Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования


Особенности применения новых технологий
на уроках русского языка и литературы
как условие повышения качества образования

Ешекенова Шынар Сагынаевна
учитель русского языка и литературы
Саздинская средняя школа
город Актобе

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения, объем выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход, применяя разноуровневые задания).
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности преподавателя, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- формирование информационной компетентности учащихся .
Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме. Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности. В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе можно выделить несколько аспектов, влияющих на формирование мотивации к обучению. При подготовке таких уроков дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую и способствует активизации познавательной активности обучающихся, а также развитию навыков исследовательской работы.
Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде обучающихся проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус обучающегося, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.
Дидактический аспект. Групповая работа обучающихся в среде информационных технологий порождает «здоровую» соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении. Все это способствует развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий обучающихся. Работа в среде информационных технологий приучает обучающих понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы ее выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. При проведении внеклассных мероприятий тоже можно воспользоваться компьютерной технологией. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Для фронтальной работы с обучающимися использую информационно – образовательные ресурсы.
Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка и литературы. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности. В процессе работы с цифровыми ресурсами преподаватель или обучающийся может сам отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы. Демонстрационные материалы используются на этапе объяснения нового материала, основная их функция – иллюстративная. Это может быть работа с текстом, в котором нужно определить стиль и тип речи данного текста, составить речевую ситуацию. Демонстрационно-опорные материалы не только иллюстрируют какое-либо языковое явление, но и служат опорой для их анализа, а также стимулируют высказывания на этапе закрепления. Этот вид цифровых материалов целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления. На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю. Достоинством электронных тестов является то, что можно собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. На мой взгляд, продуктивным видом работы являются интерактивные задания по русскому языку для тренировки грамотности учащихся. Это интерактивные диктанты, представляющие собой небольшие отрывки из произведений классической литературы (А.П.Чехов «Дом с мезонином», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и др.). Они позволяют самостоятельно проверить собственную грамотность, что формирует у ребят навыки самоорганизации, а также способствуют приобщению обучающихся к замечательным произведениям русской литературы и воспитывают любовь к художественному слову. Использование современных образовательных технологий в учебно–воспитательном процессе дает хорошие результаты. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуру обучающихся.
На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить  изученный материал. Также для развития познавательной активности своих учащихся я стараюсь применять в своей работе такой приём, как использование схем, таблиц и алгоритмов, которые удобно демонcтрировать с помощью мультимедийной презентации. Особенно актуально  применение алгоритмов на уроках русского языка. Многим учителям и родителям хорошо знакома ситуация, когда заучивание  учащимися орфографических  правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Дети моделируют, т.е. преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность. Схема отчетливо и немногословно выделяет главные признаки.
Повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету. Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.


Литература:
В.П.Беспалько. Педагогика и прогрессивные технологии - М.,1995.
В.И.Боголюбов. Педагогические технологии: эволюция понятия – М., «Просвещение», 2011
И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.
И.В. Булгаков. Нестандартные уроки русского языка. Издательство «Феникс», 2002г
Т.Я. Фролова. Минуя рифы русской орфографии. Книга для учителя. – Симферополь,2009г
Е.Г. Шатова. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии //Русский язык в школе, 2001 г. №4
Л.А. Аксенова. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся// Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». - М.- «Первое сентября», 2003. - №29.

15