Статья Применение здоровьесберегающих технологий на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.


Применение здоровьесберегающих технологий на индивидуальных и фронтальных занятиях по РСВ и ФП.
Учитель-дефектолог: Приходько О.С.
При организации коррекционно – развивающей работы, учителя-дефектологи, в своей практической деятельности, на индивидуальных и групповых занятиях, применяют здоровьесберегающие технологии:
1. Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии.
Каждый кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинеты оформлены в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организуется проветривание кабинета.
2. Создание охранительного режима.
В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на индивидуальных занятиях, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения педагогами организуются условия для реализации охранительного режима:
- общение на занятиях проводятся на фоне положительных эмоций;
- активно поощряется на уроках инициатива и успех.
Используются нестандартные формы проведения занятий (групповые, в форме путешествия и т. д.) с соблюдением гигиенических критериев рационального проведения занятия.
3. Профилактика нарушений осанки.
Во время занятия осуществляется контроль за правильной осанкой обучающегося.
4. Использование фонетической ритмика.
Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильной оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.
5. Упражнения по развитию мелкой моторики рук.
Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие учащихся, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе педагоги применяют пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховка изображений, различные задания с сыпучими материалами, выполнение заданий на приборе «Ориентир» с раздаточным материалом.
6. Дыхательная гимнастика.
Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике учителя используют разнообразные игры на развитие дыхания.
7. Смена динамических поз, физкультминутки.
Для препятствия нарастанию утомления, снятию статической нагрузки дефектологи проводят физминутки, организуется смена динамических поз, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (у доски, около двери, около окна) : они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, выполнять какие-либо задания. Часть занятия дети проводят сидя. Это делается для того, чтобы и укреплять позвоночник, формировать осанку и снимать утомление. Физминутки проводятся не только с целью снятия утомления, а используются с пользой для изучения нового материала или повторения пройденного.
8. Профилактика нарушения зрения.
Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на охрану зрения. Педагоги используют зрительную гимнастику. Упражнения для снятия зрительного напряжения.
Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, учителя школы развивают у ребят осознанное, преобразовательное отношение к своему здоровью. Формируют у них мотивацию к здоровому образу жизни, знания о здоровье как ценности, культуру здоровья и личностных качеств. В связи с этим при составлении рабочих программ, при написании технологических карт занятий педагоги включают тексты, фразы, пословицы, стихи, различные задания, проводят беседы по темам «Спорт», «Здоровый образ жизни».
Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на индивидуальных и групповых занятиях по РСВ и ФП зависят от грамотно организованной работы учителя-дефектолога.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет младшим школьникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.