Рабочая программа модуля 02 Организация и проведение экспертизы и оценка качества товаров Специальности Товароведение


Департамент науки и образования кемеровской области
Государственное оборазовательное учреждение среднего професионального образования «МАриинский многопрофильный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и проведение экспертизы и оценка качества товаров
2015г.
Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (по отраслям)
Организация-разработчик:Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мариинский многопрофильный техникум»
Разработчики:
Затонская В.Р., преподаватель
Буряк Н.П. , преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20___ г.
номер
©
©
©
©
©

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
9
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
27
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
30
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (по отраслям)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация и проведение экспертизы и оценка качества товаров
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК- 2.1 – идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности;
ПК-2.2 – организовывать и проводить оценку качества товаров;
ПК-2.3 – выполнять задания эксперта более высокой квалификации при
проведении товарной экспертизы.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области коммерции при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- идентификации товаров однородных групп определённого класса;
- оценки качества товаров;
- диагностирования дефектов;
- участия в экспертизе товаров;
уметь:
-расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав
информационные знаки;
- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
-определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;
- отбирать пробы и выборки из товарных партий;
- проводить оценку качества различными методами (органолептически и инструментально);
- определять градации качества;
- оценивать качество тары и упаковки;
- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
- определять причины возникновения дефектов;
знать:
- виды, формы и средства информации о товарах;
- правила маркировки товаров;
-правила отбора проб и выборок из товарных партий;
- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп
определенного класса;
- органолептические и инструментальные методы оценки качества;
- градации качества;
- требования к таре и упаковке;
- виды дефектов, причины их возникновения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –330 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки –330 часов7561 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –220 часов;
самостоятельной работы обучающегося –110 часов;
учебной практики –часа
производственная практика – 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК-2.1 Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК-2.2 Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК-2.3 Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товарной экспертизы.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МДК 01 Методологические основы товарной экспертизы МДК 02 МДК 03 Производственная практика (по профилю специальности), часов Всего: 330 220 20 110 20 IVсеместр -
Vсеместр -
VIсеместр -
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК 02.01. Методологические основы товарной экспертизы Тема 1.1 Предмет, цели и задачи дисциплины. Структура экспертизы Содержание 2 1. Предмет, цели, задачи, принципы товарной экспертизы. Межпредметные связи с сопутствующими учебными дисциплинами. Основные понятия: экспертиза, эксперт, экспертная оценка, экспертные исследования, товарная экспертиза, товарная партия.
Цели и задачи экспертизы товаров.
Особенность и отличия экспертизы от других видов оценочной деятельности: контроля качества, сертификации соответствия.
Значение экспертизы потребительских товаров для коммерческой деятельности. ОК-1
ОК-2
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. отсутствует Тема 1.2 Объекты и субъекты товарной экспертизы Содержание 2 1. Объекты товарной экспертизы.
Потребительские товары, их градации. Критерии выбора потребительских свойств и показателей при проведении экспертизы. Особенности товара, как объекта товарной экспертизы.
Субъекты экспертизы, их классификация.
Требования для отвода экспертов.
Экспертные комиссии и группы, порядок формирования.
Организации, осуществляющие экспертизу отечественных и импортных товаров. ОК-1
ОК-2
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Тема 1.3 Средства товарной экспертизы Содержание 2 1. Классификация средств товарной экспертизы: признаки, группы. Средства контроля режима хранения: виды, простейшие приемы проверки правильности показаний.
Средства измерений: весоизмерительное оборудование, проверка наличия проверочных клейм и свидетельств; проверка правильности установки и показаний.
Средства информационного обеспечения: литература, нормативные и технические документы. ОК-1
ОК-2
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Изучение средств товарной экспертизы. Раздел 2. Методы товарной экспертизы 8 Тема 2.1 Органолептические методы и измерительные методы Содержание 2 1. Органолептические методы.
Показатели качества, определяемые этими методами.
Разновидности органолептических методов. Физиолого-психологические основы органолептической оценки.
Условия проведения органолептических испытаний. Дегустационные комиссии, их состав, принципы формирования. Измерительные методы.
Показатели качества, определяемые этими методами. Разновидности измерительных методов: классические (физические, химические) и современные (хромотографические, спектрографические). Общие представления об этих методах. Их возможности и применимость для целей экспертизы. ОК-1
ОК-2
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Изучение органолептических и измерительных методов испытания.
Тема 2.2 Экспертные методы оценки качество товаров Содержание 2 1. Обоснование целесообразности применения экспертных методов оценки: их применимость, ситуации целесообразного применения. Классификация методов экспертной оценки. Экспертные методы оценки качества и отбора экспертов, методы оценки экспертами показателей качества и методы опроса экспертов. Преимущества и недостатки разных методов, область их применения. Определение коэффициента весомости ПК-2.1
ПК-2.2
ПК-2.3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Изучение преимуществ и недостатков экспертных методов. Расчет коэффициента весомости Раздел 3. Товарная экспертиза Тема 3.1 Товароведная экспертиза потребительских товаров Содержание 2 1. Количественная, квалиметрическая (качества), идентификационная, документальная, комплексная.
Назначение, сфера применения результатов. Правовая база для проведения экспертиз разных видов. Экспертиза товаров по количеству. Понятие о массе брутто и нетто.
Методы измерений качества товаров: прямые (перешиванием, обмериванием) и косвенные (расчетным путем). Допустимые погрешности и нормы погрешности.
Количественная экспертиза товаров с нарушенной упаковкой. Правила проведения экспертизы по количеству при приемке товаров. ПК-2.1
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Основные этапы проведения экспертизы. Тема 3.2Квалиметрическая экспертиза товаров по качеству и комплектности Содержание 2 1. Показатели потребительских свойств и критерии их выбора для целей экспертизы. Комплектность товаров, ее проверка. Документальное оформление снижения качества или возникновения качественных потерь (отходов). Снижение качества товаров при эксплуатации и хранении.
Экспертиза по качеству при приемке товаров. Экспертиза новых товаров по качеству: этапы, показатели, методы. ПК-2.2
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1.  Изучение правил отбора проб картофеля при проведении экспертизы. Оформление акта отбора проб. Тема 3.3Фальсификация и идентификационная экспертиза. Содержание 2 1. История, понятия.объекты фальсификации. Виды, способы фальсификации, ее последствия. Идентификация: понятие, назначение, разновидности идентификационной экспертизы (групповая и видовая экспертиза подлинности торговой марки и страны происхождения). ПК-2.1
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 4 1. Способы обнаружения фальсификации и порядок идентификации потребительских товаров. Тема3.4 Санитарно-эпидемиологическая экспертиза Содержание 2 1. Цели и задачи для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Нормативно-правовая база проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Перечень пищевых продуктов, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе. Органы и службы СЭ надзора, их функции. СЭ экспертиза продукции. Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья: Нормативные документы, их регламентирующие. Экспертиза условий и сроков хранения продовольственных товаров. СЭ требования к организациям продовольственной торговли и общественного питания. ПК-3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Тема 3.5Правила и порядок проведения СЭ экспертизы товаров Содержание 2 1. Сроки проведения СЭ экспертизы.
Результаты СЭ экспертизы товаров.
Право подписи СЭ заключений. Претензии и споры между заявителем и исполнителем СЭ экспертизы.
Процедуры при проведении СЭ экспертизы товаров.
Сроки действия СЭ заключения на продукцию. Перечень продукции подлежащей СЭ экспертизе с целью выдачи СЭ заключений в федеральной службе по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. ПК-2.1
ПК-3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Тема 3.6 Экологическая экспертиза товаров Содержание 2 1. Цели, задачи, объекты, правовая база экологической экспертизы Нормативно-правовая база экологической экспертизы.
Цели и принципы экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы: государственная и общественная.
Сроки проведения и результаты экологической экспертизы.
Объекты и субъекты экологической экспертизы. Экологические показатели качества товаров: Виды загрязнителей и разрушителей, содержащихся в товаре и выделяемые товаром при его производстве, эксплуатации или утилизации.
Способы утилизации товаров и их отходов. ПК-2.1
ПК-3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Тема 3.7 Ветеринарно-санитарная экспертиза Содержание 2 1. Цели, задачи, объекты, правовая база ВС экспертизы Правовая база ветеринарно-санитарной экспертизы товаров: Закон РФ «О ветеринарии».
Цели и задачи ветеринарно-санитарной экспертизы.
Объекты ветеринарно-санитарной экспертизы: продовольственное, кожевенное, меховое и иное сырье, а также пищевые продукты животного происхождения Субъекты ветеринарно-санитарной экспертизы: Государственная ветеринарная служба РФ, ведомственная ветеринарная служба РФ, производственная ветеринарная служба РФ.
Нормативная база ВС экспертизы товаров: технические регламенты, стандарты. Информационное обеспечение ветеринарно-санитарной экспертизы товаров: Ветеринарные свидетельства, клейма и штампы. Ответственность за правильность ветеринарного клеймения и за нарушение ветеринарного законодательства РФ. ПК-2.3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Раздел 4. Организация проведения товарной экспертизы Тема 4.1 Правила и порядок производства экспертизы товаров Содержание 2 1. Правила организации и производства экспертизы товаров в экспертной организации.
Правовые основания для производства экспертизы. Основания для отказа в проведении экспертизы. Особенности экспертизы товаров, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну. Правила оформления, порядок подачи и регистрации заявки на проведение экспертизы: Права, обязанности и ответственность руководителя экспертной организацией. Принятие решения о производстве экспертизы или об отказе. Заключение договора на производство экспертизы между заказчиком и экспертной организацией. Правила оформления. Порядок регистрации и выдачи эксперту наряда на производство экспертизы. Исследование экспертом объектов экспертизы. Права, обязанности и ответственность эксперта. Правила оформления, порядок регистрации, учета и выдачи заказчику акта экспертизы (или заключения эксперта). ПК-2.3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Документальное оформление экспертизы. Тема 4.2 Требования к составлению акта экспертизы Содержание 2 1. Правила и сроки хранения архивного акта экспертизы (или заключения эксперта, копий всех документов, фиксирующие ход, условия и результаты экспертизы, иллюстрирующих материалов в экспертной организации. Правила хранения объектов поступающих на экспертизу. Особенности организации и проведения дополнительной товарной и контрольной экспертиз.
Экспертиза товаров по количеству и качеству. ПК-2.1
ПК-2.2
ПК-2.3
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Структура и содержание заключения эксперта (акта экспертизы). Раздел 5. Экспертиза и оценка качества продовольственных товаров Тема 5.1 Экспертиза и оценка качества плодоовощных товаров и грибов
Содержание 4 1. Товароведная характеристика и экспертиза качества: свежих овощей; свежих плодов; овощных и плодовых консервов в герметичной таре; соков, нектаров, сокосодержащих напитков; свежих и переработанных грибов. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Товароведная характеристика и экспертиза качества: овощных и плодовых консервов в герметичной таре. Тема 5.2 Экспертиза и оценка качества зерномучных товаров
Содержание 2 1. Товароведная характеристика зерномучных товаров: крупа, мука, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Отбор проб для анализа. Определение цвета, запаха и вкуса. Определение примесей. Тема 5.3Экспертиза и оценка качества мяса, мясных товаров. Содержание 4 1. Товароведная характеристика колбасных изделий, мяса, мясных консервов, копченостей, полуфабрикатов, субпродуктов, птицы и пернатой дичи. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 4 1. Определение качества колбасных изделий, мясных консервов. Тема 5.4 Экспертиза и оценка качества молочных товаров
Содержание 4 1. Товароведная характеристика молока и молочных продуктов: молока, сливок, кисломолочных продуктов, простокваши, кефира, сметаны, творога, молочных консервов, масла коровьего, сыров.ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 4 1. Экспертиза качества молока и молочных продуктов Тема 5.5 Экспертиза и оценка качества рыбных товаров
Содержание 4 1. Химических состав и пищевая ценность. Виды товарной рыбы и рыбных продуктов. Классификация и характеристика промысловых рыб. Физические и химические методы анализа и микробиологический анализ. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 4 1. Экспертиза качества рыбы и рыбных товаров. Органолептические методы оценки качества. Тема 5.6 Экспертиза и оценка качества вкусовых товаров
Содержание 2 1. Товароведение чая. Факторы формирующие качество чая. Требования к качеству. Приемка, отбор проб и экспертиза качества, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Правила заваривания чая и чаеподобных напитков. Товароведеная характеристика кофе: пищевая ценность, основные виды и ассортимент, сырье и производство. Требования к качеству. Приемка. Отбор проб и экспертиза качества. Фальсификация кофе. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Экспертиза качества чая и кофе. Тема 5.7 Экспертиза и оценка кондитерских изделий качества
Содержание 4 1. Товароведная характеристика кондитерских товаров: карамель, шоколад. Конфеты, мучные кондитерские изделия, халва и восточные сладости. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 4 1. Экспертиза качества конфет глазированных шоколадных глазурью, печенья. Тема 5.8 Экспертиза и оценка качества яйца и яичных товаров
Содержание 2 1. Товароведная характеристика яйца и яичных товаров. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Тема 5.9 Экспертиза и оценка качества пищевых жиров
Содержание 2 1. Товароведная характеристика пищевых жиров: растительные масла. Животные топленые жиры. Маргарин. Жиры кулинарные. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Экспертиза качества растительного масла Тема 5.10 Экспертиза и оценка качества пищевых концентратов
Содержание 2 1. Товароведная характеристика пищевых концентратов: обеденных блюд, сухих завтраков, продуктов для детского и диетического питания, овсяных диетических продуктов, полуфабрикатов мучных изделий. ПК-1.2
ПК-5
Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Раздел 6. Экспертиза и оценка качества непродовольственных товаров Тема 6.1 Особенности экспертизы качества непродовольственных товаров Содержание 2 1. Классификация непродовольственных товаров.качество и потребительские свойства. Оценочная деятельность в товароведении. Контроль и экспертиза качества непродовольственных товаров.ответственность изготовителя за ненадлежащее качество товаров. Оценка уровня качества. Информация о непродовольственных товарах. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. отсутствует Тема 6.2 Экспертиза и оценка качестватоваров из пластмасс Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация изделий хозяйственного назначения из пластмасс. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза хозяйственных товаров из пластмасс. Тема 6.3 Экспертиза и оценка качестватоваров бытовой химии Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация товаров бытовой химии. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза товаров бытовой химии (клеевых товаров, синтетических моющих средств, хозяйственного мыла, ЛКМ). Тема 6.4 Экспертиза и оценка качества стеклянных бытовыхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация стеклянных бытовых товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 2 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза стеклянных бытовых товаров. Тема 6.5 Экспертиза и оценка качества керамических бытовыхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация керамических бытовых товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертизакерамических бытовых товаров Тема 6.6 Экспертиза и оценка качестваметаллохозяйственных товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация металлохозяйственных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертизаметаллохозяйственных товаров. Тема 6.7 Экспертиза и оценка качества мебельныхтоваровСодержание 2 1. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертизамебельных товаров Тема 6.8 Экспертиза и оценка качества строительныхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация строительных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза строительных товаров. Тема 6.9 Экспертиза и оценка качестваэлектробытовых товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация электробытовых товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза электробытовых товаров. Тема 6.10 Экспертиза и оценка качества текстильныхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация текстильных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза тканей 2. Тема 6.11 Экспертиза и оценка качестваковровых товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация ковровых товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза ковровых товаров Тема 6.12Экспертиза и оценка качествашвейных товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация швейных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза швейных товаров Тема 6.13Экспертиза и оценка качества трикотажныхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация трикотажных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза трикотажных товаров Тема 6.14Экспертиза и оценка качествакожаной обуви Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация кожаной обуви. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза кожаной обуви Тема 6.15Экспертиза и оценка качестваэлектронных бытовых товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация бытовых электронных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза бытовых электронных товаров Тема 6.16Экспертиза и оценка качествашкольно-письменных, канцелярских товаров и средств оргтехники Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация школьно-письменных, канцелярских товаров исредств оргтехники. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертизашкольно-письменных, канцелярских товаров исредств оргтехники Тема 6.17Экспертиза и оценка качестваигрушекСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация игрушек. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза игрушек Тема 6.18Экспертиза и оценка качестваспортивного инвентаря, рыболовных и охотничьих товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация спортивного инвентаря, рыболовных и охотничьих товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза спортивного инвентаря, рыболовных и охотничьих товаров Тема 6.19Экспертиза и оценка качестваювелирных товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация ювелирных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза ювелирных товаров Тема 6.20Экспертиза и оценка качествачасовСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация часов. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза часов Тема 6.21Экспертиза и оценка качестваизделий народных художественных промыслов Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация изделий народных художественных промыслов. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза изделий народных художественных промыслов Тема 6.22Экспертиза и оценка качества резиновой, полимерной и валяной обуви Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация резиновой, полимерной и валяной обуви. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза фальсификация резиновой, полимерной и валяной обуви Тема 6.23Экспертиза и оценка качествапушно-меховых и овчинно-шубных товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза пушно-меховых и овчинно-шубных товаров Тема 6.24Экспертиза и оценка качества галантерейныхтоваровСодержание 2 1. Идентификация и фальсификация галантерейных товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза галантерейных товаров Тема 6.25Экспертиза и оценка качествапарфюмерно-косметических товаров Содержание 2 1. Идентификация и фальсификация парфюмерно-косметических товаров. Правила отбора проб и выборок из товарных партий. Требования действующих стандартов к качеству. Виды дефектов и причины их возникновения.Показатели качества и методы испытаний. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. Лабораторныеработы1. отсутствует Практические занятия 1. Оценка качества, подтверждение соответствия и экспертиза парфюмерно-косметических товаров Курсовая работа20 Самостоятельная работа при изучении МДК 02.02.
Изучение дидактических единиц выделенных курсивом, работа с нормативной документацией, поиск информации в интернете, работа с периодической печатью, проработка материала изученного на учебных занятиях по конспектам и учебной литературе, составление тестовых заданий, составление кроссвордов. Тематика курсовых работ
Экспертиза и оценка качества отдельных групп продовольственных товаров
Экспертиза и оценка качества отдельных групп непродовольственных товаров Тематика домашних заданий
Подготовка сообщений и докладов, рефератов, разработка презентаций, подготовка таблиц и схем для выполнения практических работ, составление тестовых заданий, составление кроссвордов, составление словарей. Всего 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов организации коммерческой деятельности и логистики; мастерских не предусмотрено; лабораторий технического оснащения торговых организаций и охраны труда. ?Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета организации коммерческой деятельности и логистики:учебная мебель, стенды, торговое оборудование, интерактивная доска.
Технические средства обучения: микрокалькуляторы, весы, контрольно-кассовые машины.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: торговая мебель, весы, контрольно-кассовые машины. ?Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
микрокалькуляторы;
весы;
контрольно-кассовые машины;
компьютерная справочно-правовая система.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Э.А. Арустамов. Охрана труда в торговле. [Текст]: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 160 с.
Э.А. Арустамов. Оборудование предприятий торговли. [Текст]: Учебное пособие. М.:. «Дашков и К0», 2006. 448 с.
М.С. Белоусов. Должностные инструкции в торговле. [Текст]: Практическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2007. 383 с.
Б.И. Герасимов, А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, Т.М. Уляхин. Основы коммерческой деятельности. [Текст]: Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2008. 272 с.
М.В. Графкина. Охрана труда в непроизводственной сфере. [Текст]: Учебное пособие. М.:. ФОРУМ, 2009. 320 с.
И.Н. Денисова. Организация и технология коммерческой деятельности. [Текст]: Учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2003. 208 с.
В.Ф. Кащенко, Л.В. Кащенко. Торговое оборудование. [Текст]: Учебное пособие. М.:. Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. 398 с.
О.В. Памбухчиянц. Организация и технология коммерческой деятельности. [Текст]: Учебник. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. 450 с.
Ф.Г. Панкратов. Коммерческая деятельность. [Текст]: Учебник для вузов. М.: «Дашков и К0», 2004. 504 с.
Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова. Оборудование торговых предприятий. [Текст]: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.
Санитарно-эпидемиологические правила. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», действует с 01.07.07г.
Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и общественного питания. М.: «Дашков и К0», 2006. 212 с.
Т.А. Стяжкина. Правила торговли.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 2008.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», 2009.
Дополнительные источники:
Д.Е. Гусятникова, И.Ш. Резепов. Все формы документов по защите прав потребителей.[Текст]: Разъяснения и рекомендации по составлению и заполнению. М.: Эксмо, 2009. 128 с.
Т.Н. Жукова. Коммерческая деятельность. [Текст]: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Вектор, 2006. 256 с.
И.В. Перелетова, И.П. Комиссарова. Применение ККМ в торговле. Особенности бухгалтерского учета и оформления первичных учетных документов. [Текст]: Практическое руководство. М.: Эксмо, 2008. 96 с.
М.А. Шалагина. Охрана труда и техника безопасности. [Текст]: Практическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2008. 221 с.
Н.Г. Щегло, К.Я. Гайворонский. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли. [Текст]: Учебник. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2001. 480 с.
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебных кабинетахорганизации коммерческой деятельности и логистики и в лаборатории технического оснащения торговых организаций и охраны труда. Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которая проводится в торговых организациях. При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся с учебным материалом модуля в лаборатории технического оснащения торговых организаций и охраны труда.
Описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся.
Изучению данного модуля должно предшествовать изучение дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономика организации», «Логистика», «Статистика», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Бухгалтерский учет».
Перечисляются дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)», преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав:высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)».
Мастера: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности, обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт работы в торговле является обязательным.?5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1.  Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
- нахождение деловых партнеров и установление коммерческих связей;
- составление заявок и заказов на товары;
- составление договоров;
- согласование условий и заключение договоров;
- составление спецификации по договору;
- обоснование изменений и расторжение договоров;
- контроль за исполнением договорных обязательств;
- обоснование предъявления претензий и санкций. Экспертная оценка выполнения практического задания
Тестирование
Устный экзамен
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
- управление товарными запасами и потоками;
- выполнение технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;
- ведение оперативного учета и контроля за их состоянием;
- определение полноты и стабильности ассортимента;
- активация продажи товаров (путем организации выставок-продаж, ярмарок и т.д.);
- выполнение рекламных мероприятий;
- маневрирование товарными запасами;
- обеспечение товародвижения и приемки товаров по количеству и качеству;
- размещение товаров на хранение (режимы, товарное соседство, штабелирование);
- создание оптимальных условий для хранения товарных запасов (температурного режима и относительной влажности воздуха). Экспертная оценка выполнения практического задания
Экспертная оценка на практическом занятии
Защита отчета по практике
Тестирование
Устный экзамен
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству. - изучение порядка приемки товаров по количеству и качеству в соответствии с инструкциями П-6, П-7;
- обеспечение товародвижения и приемки товаров по количеству и качеству. Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
- формулирование и обоснованиесоставных элементов коммерческой деятельности: целей, задач, принципов, объектов, субъектов, видов коммерческой деятельности;
- установление вида и типа организации розничной и оптовой торговли. Практический экзамен
Экспертная оценка выполнения практического задания
Тестирование
Устный экзамен
ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
- демонстрация оказания услуг розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
- выполнение услуг оптовой и розничной торговли: основных и дополнительных. Экспертная оценка выполнения практического задания
Экспертная оценка на практическом занятии
Устный экзамен
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
- демонстрация соблюдения правил торговли;
- оказание услуг розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли. Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. - применение в коммерческой деятельности организационно-правовых, административных, экономических, социально-экономических и социально-психологических методов управления;
- средства и приемы менеджмента;
- умение вести деловые беседы, переговоры при установлении коммерческих связей, заключении договоров;
- умение выстраивать систему эффективной коммуникации на предприятии. Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
ПК1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы. - использование основных методов и приемов статистики для решения практических задач в коммерческой деятельности;
- определение статистические величины, показателей вариации и индексов Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
ПК1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков. - применение логистических систем, а также приемов и методов закупочной и коммерческой логистики при выполненииприемки товаров по количеству и качеству,управлении товарными запасами и потоками, организации торговли в организациях оптовой и розничной торговли Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. - демонстрация эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдением правил охраны труда;
- демонстрация эксплуатации торгово-технологическое оборудование;
- обоснование применения правил охраны труда, экстренных способов оказания помощи пострадавшим;
- обоснование использования противопожарной техники;
- формулирование классификации торгово-технологического оборудования, правил его эксплуатации
организационных и правовых норм охраны труда
причин возникновения, способов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, применяемых мер при их возникновениитехники безопасности условий труда, пожарной безопасности. Экспертная оценка выполнения практического задания
Устный экзамен
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированностьпрофессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей профессии;
- эффективная самостоятельная работа при изучении профессионального модуля;
- результативное участие в студенческих конференциях, олимпиадах по профилю специальности;
- трудоустройство по полученной специальности. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ;
экспертная оценка результатов участия в конференциях и олимпиадах;
анкетирование
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - правильная последовательность выполнения действий на практических занятиях и во время учебной, производственной практики;
- обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач;
- личная оценка эффективности и качества выполнения работ. Экспертная оценка выполнения практических работ;
экспертная оценка выбора алгоритма выполнения производственных заданий при прохождении производственной практики
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих в процессеведения коммерческой работы по продажам товаров;
- решение вопросов формирования и изменения направлений развития товарного ассортимента в соответствии со спросом;
- оценка степени возможного риска. Экспертная оценка выполнения практических работ на практических занятиях и во время учебной практики;
экспертная оценка выполнения производственных заданий при прохождении производственной практики
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач;
- владение различными способами поиска информации;
- оценка и анализ полезности информации, выявление наиболее эффективного сектора рынка продаж товаров;
- использование полученной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития;
- самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ;
экспертная оценка выполнения производственных заданий при прохождении производственной практики
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -развитие коммуникативных и рефлексивных умений и навыков;
-умение работать в команде;
-владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе;
-формирование активной жизненной позиции;
-толерантность;
- соблюдение принципов профессиональной этики;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Анализ результатов наблюдения;
характеристика с производственной практики;
оценка коммуникативных навыков
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - организация самостоятельной работы при изучении профессионального модуля;
- стремление к расширению, углублению и закреплению профессиональных умений и знаний Анализ результатов наблюдения;
экспертная оценка выполнения самостоятельных работ
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. - соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов и технических условий. Тестирование, устный экзамен
Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.