«Традиции и обычаи русского народа. Праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха»


Проект на тему:
«Традиции и обычаи русского народа. Праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха»
(подготовительная группа «Ромашки»)
Воспитатели : Надыбина Т.В
Иванова Е.Р.
МДОУ детский сад «Звездочка»
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.
        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
    Насыщенность народного праздника или игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-игровой;
исследовательско – творческий.
Участники проекта
- воспитатели;- музыкальный руководитель; - дети подготовительной группы;- родители;- социальные партнеры (выставочный зал Дома ремесел, библиотека, работники музея).
Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста с родной культурой, с произведениями устного народного творчества, с родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.Познакомить детей с праздником «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха» и следующим за ним праздником, русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников. Задачи: 1. Пробудить интерес к истории и культуре России.2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах.5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования этих праздников на Руси
- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах. - Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) . 
Новизна проекта
      Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.
Ожидаемый результат:
-Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур,
-расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях, традициях, фольклоре;
-Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю. -Формирование чувств национального достоинства. -Расширение кругозора детей через музей «Русская изба», созданного силами педагогов и родителей.-Широкое использование всех видов фольклора.- Обновление и насыщение предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению дошкольников с культурным наследием Руси. -Активное участие родителей в процессе воспитания детей на традициях русского народа
Формы работы по проекту:
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;-  экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод: 
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- разбор  житейских ситуаций;-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод :- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
-  проведение  игр: со строительным материалом
-дидактических игр «Хорошие и плохие поступки», подвижных игр «Помоги дедушке», малоподвижных «Мирилка», и др.;- изготовление кукол к сказкам;- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;- проведение  экскурсий различной направленности;- изготовление с детьми наглядных пособий;- организация продуктивной деятельности:
ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Ангел, Пасхальный сувенир.)
Работа с родителями:
Подбор литературы о праздниках.
Организация развивающей среды по теме «Праздник Рождества», «Масленица», «Пасха».
Участие в подготовке проектной деятельности детей по теме «Праздник Рождества».
Работа с педагогами. - Создание сценария праздника, подбор музыкального материала. - Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах. - Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно- творческой деятельности детей. 
Основной этап реализации проекта:
Образовательные области
1.Социально- коммуникативное развитие
-игра(сюжетно- ролевая, театрализованная, коммуникативная) сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости». муз. дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»
«Празднуем Пасху», «Готовимся к Пасхе». - Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц»; «Бои с крашенками»; «Прятание яиц»; «Где яйца варятся»
-труд оформление интерьера русской избы ; Изготовление кукол-скруток «Масленица»
-безопасность Беседа: «Как правильно зажигать и тушить свечу», «Как осторожно пользоваться свечой». - Беседа о правилах поведения во время праздника,
- Беседа на тему: «Огонь – незабава!»
2.Познавательное развитие
-ознакомление с окружающим миром : «История праздника Рождество Христово», «Легенда о Рождественской ёлочке». Презентация «О праздниках и традициях русского народа». «Что за праздник, Масленица?»
«Как отмечать Масленицу» Компьютерная презентация; «Детям об истории Пасхи», «Что такое Пасха?» , «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».
-ФЭМП «Расскажи по порядку», «Дополни ряд»
-конструирование из строительного материала
3. Речевое развитие
-словарь знакомство с новыми словами: коляда, скрутки, благовест и другие.
-звуковая культура речи «Составь слово по первым звукам»;
-грамматический строй
-связная речь придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
-чтение худ. литературы: И.Шмелёв «Рождество»;Е. Иванская «Предание о первой Рождественской ёлке»; А.Жуковский «Светлана» (отрывок из стихотворения);А. Корнифский «Рождество».
Д. Кузнецов «Блины», рассказ Т. Нуждиной «Блины».
сказки С. Лагерлеф «Красношейка», «Это-любовь», К. Островский «Пасхальный колобок».
- Стихи о пасхе: А. Н. Майков «Христос Воскрес»
А. А. Блок «Вербочки», К. Д. Бальмонт «Вербы»,
С. Есенин «Пасхальный благовест», А. Усачев «Пасха»  Старинные пословицы и поговорки о Пасхе. 
4.Художественно-эстетическое развитие
-рисование Организация выставки «Рождественские ёлочки»  ; «Рождественский колокольчик», рассматривание картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
«Учимся раскрашивать Пасхальное яйцо» (используем «Пасхальные раскраски». -лепка «Медведь на масленице»; «Масленичное Солнце».
«Украшение пасхального яйца» Лепим из глины куличи и пироги
-аппликация «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»
-музыка Р.н.п. «Коляда», «Как у нас то козёл»; Муз.игры «Как под наши ворота», «Тетёра».
-конструирование из бумаги « Ангелочек». 
5. Физическое развитие
-физкультура П/и «Клубок», «Нарядись – обрядись», «Лисонька – лиса» ; «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица». «Салки», , «Жаворонок», «Поймай валенок», «Пройди в ворота», «Молчанка».
-здоровье. беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Результативность 1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.2. Сформировались навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми людьми3. Обогатились знания детей о государственных праздниках.4. Расширились знания о традициях русского народа.5. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.Вывод: Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Масленица. Сценарий для детей старших и подготовительных групп
1-й ведущий.
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем, Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
2-й ведущий.
Приходите все без стесненья!
Билетов не надо -
Предъявите хорошее настроение.
Приходите, разомните кости,
Сегодня Масленица приглашает в гости.
Спешите скорей! Спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем-поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем!
1-й ведущий.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
2-й ведущий. Какое только что закончилось время года?
Дети. Зима!
2-й ведущий.
А зимние загадки
Отгадаете, ребятки?
1. Бел, да не сахар
Нет ног, а идет. (Снег)
2. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
3. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает? (Зимой)
2-й ведущий. Молодцы! А чем вам нравится зима?
Дети отвечают.
2-й ведущий. А какой развеселый праздник бывает зимой?
Дети. Новый год!
2-й ведущий. А что происходит в Новый год?
Все. Возле елки водят дети хоровод!
1-й ведущий.
Ну-ка, в круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
Хоровод заведем,
Весело спляшем и споем!
.
2-й ведущий. Ну, повеселились, вспомнили новогодние забавы, а теперь пора и весну встречать. Ведь уже март на дворе.
Ay, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Появляется Весна.
Весна.
Я Весна-КраснаК вам на праздник пришла.
2-й ведущий.
Весна-Красна!
На чем пришла?
Весна.
На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
1-й ведущий.
А мы Весну ждали,
Кудель допрядали.
2-й ведущий.
Летел кулик
Из-за моря,
Принес кулик
Девять замков.
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну -
Теплое лето.
Будем весну встречать,
Будем петь и танцевать!
2-й ведущий.
Ох, везде надо успеть -
И сплясать и песню спеть!
Съесть корзину пирогов
Да с три короба блинов.
Дети поют русскую народную песню "Блины".
Появляется Баба-Яга, одетая Масленицей, и ест пряник.
Баба-Яга. Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.
1-й ведущий. Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?
Баба-Яга. Это у меня-то? Да! Во, глядите!
Показывает и читает.
Назначается долгожданной Масленицей на 2013 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.
2-й ведущий. А что за подпись?
Баба-Яга. Кощей Бессмертный.
2-й ведущий. Уходите, мы вас Масленицей принять не можем!
Баба-Яга. Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам приготовила, пальчики оближешь.
Читает.
На первое суп-сантеНа холодной воде.
Крупинка за крупинкой
Гоняются с дубинкой.
На второе пирог -
Начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем,
С собачьим сердцем.
На третье, значит, сладкое,
Д а сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту.
Вот как! А еще у меня дудки,
Гусли, песни, прибаутки.
Сказки про Бабу-Ягу,
Про Кикимору болотную
Да Шишигу перелетную.
2-й ведущий. А мы тоже тебе сыграем, да посмотрим, годишься ли в Масленицы.
Шумовой оркестр. Баба-Яга падает.
2-й ведущий. Что-то не очень! Может, загадки отгадаешь?
Баба-Яга. Это я враз!
2-й ведущий.
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)
Баба-Яга отвечает неправильно.
2-й ведущий. Нет, не так!
Баба-Яга.
Разминалась я, постой,
Задавай вопрос второй.
2-й ведущий.
Заря-заряница
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)
Баба-Яга ошибается.
2-й ведущий. И опять не тот ответ. Прочь ступай, Лжемасленица завалящая.
Баба-Яга. А какая вам нужна?
Все. Настоящая!
Баба-Яга.
Все, вопросов нету,
Уезжаю. Эй, карету!
Ей дают метлу. Катает детей и затем улетает.
1-й ведущий.
Спеши к нам, Масленица, скорей,
Нет праздника нашего веселей!
Мальчики, выходите, Масленицу несите.
Заносят Масленицу.
2-й ведущий.
Отмечаем праздник Масленицы!
На празднике нашем железный закон!
Хмурым, угрюмым вход воспрещен.
Кто умеет веселиться, тот и горя не боится!
1-й ведущий.
Николай, Николай,
Сиди дома, не гуляй!
В балалаечку играй.
2-й ведущий.
Дорогая наша гостья,
Масленица - Авдотья Изотьевна!
Платок пестренький новомодненький,
Брови черные, наведенные.
Юбка пестрая, кофта яркая,
Идешь к нам с блинами и подарками.
Ну и ты не стой, спляши
И платочком помаши.
Исполняются частушки.
2-й ведущий.
Веселиться продолжайте,
В круг большой теперь вставайте.
2-й ведущий.
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретили тебя хорошенько:
Сыром, румяным пирогом,Жирным маслицем, блином!
Масленица, Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
1-й ведущий.
Масленицу провожаем,
Весну встречаем!
И блинами в группах угощаем!
Уносят Масленицу.