тяну за хвост, если у меня дома нет животных? Какую свинью и кому я подложила?
Оказывается эти выражения нельзя понимать буквально, и называются они фразеологизмы. Мне стало интересно, откуда же они взялись, и какая у них история. Когда я узнала историю некоторых фразеологизмов, то смогла уже и сама использовать их в речи. А для одноклассников я с мамой подготовила книжку – раскраску с выражениями –фразеологизмами и дарю их ребятам .Ими можно воспользоваться в свободное время , на переменах ,дома (из выступления Зарецкой П.Ученицы 2 класса).

- 11 -


«Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой
- 12 -


-13-