Проект по теме: «Создание стимулирующей среды, ориентированной на позитивное восприятие и воспроизведение речевого материала на занятиях по РСВ и ФП».



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей»
Проект по теме: «Создание стимулирующей среды, ориентированной на позитивное восприятие и воспроизведение речевого материала на занятиях по РСВ и ФП».
Выполнила: учитель-дефектолог Нижегородской школы-интерната для глухих детей Бодехина Татьяна Александровна
Содержание:
Введение.
Особенности слухового восприятия и формирования произношения у глухих школьников.
Основная часть:
Использование игр и игровых упражнений с целью создания стимула на позитивное восприятие и воспроизведение речевого материала на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Использование современных компьютерных технологий на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с целью создания стимула на позитивное восприятие и воспроизведение речевого материала.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение.
Потеря слуха влияет на коммуникацию людей намного сильнее, чем иные сенсорные потери или дефекты. Поэтому есть все основания полагать, что дети с нарушенным слухом нуждаются в особых образовательных потребностях. Основным коррекционным направлением в школе для глухих детей является индивидуальная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Восприятие речевого материала на слух и автоматизация произношения звуков речи для глухого ребёнка является кропотливой работой и трудной задачей. Поэтому крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, вызывало познавательный интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, чтобы ребёнок каждый раз убеждался в своих возможностях.
Наибольшее число высказываний опытных педагогов, касающихся воспитания интереса к восприятию и воспроизведению устной речи связано с описанием ярких и интересных форм работы и в первую очередь с описанием роли игры, содействующей появлению интереса к этим занятиям.
Игра, являясь любимым занятием детей младшего возраста, вызывает активность, создаёт эмоциональный фон работы, повышает тонус, возбуждает интерес к индивидуальным занятиям и желание их посещать. Игра активизирует речь, позволяет быстрее накопить словарь, уточнить и расширить значение слов, овладеть звуковым составом слова и его слоговой структурой.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения к индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить состояние слуховой функции и речевого развития глухих учащихся.
Интенсивное развитие у глухих учащихся остаточного слуха, на базе которого создаётся слухо-зрительная основа восприятия и воспроизведения ими устной речи.
Проследить динамику коррекционного развития нарушенной слуховой функции и формирования произношения при интенсивном использовании дидактических игр, игровых упражнений и ИКТ.
Показать практическую значимость игровых обучающих технологий в развитии слухового восприятия и формирования произношения.
Я считаю, что использование игровых технологий будут способствовать:
- возникновению интереса к урокам;
- тренировать память;
- помогать учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулировать умственную деятельность учащихся;- развивать внимание и познавательный интерес к предмету;- способствовать усилению работоспособности всех учащихся;- помогать повысить эффективность коррекционной работы;- способствовать социализации детей, - развивать коммуникативную сторону. 
Особенности слухового восприятия и формирования
произношения у глухих школьников.
В нашей стране изучением остаточного слуха у глухих детей занимались такие учёные, как Н.Ф. Рау, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, Л.В. Нейман, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичёва и другие. Каждый из них внёс вклад в изучение слуховой функции глухих детей. Р.М. Боскис и Л.В. Нейманом создана медико-педагогическая классификация глухоты и тугоухости, которая стала основой дифференцированного обучения детей с разной степенью нарушения слуха.
Результаты исследований Ф.Ф. Рау, Л.В. Неймана, В.И. Бельтюкова и А.М. Масюнина показали, что при ограниченной слуховой тренировке у глухих детей весьма незначительна возможность восприятия на слух элементов речи. Остаточный слух у детей наиболее эффективно мог бы быть использован как вспомогательное средство при коррекции произношения и для восприятия на слух неречевых звучаний и отдельных элементов речи. вместе с тем в исследованиях Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюкова было выявлено, что бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие устной речи более эффективно по сравнению с моносенсорным (зрительным). Это позволило учёным высказать предположение о том, что улучшение слухо-зрительного восприятия речи происходит за счёт взаимной поддержки анализаторов.
Автор методики развития слухового восприятия глухих учащихся Кузьмичёва Е.П. констатирует, что в основу системы по развитию слуховой функции у глухих взяты следующие положения:
Нарушенная слуховая функция, как любая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определённых условиях. Знание общих закономерностей и особенностей развития глухого ребенка, использование в процессе обучения пластичности его центральной нервной системы служат важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в условиях коррекционно-педагогического обучения.
Учитывая системность развития всех психических функций, их теснейшую взаимозависимость, развитие речевого слуха у глухих осуществляется в условиях общего процесса их обучения и воспитания. При этом происходит развитие всех форм словесной речи, и в первую очередь устной, способности ее восприятия и воспроизведения.
У большинства глухих детей имеется неиспользованный слуховой резерв, который и реализуется в условиях систематической слуховой тренировки с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Этот резерв является основой для развития речевого слуха у глухого школьника.
Наиболее эффективными условиями развития речевого слуха у глухих детей являются такие, при которых обеспечивается неразрывная связь слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, совершенствованием всей познавательной деятельности.
Развитие речевого слуха у глухих школьников носит поэтапный характер. В процессе слуховой тренировки степень развития речевого слуха проявляется по-разному и не всегда согласуется с состоянием тонального слуха у глухого ребенка, которое является определяющим лишь на первоначальном этапе слуховой тренировки.
Развивающаяся в процессе специально организованного обучения возможность восприятия глухими школьниками речи на слух создает полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции их устной речи.
Основными факторами, обусловливающими развитие речевого слуха у глухих школьников, являются: степень сформированности слуховой функции, уровень умственного и речевого развития, лексическое содержание предъявляемого на слух речевого материала.
От своевременности выявления нарушения слуха и эффективности проведения специальных коррекционных мероприятий в значительной степени зависит судьба ребёнка со сниженным слухом – сможет ли он в достаточной степени адаптироваться в мире слышащих людей.
Работа по развитию слухового восприятия основывается прежде всего на аудиологической характеристике сохранившихся остатков слуха. Эта характеристика включает определение диапазона воспринимаемых частот, тональных порогов, динамического диапазона. Одним из наиболее принятых критериев различения глухоты и тугоухости является уровень порогов, определяемых при тональной аудиометрии. Под тугоухостью понимается стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. тугоухость может быть выражена в разной степени – от небольшого нарушения восприятия шёпотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости у уха. Восприятие тонов аудиометра при тугоухости может колебаться в диапазоне речевых частот (500, 1000, 2000Гц) не выше 82 – 85 дБ. Под глухотой понимается такое нарушение слуха, при котором без специального обучения оказывается невозможным восприятие речи. При глухоте наблюдается поражение звуковоспринимающей части слухового аппарата. Восприятие тонов аудиометра колеблется в основном в диапазоне 125 – 4000 Гц при средних порогах основных речевых частот не ниже 82 – 85 дБ.
В нашей школе обучаются дети, имеющие такие потери слуха в процентном отношении :
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение в формировании устной речи глухого, в совершенствовании его коммуникативных возможностей необходимо чёткое представление о значении слухового восприятия в становлении устной речи ребёнка, в развитии его психических функций. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира.
Нарушение слуха, особенно если оно наступило очень рано, до овладения речью, меняет всю картину психического развития ребёнка. При глухоте оказывается невозможным развитие речи естественным путём, так как изменяется характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, между периферическими и центральными процессами.
Имеющиеся у глухого ребёнка остатки слуха, если с ним не проводятся специальные занятия, дают возможность ограниченно воспринимать звуки окружающего мира. Физиологическая база для овладения устной речью в этих условиях оказывается резко сниженной.
Ф. Ф. Pay писал: «Для глухих III и особенно IV группы роль слухового компонента в механизме восприятия речи значительно возрастает, поскольку при надлежащих условиях они оказываются в состоянии наряду с указанными только что компонентами речи, улавливать на слух мелодическую структуру интонации, более или менее уверенно распознавать в словах гласные фонемы и некоторые типы согласных, что при соответственной тренировке и достаточном усилении позволяет им достичь способности моносенсорного слухового распознавания хорошо знакомых слов и некоторых фраз, хотя при слухо-зрительном восприятии устной речи и у этой категории глухих основная роль остается за чтением с губ».
Поражение слуха приводит к нарушению развития словесной речи в целом, что сказывается на развитии всех познавательных процессов.
Отсутствие слуховых речевых образов приводит к тому, что при восприятии речи ведущими оказываются зрительные и рече-двигательные компоненты. В этих условиях система обучения языку предусматривает компенсацию недостаточности слухового восприятия за счет зрительных (чтение с губ) и кинестетических раздражителей. Именно поэтому большинство глухих, оканчивающих специальные школы, где не проводилась в достаточной мере работа по развитию слухового восприятия, оказываются не в состоянии активно использовать имеющиеся у них остатки слуха. В основном они способны воспринимать лишь неречевые звуки окружающего мира. По высказыванию самих глухих, мир звуков представляется им сплошным шумом. Но даже и эта способность имеет определенную практическую значимость. Л. В. Нейман писал: «Играя известную познавательную роль, слуховое восприятие имеет для глухого и чисто практическое значение, облегчая ему ориентировку в окружающей среде». Ограничение восприятия глухими детьми звучащей речи (даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры) делает глухоту таким нарушением слуха, при котором исключаются «всякие попытки выработать у ребенка способность к восприятию речи и нормальному речевому общению»2. В этом случае глухой ребенок лишается возможности развития нарушенной слуховой функции и ее активного привлечения к процессу формирования устной речи.
Трудности в восприятии детьми устной речи отрицательно влияют на качество учебного процесса, на объем речевого материала, который может быть сообщен учащимся на уроке.
Полноценное включение глухих в общественно полезную деятельность, в общество окружающих их слышащих людей предполагает прежде всего способность глухого ребенка свободно понимать обращенную к нему речь собеседника. От качества устной речи глухого (возможности ее восприятия и воспроизведения) зависит не только его социальная адаптация, но и решение задачи интенсификации учебного процесса.
Расширение сенсорной основы формирования устной речи за счет развития слухового восприятия глухих, создание у них на базе развивающегося слухового восприятия слухо-речевой системы позволяет значительно ускорить учебный процесс. Возможность активного привлечеия развивающегося слухового восприятия в помощь восприятию речи является базой для решения важных задач повышения уровня образования.
Полноценное владение глухим ребёнком устной речью предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Слуховое восприятие, развивающееся в условиях специально организованного обучения, создаёт принципиально новую полисенсорную основу для формирования развития и коррекции устной речи глухих школьников.
«Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишённых слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но и непременно в виде устного слова. – Ф.Ф.Рау» Поскольку слуховой анализатор играет первостепенную роль в развитии речи ребёнка, нарушение слуха может в значительной степени препятствовать этому развитию. Если глухой или оглохший в доречевой период жизни ребёнок не получает своевременно специального воспитания и обучения, произносительная сторона речи у него практически не формируется.
К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного из факторов полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе. Развитие сурдопедагогической науки и практики, технический прогресс создают условия для совершенствования системы обучения глухих детей устной речи.
Основная часть:
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и   который призваны изменить. - А.М.Горький» Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения – это одна из основных форм работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих учащихся в условиях специального обучения. Именно на индивидуальных занятиях ребёнок учиться произносить каждый звук, уметь использовать эти знания и умения на других уроках и внеурочное время. На занятиях по РСВ ученик знакомится с миром звуков, которые соединяются в его сознании в слово, означающее смысл его речи и речи окружающих. Я работаю в школе глухих детей учителем индивидуальных занятий по РСВ и ФП более 25 лет и мне хорошо известно, что такие занятия могут стать «рутиной», быть скучными и неинтересными в силу необходимости многократного повторения одних и тех же упражнений и речевого материала. Поэтому на протяжении нескольких лет я работаю над темой: «Использование игровых технологий на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в младших классах». Свою задачу, как учитель, я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию слушать и говорить, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию умственных способностей учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Не менее важной задачей, является воспитание личностных качеств: трудолюбия, терпения, усидчивости. Поэтому необходимы были такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать ребёнка, создавать положительные эмоции. Такой формой деятельности стала игра. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. В игре мои дети охотно преодолевают значительные трудности в овладении произносительной стороной устной речи и развитии слухового восприятия, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает нам сделать любой учебный материал доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс автоматизации и дифференциации звуков. Она стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Кроме этого игры развивают у ребят произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности и самоконтроля. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Значение игры в формировании и коррекции произношения, а также в развитии слухового восприятия у глухих учащихся очень велико и выполняет следующие функции:обучающая (помогает в овладении знаниями); развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал); коррекционная (исправляет недостатки);  коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества);  терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении); занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). 
На индивидуальных занятиях по формированию произношения, кроме особенностей постановки звуков глухим детям, возникает проблема их автоматизации, также воспитания навыков самоконтроля и желания следить за своим произношением. Чтобы произношение звуков было достаточно чётким и стабильным, требуется многократное его повторение. Чтение слогов, слов, фраз несколько раз вызывает порой негативное отношение к занятиям со стороны детей. Как и перед любым логопедом, перед учителем- дефектологом в школе глухих возникает задача – заинтересовать детей, вызвать действенный познавательный интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, к заучиванию стихотворений, к чтению текста и запоминанию прочитанного.
На индивидуальных занятиях я применяю следующие виды игр:
дидактическая игра;
терапевтическая игра (психогимнастика, релаксация, фонетическая ритмика, гимнастика для пальцев рук, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика);
сюжетная игра-инсценировка.
В своей работе я стараюсь использовать игры чаще уже известные, но адаптированные для глухих детей определённого возраста, индивидуальных способностей. Создавая собственный вариант игры, я имею возможность учитывать ограниченный словарный запас своих учащихся, а игра становится более понятной, доступной, вызывает только положительные эмоции. К таким играм относятся словесные дидактические игры:
Логопедическое лото в различных вариантах: картинка – картинка, картинка – табличка, картинка – часть картинки, картинка – часть таблички, назывании чисел идр.Домино в различных вариантах: картинка – картинка, картинка – слово, картинка – слог и др.
Лабиринт – нахождение пути по определённым картинкам;
Кроссворды – кроссворды уже с нужными заготовками и составление собственных кроссвордов (например: игра «Словодел»);
Игровые упражнения с картинками, отдельными словами, слогами. чистоговорками, предложениями: «Составление цветка», «Составление солнышка», «Поймай рыбку», «Накорми зайчика,мишку», «Наряди ёлочку», «Собери овощи и фрукы в корзинки» и др.
Игры с предметными картинками – «Что пропало?», «Что изменилось?», «Что лишнее и почему?», «Запомни порядок», «Разложи картинки в коробки, в корзинки» и т.п.
Чудесный мешочек.
Игры на развитие слухового восприятия: «Уберём игрушки», «Верно – неверно», «Что нарисовал художник», «Рисуем дождь», «Кто в домике живёт» и др.
Чтение заданий, называние картинок с кубика.
Игры: «Кто быстрей?», созданные самостоятельно на основе известных игр-бродилок. Материалом для таких игр могут служить и просто отдельные картинки на определённый звук, и различные предложения , словосочетания, слова и задания типа: придумай, составь предложения из слов, дополни предложения, вставь пропущенные буквы, реши примеры и др.
Игры-вертолины.
В работе с глухими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения используются и специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки. Коррекционное влияние игры на эмоциональную сферу ребёнка с особыми потребностями доказывает, тот факт, что в норме школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний. Для возможности создания особого эмоционального настроя глухого младшего школьника на своих занятиях я использую и психогимнастику. Психогимнастика выполняет коррекционно-развивающую функцию, несёт мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают детей на новый вид деятельности.
Мимические упражнения. Реалаксация. Вы маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. Повторите расслабление. На грядке выросли замечательные овощи.
Психогимнастика. Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев. Изобразите весёлых поросят, испуганных поросят.
Психогимнастика. Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка.
Психогимнастика. Какое выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся?
Психогимнастика. Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.
Психогимнастика. Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую лису.
Психогимнастика. Мы играем на балалайке, трубе, бубне. А теперь изобразите выступления клоунов, гимнастов.
Психогимнастика. Изобразите утят, шагающих на пруд. Утёнок поранил ножку. Выразите эмоции страдания и боли. Утята увидели огромную собаку. Покажите, как они испугались. Изобразите, как мама-утка защищала утят, а потом – как учила их плавать.
Психогимнастика. Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

В работе над развитием слухового восприятия, что особенно трудно даётся глухим детям, использование дидактических игр особенно важно. Чтобы работа была интересной на таких занятиях, особенно при работе над текстом я применяю такие виды игровых упражнений:
ролевые игры с макетом,
ролевые игры с конструктивной картиной;
инсценировки;
сюжетные игры.
Творческую направленность и живой интерес вносит в индивидуальные занятия по формированию произношения фонетическая ритмика. Использование фонетической ритмики на занятиях способствует коррекции произношения, формирование у детей с нарушением слуха слитной, выразительной и естественной речи. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии у них естественности движений.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На практике пальчиковые игры вносят разнообразие в занятие.
В артикуляционные упражнения на индивидуальных занятиях по ФП тоже стараюсь внести игровые моменты: выполнение артикуляционных упражнений с яркой предметной картинки, адаптирую для глухих детей «Сказку про язычок», рассказик «Тру-ля-ля».
2. Дети с нарушениями слуха овладевают словесной речью и, в частности, устной её формой только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и широкого применения технических средств (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) и современных информационных технологий (И. Г. Багрова, Л. С. Годин, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, О. Н. Кукушкина и др.). 
В настоящее время современная школа получает возможность использовать новые компьютерные технологии при изучении практически всех предметов. Причём использование компьютерных технологий помогает ребёнку не только лучше понять и запомнить содержание учебного материала, но и самостоятельно производить его поиск и анализ, а в условиях специальных коррекционных школ они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
Потеря слуха влияет на коммуникацию людей намного сильнее, чем иные сенсорные потери и дефекты. Поэтому есть все основания полагать, что для детей с нарушенным слухом необходимость целенаправленной работы с использованием компьютерных технологий составляет особую образовательную потребность.
Компьютерные технологии могут эффективно использоваться учителями индивидуальной слуховой работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Существует ряд программ, направленных на формирование произношения у не слышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ дети с нарушенным слухом воспринимают их слухозрительно и контролируют произношение тоже слухозрительно.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и ФП возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
При создании такой презентации открывается прекрасная возможность использовать именно тот речевой материал, который доступен именно тем детям, которые будут её использовать. С помощью презентации я старалась создать для детей дидактические игры, которые используются в настольно- печатном варианте ( «Угадай,что пропало?» «Запомни порядок», «Разложи предметы в корзинки», «Кто спрятался на картинке», «Найди отличия» и др.). Следует отметить, что не смотря на это, компьютерный вариант игры вызывал у детей большую заитересованность, желание ещё и ещё раз повторить игру.
В настоящее время существует ряд программ, которые направлены на формирование произношения у не слышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ дети с нарушенным слухом воспринимают их слухозрительно и контролируют своё произношение тоже слухозрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и её продуцирования на слухозрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль эталонного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи. Используя в работе эти программы можно решать следующие задачи:
Практически использовать программы в процессе формирования произношения и развития слухового восприятия;
Подбирать и обрабатывать речевой материал в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;
Подбирать компьютерный материал для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;
Адаптировать обще дидактические программы для РСВ и ФП;
Повысить интерес и позитивный настрой учащихся на специальных индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Говоря о компьютерных программах, используемых на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, в первую очередь хочется отметить «Видимую речь». Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:
Сообщение новых знаний (подготовительные артикуляционные и дыхательные упражнения, постановка звука и его восприятие и т. Д)
Закрепление знаний (автоматизация звуков речи, дифференциация звуков, включение их в активную речь и т.д.)
Самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.
Включённые в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков.
Модуль «Наличия звука» обеспечивает знакомство ребёнка с принципом работы программы, а также позволяет измерить длительность речевого выдоха.
Модуль «Громкость» предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности.
Модуль «Громкость и голос» позволяет увидеть момент включения голоса.
Модуль «Включение голоса» предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения.
Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания.
Модуль « Дифференциация четырёх фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырёх фонем.
Наша школа приобрела программу «Видимая речь» два года назад. Изучив правила работы с программой и её возможности, я стала активно применять её в работе с младшими школьниками. Дети с удовольствием включились в эту работу. Программа «Видимая речь» позволила сделать индивидуальные занятия по формированию произношения более интересными и разнообразными для детей. Дети шли на занятие с удовольствием, с интересом выполняя всё новые, и новые инструкции и задания. Даже у детей имеющих задержку психического развития программа вызывала живой интерес. И в настоящее время программа активно используется на занятиях по РСВ и ФП.
Занятия по формированию произношения в школе глухих – это своего рода логопедические занятия. В настоящее время создано ряд компьютерных программ для логопедов. Такие программы тоже могут активно применяться в работе с глухими детьми. Эти программы содержат огромное количество речевого и наглядного материала для работы по автоматизации звуков.
В настоящее время создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
• Формирование произношения.
Развитие слухового восприятия.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
•Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»
Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
Программа говорящая русская азбука Azbuka ProДетская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно
Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А, Б, В, Г, Д - Учимся читать
1 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца1 Серия «Учимся и оздоравливаемся»
Перед учителями коррекционной школы 1 вида стоит задача изучить эти программы применительно к особенностям формирования произношения и развития слухового восприятия глухих школьников. Я уже попробовала применять такие программы в школе, это программы: «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др. Использование их способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия, желания слушать и говорить. Программа «Учимся говорить правильно» содержит отлично подобранный материал по развитию слухового восприятия неречевых звуков, звукоподражаний и речевых звуков.
Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
 Заключение:
В заключение хочется отметить, что в условиях школы 1 вида возможно, необходимо и целесообразно использовать все виды дидактических игр и игровых упражнении, а также ИКТ на индивидуальных зантиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это могут обеспечить нам современные игровые технологии и компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование игровых и информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Работая в школе для глухих детей учителем дефектологом, я поставила перед собой цель повысить эффективность своих занятий с целью создания стимулирующей среды, ориентированной на позитивное восприятие и воспроизведение речевого материала на занятиях по РСВ и ФП. Для этого я решила пробовать усовершенствовать уже имеющийся в нашей школе педагогический опыт по использованию игровых технологий, изучить и применять на практике современные компьютерные и игровые технологии.
Компьютерную программу «Видимая речь» я использую недавно, всего год, но сделав контрольные срезы, обнаружила положительную динамику. Я поставила перед собой задачу исправить типичные для глухих школьников призвуки при произношении согласных «П, Т, К» в конце слов и середине и перед глухим согласным. В сентябре 2012 года я провела обследование в 3-а классе и обнаружила, что все учащиеся имеют в той или иной степени данные призвуки: Маслова П. имела призвуки в 95% слов, Окунев А. – в 90% слов, Селиванова В. – в 100% слов, Колосов Д. – в 60% слов, Серов К. – в 80% слов, Шляпников Л. – в 65% слов (для обследования были взяты 20 слов с окончанием на звуки П,Т,К и 20 слов – в середине слова перед глухим согласным. В течение года я периодически проводила работу по устранению призвуков с помощью модуля «Громкость и голос» программы «Видимая речь». В мае 2013 года был сделан контрольный срез, взят другой список слов в таком же количестве. Были получены следующие результаты: Маслова Полина – в 0% слов имела призвуки, Окунев А. – в 10% слов, Селиванова В. – в 5% слов, Колосов Д. – в 10% слов, Серов К. – в 20% слов, Шляпников Л. – в 5% слов. А главное работа над устранением призвуков стала интересной, дети могли самостоятельно контролировать своё произношение и произношение товарищей в игровой доступной форме.
С помощью компьютерных программ нами создаются мультимедийные презентации к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой речи. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Для учащихся с трудом справляющихся с программными требованиями подбирается более простой речевой материал, задания выполняются с помощью педагога (создаются подсказывающие ситуации, задаются наводящие вопросы и т. п.). При работе над ритмико-интонационной структурой речи задания выполняются по подражанию педагогу, предлагается нотированный речевой материал (с выделенным ударением, орфоэпическими нормами, паузами). Для учащихся, без затруднений овладевающих программой по формированию произношения, используются более сложные задания, речевой материал с более сложными грамматическими конструкциями.С целью совершенствования словесной и устной речи, с помощью ИКТ создаются и проводятся слухо-речевые игры, «Конкурсы на лучшего чтеца стихов», спектакли, речевые праздники. Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности работы по формированию произношения, организации и проведения внеклассных мероприятий. Мы отметили, что у учащихся повысился познавательный интерес к занятиям, мотивация к использованию устной речи.

Список использованной литературы:
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1975
Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М., 1980.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1983.
Зубенко Н.П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах/ Мозырь: Содействие, 2007.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
Использование остаточного слуха при обучении глухих произношению. Метод. письмо. М., 1967.
Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. М., 1991.
Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха глухих. М., 1990.
Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в школе для детей с нарушениями слуха. Метод. письмо. М., 1994.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие/ под ред. В.И. Селивёрстова. М., 2001.
Нейман Л.В.Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961.
Программы специального (коррекционного) учреждения 1 вида. М., 2003.
Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., 1961.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.М., 1981.
Сурдопедагогика. БагроваИ.Г. и др. Учебник.М., 2004.
Хотеева Э.Н. Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время. – Дефектология, 1976, №6.