«Развитие мотивации, как одно из условий качества воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования».


«Развитие мотивации, как одно из условий качества воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования».
Мотивация - процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.
Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.
Процессы мотивации могут иметь разную направленность
Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю
Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.
Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.
Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.
Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.
Этой наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование».
Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.
Образовательная среда отделения дополнительного образования детей (ОДОД) как пространство актуализации изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Определение понятия «мотив» представляет определённую научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряжённые усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию творческих способностей детей, должен видеть потенциал в каждом ребенке, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. И действительно особенно ярко творческие способности обучающихся проявляются в условиях дополнительного образования детей и тут выявляется и их творческий потенциал, и развиваются способности в исследовательской работе. Научение опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.
Формирование мотивации учащихся
Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение образовательных стандартов, она создаёт преимущественно условия на овладение учебной деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению.
Образовательная среда объединения дополнительного образования детей (ОДОД) изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Изучение мотивации объединения дополнительного образования детей - это выявление их реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и группы в целом.
Результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса ее формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения - это создание в ОДОД условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог дополнительного образования при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приёмов; Изучать и формировать мотивацию ученика педагог дополнительного образования вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом педагогу ОДОД надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.
Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе,
направленное на: удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и общении,создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности,
развитие детской индивидуальности.
Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки, и спортивные секции, объединения дополнительного образования, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые творческие способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.
Общение со сверстниками и педагогами, увлечёнными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность». Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности. Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создаётся большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создаёт благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив. В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за принадлежность к ней.
Воспитательная доминанта дополнительного образования заключается в осуществлении "ненавязчивого" воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, формы организации дополнительного образования детей в различных группах объединения и о той воспитательной роли, которую играет участие детей в различных детских объединениях по интересам. Это важно обозначить именно проблемные зоны и узлы, некоторое поле для размышления и обсуждения того, что нужно сделать, чтобы повышение уровня воспитательной работы и использование воспитательного потенциала дополнительного образования детей не было бы просто очередными лозунгами и пустыми словами, а стало бы реальными шагами в важном для нас направлении.
Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием дополнительное образование и наоборот - нельзя. Воспитание соединяется с дополнительным образованием как его составная часть и как результат.
Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо, так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:
использовать, учитывая закономерности организации дополнительного образования детей;
игнорировать, если дополнительное образование свести только к обучению детей в некоторых сферах деятельности.
Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика