«Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях»


Саттарова Лилия Владимировна
учитель начальных классов
ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа- интернат I-II вида»
Республика Татарстан
«Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях»
Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается:
-на его психическом развитии,
-ограничивает познание окружающего мира,
-затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Решение данной проблемы видится в том, что нужно организовать целенаправленную, специально организованную деятельность по РСВ в учебно-воспитательном процессе школы во время фронтальных уроков, индивидуальных занятий, музыкально-ритмических занятий, а также во внеурочной деятельности.
Поэтому, важной задачей современной школы является развитие слухового восприятия учащихся, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых, неречевые звучания, разные шумы.
Задачей работы по развитию слухового восприятия речи является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного,типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности.
Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет довольно длительную историю. Глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей было начато в 30-40-ые годы в Научном исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук РСФСР под руководством Рахиль Марковны Боскис.
Исследования Боскис показали, что у слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. По сравнению с глухим ребенком, он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет других путей компенсации своего недостатка, т.е. главным образом не за счет зрения, а за счет полноценного слуха. По сравнению со слышащим, у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи. Частичный слух слабослышащего (в отличие от остатков слуха глухого) позволяет в какой мере на его основе формироваться речи.
Но поскольку приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, то и дальнейшее восприятие и понимание речи своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка. Речь слабослышащего ребенка оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. Так, наряду, с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитием грамматической структуры – многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, и неадекватное использование в своей речи. Все это накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности; сравнение, анализ, обобщение, отвлечение приобретают у слабослышащего специфические черты. Поэтому, необходимо развивать слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей.
Для повышения интереса к своему предмету, для повышения качества знаний своих учеников за основу своей работы взяла использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия на индивидуальных занятиях.
Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию.
Поэтому, включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психические процессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.
При планировании занятий от меня требуется знание психофизических, интеллектуальных способностей, и состояние слуха каждого своего ребенка. Обычно, готовясь к занятию, я подбираю дидактический материал, позволяющий активизировать потенциальные возможности детей с нарушением слуха.
Над данной методической темой я работаю 2 года. В данное время индивидуальное занятие провожу с 13 учащимися. Из них: шестеро – слабослышащие. К I - му отделению относятся – 3 учащихся, ко II-му – 3), а остальные учащиеся – глухие.
В процессе работы по РСВ использую аналитико-синтетический метод обучения. Он предусматривает восприятие не только целостных речевых единиц, но и, при необходимости анализа воспринимаемого на слух, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемое слово
Наряду с общепедагогическими принципами обучения школы для глухих и слабослышащих я руководствуюсь специальными принципами:
1. Принципом развивающих упражнений.
2. Принципом коррекции произношения
Принцип развивающих упражнений основан на развитии психических функций личности: развития мышления, речи, памяти, внимания, таких психических операций, как сравнение, сопоставление, обобщение. Анализ, синтез, развитие интеллектуальной и познавательной сфер деятельности, выработки самостоятельности в приобретении знаний и направленности к саморазвитию и творчеству. На своих занятиях я предлагаю учащимся такие задания:
-………, внимательно посмотри на картинки и скажи, какое это время года?
- Теперь скажи, какие изменения в природе происходят в марте? В апреле? В мае?
Определи, в какой картинке отражены эти явления…..
- Теперь сравни начало и конец весны.
В конце занятия ученик обобщает свои знания о весне.
В этих заданиях я предлагаю учащимся сделать сравнительный анализ сходства и различия явлений природы, сделать сопоставление.
- Внимательно посмотри и подумай. Что ты можешь сказать об этих картинках? Что в них общего? Какая картинка лишняя?
2. Принцип коррекции произношения. Одной из важнейших задач школы для детей с нарушениями слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

Работая над всеми разделами произношения: работе над дыханием, голосом,
звуками речи, словесным ударением и темпом речи стараюсь включать элементы
работы над РСВ, т.к. сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Например: При работе над дыханием применяю обратный и прямой счет, перечисление названий месяцев, чтение чистоговорок, скороговорок, фраз на одном выдохе, с паузами.[- Продолжи счет до 20 на одном выдохе слитно. 1, 2…] ? [- Считай до 20 на одном выдохе слитно]
[- Назови месяцы года на одном выдохе слитно]
При работе над раздельным проговариванием на 1 выдохе, предлагаю такие виды упражнений, как:
[- Считай до 20 , делая паузы после каждого 5 числа]
[- Считай от 1 до 19 на одном выдохе. Внимательно послушай, подумай и продолжи счет 1, 3, 5…] [- Назови месяцы года, делая паузы между временами года]
При подборе речевого материала опираюсь на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т.е. от слов и словосочетаний к фразам, предложениям. ?
Например: Игра «Составь слово».[- Составь слова из слогов. Скажи с ударением, соблюдая правила орфоэпии ] Задание.
[- Послушай слова, назови последующее за ним слово]
[понедельник - …] [шестой - …] [6 часов 16 минут - …] [1966 год - …]
[Выбери слова со звуком Ш] – шестой, шесть, шестнадцать, шестьдесят шестой.
Игра «Путаница».
[- Составь предложения, используя данные слова. Скажи с логическим ударением, соблюдая правила орфоэпии] При различении материала разговорно-обиходного характера применяю различные диалоги:
[- Какое время года сейчас?] [Какое время года прошло?]
По мере усвоения материала, использованного на занятии, его усложняю:
[- Что ты можешь сказать о прошедшей зиме?]
[- Какая зима была у нас в Туве?]
[- Опиши нашу зиму ][- Выбери из этих слов слова, которые описывают нашу зиму]
[- Прочитай приметы времен года. Отгадай, о каком времени года идет речь?]Иногда даю на слух предложения типа:
[- Столицей Республики Татарстан является город Казань]
[- Что ты услышал? Правильно ли я говорю?][- Тогда исправь меня]
[- На улице поздняя осень]
- Нет, на улице ранняя весна.
Такие игры, упражнения и задания развивают не только слуховое восприятие, но и мыслительную деятельность учащихся.
При работе над текстом с сильными детьми предъявление предложений на слух даю на расстоянии без деформированного текста:
- Встань и отойди на метр. Послушай 1 предложение:
В феврале день увеличивается уже на два часа. Если ребенок полностью воспроизводит предложение, увеличить расстояние: - отойди еще на полметра дать 2 предложение. Если ребенок не воспримет некоторые слова, то уменьшить расстояние: - подойди на полметра. А с другими детьми применяю традиционную форму – работу с деформированным текстом.
Также при работе с текстом применяю упражнения на различение материала без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь.
Поэтому целесообразно включать упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
В результате, опыт применения таких развивающих упражнений показал повышенный интерес к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом.
А также для развития слухового восприятия применяю неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных, птиц и т. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.
Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками:
—выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;
—дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;
уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т. к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.
Литература:
Быкова Л.М., Вишневская Е.Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. – Л.: Просвещение, 1979.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.:Просвещение,1985.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение,1980.