Инновационные образовательные технологии как условие повышения качества образования в колледже


Инновационные образовательные технологии как условие повышения качества образования в колледже
Елихина Татьяна Ивановна
Преподаватель истории высшей категории
ГБПОУ КАТ №9
Россия, г. Москва
elihina2015@yandex.ruВ настоящее время историческое образование в колледже все более нацелено не просто на усвоение фактов истории и их причинно-следственных связей, но на формирование полноценного исторического мышления. Данная тенденция приводит к тому, что урок истории сегодня должен быть и по содержанию и по форме ориентирован на развитие познавательных способностей студентов, их самостоятельную работу по нахождению и анализу исторической информации.
В ходе работы развиваю у студентов умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного анализа, самостоятельно выбирать критерии для сравнения и сопоставления. На уроках истории применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно - коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно-диалогическая.
Сущность любой технологии заключается в наличии трех компонентов: цель, средства, гарантированный результат. Чему учить, зачем учить, как учить результативно.
Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать студентами самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, раскрывать, творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения интерактивных методов обучения является:
1.создание комфортных условий обучения,
2.формирование чувства успешности у студента,
3.продуктивность самого процесса обучения,
4.что необыкновенно важно для решения стратегического развития колледжа.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. На уроках использую такие формы обучения, как урок-дискуссия, урок-диспут, урок-конференция. Очень интересным получился урок-суд по теме: «Петр I и его эпоха»
Информационно - коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Мои студенты показывают достаточно высокие результаты в их использовании - составляют презентации. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентации.
Для себя отмечаю, что использование современных информационных технологий повысило активность студентов на уроках, позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность студентов, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств у студентов и их самореализацию. С большим интересом студенты воспринимают учебно-познавательные игры на уроках истории и внеклассных занятиях. В рамках конкурса: «Учебное занятие on-line» провели учебную игру по теме «Битва за Москву» среди колледжей принимавших участие в конкурсе наш колледж занял 1- место.
Также считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность студентов по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого студенты ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
При организации проектной деятельности студентов широко применяю технологию работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности ребят при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Дворцовые перевороты», « Эпоха Екатерины 2» , «Гражданская война в России» . Групповая работа позволяет изучать вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т. п. Заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) и готовят выступление по результатам проделанной работы.
В обучении стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому студенту, стремлюсь помочь развить личность студента с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного студента, осуществить личностно - ориентированный подход к обучению.
Урок истории с активным использованием компьютерных технологий- актуальное направление методики, требующих новых решений и нестандартных подходов. Возможность использования Интернет-ресурсов- огромный. Глобальная сеть Интернет создает уникальные условия для получения разнообразной необходимой для студента и учителей информации. На уроках истории с помощью интернета можно решать целый ряд дидактических задач, формировать и развивать навыки и умения студентов, формировать у студентов мотивацию к изучению истории. Студенты могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах проводимых в Глобальной сети. Студенты 1 и 2куса активно приняли участие в таких интернет-конкурсах, как «День народного единства», «Маршал Победы Г.К. Жуков», «Безопасный мир» , «Знатоки военной истории» и стали победителями.
Использование инновационных технологий позволило мне повысить мотивацию студентов к изучению истории, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность студентов на уроках. Современные приемы и методы работы на уроках истории способствуют тому, что из колледжа выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.