Использование ИКТ на занятиях по РСВ и ФП


Использование ИКТ на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушениями слуха
Использование ИКТ на занятиях со слабослышащими открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга. Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти. В связи с потерей слуховых ощущений особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие у слабослышащих детей развито не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше.
Возможность полноценно проводить занятия с использованием ИКТ появилась, когда кабинеты были оснащены компьютерной техникой, появился класс с мультимедиа оборудованием. Для коррекции речи детей используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media, логопедический тренажер «Игры для Тигры». Учителя-сурдопедагоги самостоятельно разрабатывают и используют презентации отвечающие методическим требованиям к занятиям в условиях коррекционной школы II вида. Это даёт возможность за короткий промежуток времени (20 мин) включить максимально возможное количество видов работы, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, а технические возможности самой программы Microsoft PowerPoint помогают педагогам поддерживать у своих обучающихся устойчивый интерес к занятиям по развитию слухового восприятия. Не всегда даже самое качественное техническое оснащение позволяет установить обратную связь на таком уровне, чтобы отследить все отклонения от нормы произношения. Иногда при использовании готовых программ визуализируется положительный результат при астигматизмах свистящих, шипящих и других недостатках произношения. В работе с компьютерными презентациями педагог, услышав недостатки произношения, может нажатием мыши компьютера остановить выполнение упражнения.
Одной из актуальных задач формирования правильного произношения у слабослышащих обучающихся является усвоение ими длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи. На начальном этапе обучения практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы. В своей работе, развивая речевое дыхание обучающихся, учителя применяют компьютерную презентацию, в которой используются такие игры, как: задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звездное небо; закатывание мяча в ворота; сдувание листьев с дерева (лепестков с цветка); раздувание опавших листьев, закрывающих рисунок и т.п. В этой презентации используется анимация, но не используется микрофон для обратной связи.
Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием ИКТ, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и групповых занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки. В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Правильная организация занятия вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как учитель выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Учитель объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.
Учителями для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль учителя, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Литература
«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе . – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2005
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.
http://festival.1september.ru/articles/538607/
http://festival.1september.ru/subjects/15/?n=155
http://festival.1september.ru/articles/513744/
http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm
http://www.rusedu.info/Article830.html
Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html