Песовет«Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения»


Педагогический совет
«Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования
с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации
ФГОС второго поколения»
Дата: 25 февраля 2015г;
Зам. директора по УВР МБОУ ТСОШ № 3 Цырендылыкова З.П.

Актуальность: с первого сентября 2015 года в основную школу придут 5-классники, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает ФГОС ООО. Это значит, учителя и педагоги основной школы должны освоить новые учебники, новую технологическую карту урока, новую систему оценки образовательных результатов, наладить систему внеучебной деятельности и вести мониторинг метапредметных результатов.
Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Цель: совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся МБОУ ТСОШ № 3 в связи с переходом основной школы на ФГОС второго поколения в 2015-2016 учебном году.
Задачи:
отработать механизмы проведения мониторинга в школе для учета индивидуальных достижений обучающихся в связи с реализацией ФГОС второго поколения.
внедрение методики оценивания при достижении планируемых результатов.
Участники:
педагоги школы
администрация
Подготовка:
Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.
Изучение педагогической литературы по обсуждаемой проблеме.
Работа учителей начальной и основной школы над проведением диагностических работ метапредметных результатов.
Составление проекта решения заседания педсовета.
Оформление и оборудование:
На доске записана тема педсовета;
Установлена мультимедийная установка для просмотра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] педагогического совета.

План проведения:
Доклад « » «Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения»- 15 минут (зам. директора по УВР Цырендылыкова З.П.).
Работа в группах по теме: «Диагностика и мониторинг личностных, предметных и метапредметных достижений обучающимися в основной школе» - 20 минут (модераторы групп Панченко Г.К., Рундина Е.М., Степанова Л.И., Цитрикова С.К., Кропотова М.И., Шляхова Н.И., Терентьева Е.В., Ладыка Е.Н.)
Выступления модераторов для принятия решения педагогического совета «Мониторинг и качества образования в школе» - 20 минут (модераторы групп).
Решение педагогического совета (5 – 10 минут)
Ход педсовета
1. Основной доклад.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
Что же такое «педагогический мониторинг»?
«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».
В настоящее время существенной особенностью мониторинга и диагностики является определение не только предметных, но и метапредметных достижений обучающихся.
Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время состоят именно в изучении и измерении личностных, предметных и метапредметных достижений школьников, которые позволят оценивать результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.
В рамках мониторинга при традиционной системе образования обращали внимание на необходимость выполнения образовательных программ, на оценку успеваемости всех обучающихся. В течение многих десятилетий преобладала внутренняя оценка качества знаний, например, во всем предметам прослеживается успеваемость, качество знаний, средний балл, степень обученности по предмету. Качество работы образовательного учреждения и каждого учителя, как правило, определялось по количеству выпускников поступавших в ВУЗы.
К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Так, например, по результатам внешней экспертизы, проведённой Комитетом по надзору и контролю в сфере образования РБ в апреле 2014г у учащихся 9-х классов МБОУ «Таксимовская СОШ № 3» по физике и математике, 4-х классов по математике и литературному чтению показатели (успеваемость и качество знаний) низкие. Администрацией школы проведён анализ и приняты меры по коррекции качества предметной обученности, но и возникла ещё одна проблема неумение учителей правильно анализировать работы учащихся, составлять аналитические отчёт. Учащиеся нашей школы показали низкие результаты, сразу же последовали управленческие решения со стороны РУО, потребовали отчет о качестве обучения в школе. Низкие показатели являются поводом для рефлексии результатов деятельности, переосмысления педагогического опыта, постановки новых педагогических задач.
Как и каким образом должна изменится такая ситуация в связи с переходом на ФГОС второго поколения? Чем должен отличаться мониторинг осуществляемого в условиях введения нового стандарта? Нужно искать ответы на эти вопросы. Готовы ли учителя-предметники работать по ФГОС ООО, какие существуют риски работы для учителей и учащихся основной школы.
Для учителя это:
- перегруженность отчетами;
- неумение увязать теорию с практикой;
- обилие и категоричность ценных указаний;
- авторитарность в преподавании;
- незнание требований ФГОСов, их разночтение;
- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.
Все это влияет на настроение учителя.
Для ученика это:
- неумение работать с литературой;
- риск перегрузок;
- беспомощность в выборе пути решения вопросов;
- привычка быть ведомым;
- завышенный уровень притязаний;
- неумение формулировать цели.
Поэтому для реализации ФГОС в основной школе учителю необходимо изучить все методические рекомендации по предмету, знать все инструментарии. Знать, что во ФГОСах прописана новая цель образования, новое содержание, технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания и мониторинг нужен в первую очередь для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, чтобы анализировать и корректировать образовательный процесс, а не для оргвыводов. Среди требований появились такие обязательные умения и способности, как: Умение диагностировать состояние образовательного процесса; Умение обеспечивать системный контроль, и коррекцию деятельности всех участников педагогического процесса; Умение прогнозировать. Мониторинг – это механизм, который поможет нам в достижении конечного результата, не более того.
Метапредметный результат – это развитие способностей
Мониторинг метапредметных УУД основан на следующих теоретических и методических положениях:
1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.
3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.
Целью мониторинга является получение обратной связи. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

«Как правильно организовать мониторинг ?»
Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга является ФГОС ООО.
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе, об этом будут говорить модераторы групп.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.
Функции психолого-педагогического мониторинга:
Диагностическая
Определение уровня развития того или иного умения.
Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.
Оценочная
Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
Контрольная
Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных, предметных и метапредмных достижений;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного образования школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на основной ступени образования.

Содержание мониторинга:
Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения
Технологические карты формирования УУД школьников
Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД
КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик
КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы
Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)
Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД школьника
В ходе диагностики учитель должен определить наиболее эффективные педагогические средства и приёмы.
Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения учебного процесса, обработки получаемых результатов.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в основной школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в 5 класс. Поэтому в начале сентября необходимо провести стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности пятиклассников к обучению в основной школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно провести диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.
Далее мониторинг проводится 1 или 2 раза в год, в конце апреля  каждого учебного года. В 5 классе проводится 3 диагностические процедуры: в сентябре, в декабре и в апреле.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к результатам и системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
Диагностика и мониторинг предметных результатов.
Освоения содержания учебных предметов - это предметные результаты.
Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Диагностика и мониторинг метапредметных результатов
Формирования универсальных учебных действий – это метапредметные результаты.
Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.
Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
Ш решение задач творческого и поискового характера;
Ш учебное проектирование;
Ш итоговые проверочные работы;
Ш комплексные работы на межпредметной основе;
Ш мониторинг сформированности основных учебных умений;
Ш портфолио и др.
Методами оценки метапредметных результатов являются:


· наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,


· оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,


· тестирование


· оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,


· оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)


· портфолио обучающегося;


· выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Диагностика и мониторинг личностных результатов
Ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания -это личностные результаты.
Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.


Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Главный вопрос: Что оценивать?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные, то есть умение действовать в различных ситуациях (учебных или жизненных).
Что такое результаты УЧЕНИКА?
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (заданий):
задания на диагностику предметных результатов (задачи, задания, упражнения и их группы, в которых указана цель и учеником должен быть представлен результат в виде применения,прежде всего, предметных знаний и умений);
задания на диагностику метапредметных результатов (задания и ситуация, требующие от ученика осуществить преимущественно надпредметные познавательные, регулятивные или коммуникативные действия);
задания на диагностику личностных результатов (надпредметные задания и ситуации, требующие от ученика, прежде всего, проявить свои личностные качества, нравственно-оценочные действия и т.п.);
ФГОС предлагает  принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»).
Методисты считают, что именно оценивание является одним из слабых мест деятельности педагогов.
Традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию.
Какова причина этих недостатков? Она одна, но существенна: в основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход – сравнение индивидуальных достиженийучащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников. И это на всех уровнях: от урока до ЕГЭ. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатамобразования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Какие нужны новые формы и методы оценки?
Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
            Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная системой развивающего обучения Л.В. Занкова диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.Какие пункты мы сегодня уже выполняем на уроках? Из своих наблюдений могу сказать, что это пункты 1(тестируем наших учеников по плану) , 3(не позволяем себе оценивать его личные качества), 4(стараемся оценивать только то, чему научили).
Трудно обстоит дело с критериальным оцениванием и планированием результатов оценивания (пункты 2. 5. 6.) Это ключевые моменты новых требований. На что ФГОС ООО обращает наше внимание? Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.
Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений.(Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности( сотрудничество, взаимодействие) и познавательных действий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем). Желающих познакомиться с характеристикой каждого УУД направляю к документу «Фундаментальное ядро содержания основного общего образования».
Введение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый и важно понимать, что она будет развиваться. Поставлена благая цель:
сократить до минимума число « отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения.
Для этого необходимо использовать два средства:
1) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно и при выборочном контроле учителя
2) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса.
Критерии должны пониматься и вами, и детьми однозначно и одинаково, - Критерии должны отражать через предметные результаты формирование у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Как организовать работу на уроках? - Обсудить цель, струткуру работы, план ее выполнения и КРИТЕРИИ оценивания вместе с учащимися в начале урока, - В течение урока напоминать несколько раз, что работа должна отвечать критериям, - В конце урока, даже если работа не доделана, ученик должен ее оценить по критериям, - Вы после каждого занятия проводите анализ и сравнение ваших оценок и самооценок работ учащихся. Как понять, что вы на правильном пути? - Ученики начинают понимать, что критерии им помогать правильно организовать работу на уроке, что это не “очередная блажь” учителя, - Ваш анализ и самоанализ детей совпадает (для этого используйте корреляционный анализ: считайте корреляции между вашими оценками и оценками учеников), - Работы растут в качественном исполнении, ученики больше мотивированы на выполнение заданий, - Ученики сами могут формулировать критерии выполнения заданий, охотно их обсуждают, - Ученики могут оценить по критериям не только свою работу, но и работу других учащихся. Они начинают понимать “прелесть” оценивания другими учениками их работ, ждут такой оценки, исправляют недочеты.
Вашему вниманию предлагается  оценить 7 правил (шагов) технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС

Групповая работа
1)Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные( неперсонифицированно);
2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;
3)Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;
4)Где накапливать оценки и отметки? В « Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
5) Когда ставить отметки? Текущие –по желанию, за тематические проверочные –обязательно;
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
6) По каким критериям оценивать?
По признакам трёх уровней успешности
-необходимый (базовый)-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;
-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;
- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;
7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам предметныхрезультатов (средне арифметическое). Итоговые - по накопительной системе оценок
 Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества основного общего образования на уровне школы должны быть максимально просты и сводиться к трем типам:
балльная оценка;
уровневая оценка;
бинарная оценка.
Для реализации этих механизмов фиксации результатов мониторинга необходимо выстраивать систему индикаторов трех типов:
индикаторы результатов;
индикаторы процессов;
индикаторы ресурсов.
Индикаторы результатов должны фиксироваться либо балльной оценкой (предметные, метапредметные результаты), уровневой оценкой (прежде всего метапредметные результаты), или бинарной оценкой (метапредметные и личностные результаты).
К системам оценки качества образования на школьном уровне необходимо предъявлять требования к выстраиванию текущего оценивания результатов образования по предметным и метапредметным результатам, для чего должны быть описаны содержательно уровни оценок.
Относительно оценки личностных результатов образования на уровне школы необходимо максимально технологизировать оценивание не собственно результатов, а, прежде всего условий, приводящих к появлению этих результатов у учащихся. Таким образом, должна быть разработана система индикаторов процесса, которая позволит оценить образовательную программу школы и образовательную среду с точки зрения обеспечения условий для достижения учащимися личностных результатов и проявления их в специально организованных системах школьных событий.

  Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно должны овладевать основными приемами учебной познавательной деятельности и учиться самостоятельно, работать с различными источниками информации. Учителя-предметники должны проводить диагностические работы для определения уровня подготовки обучающихся и вести мониторинг по своему предмету с учётом способностей, интересов обучающихся. Когда учитель будет вести диагностику и мониторинг предметных, метапредметных результатов ежегодно начиная с 5 класса, тогда подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Учитель должен вести свой мониторинг по нескольким направлениям:
С введением ФГОС ситуация изменилась, и важно быть готовым к комплексной оценке результатов обучения. В этой связи актуален мониторинг универсальных учебных действий, позволяющий отслеживать результаты обучения школьников в условиях реализации ФГОС, выявлять динамику образовательных достижений, определять тенденции и формулировать прогноз. Метапредметные результаты, согласно стандартам, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Уровень владения метапредметными умениями выносится на итоговую оценку образовательных достижений учащихся, следовательно, и оценивается в ходе внутришкольного мониторинга, основной задачей которого становится отслеживание динамики овладения учащимися основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
Оценка метапредметных результатов предполагает определение способностей и готовности к освоению новых знаний и универсальных умений. Оценивается способность к сотрудничеству и коммуникации, решению практических задач и использованию ИКТ компетенций для своего обучения и развития. Формой оценки этих видов компетенций может быть результаты проведения учащимися проектной и исследовательской деятельности. Контроль метапредметных результатов должен носить систематический характер. Внутришкольный контроль должен включать мониторинг уровня сформированности УУД. Такой мониторинг позволит дать ответы на вопросы: готов ли учитель к работе по новому образовательному стандарту?
В заключении необходимо отметить, что в настоящее время перед учителем стоит задача осуществлять мониторинг не только предметных, но и личностных и метапредметных достижений. Для успешной диагностики уровня метапредметных результатов необходимы вопросы и задания, позволяющие проверять сформированность универсальных учебных действий на предметном материале. Результаты мониторинга должны стать основой для организации образовательного процесса в логике системно- деятельностного подхода.
Создаваемая система мониторинга должна быть направлена на получение объективной всесторонней картины образовательной деятельности:
учащихся;
педагогических работников;
образовательных учреждений;
субъектов РФ и всей системы российского образования.
Рекомендации учителям – предметникам постоянно:
использовать в своей деятельности современные интерактивные образовательные технологии в целях повышения эффективности УВП;
  на учебных занятиях в системе осуществлять работу, направленную на формирование УУД;
 вести мониторинг уровня сформированности УУД учащихся;
  ввести в практику составление технологической карты урока.


Решение:
отработать механизмы проведения диагностики и мониторинга в школе для учета индивидуальных достижений обучающихся в связи с реализацией ФГОС второго поколения.
внедрение новые методики оценивания при достижении планируемых результатов.
разработать инструментарий сформированности УУД 
 разработать технологическую карту оценки деятельности учителя по формированию УУД и   ввести в практику составление технологической карты урока.
использовать в своей деятельности современные интерактивные образовательные технологии в целях повышения эффективности УВП;
  на учебных занятиях в системе осуществлять работу, направленную на формирование УУД;
 вести мониторинг уровня сформированности УУД учащихся;

Литература
1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.
2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.
3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.
4.. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС».Вебинар( Webinar.ru) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения».
5. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция ( «Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург,д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.
6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».
















Приложения

Внутренняя оценка – процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами учащихся, педагогов, администрации, общественностью, родителями). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примерами такого вида оценки могут быть: самооценка субъектов образовательного процесса, самооценка школы, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей, оценка учебных предметных программ.
Внешняя оценка – проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Ее результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определенный промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе, стране.
Примерами такого вида оценки являются: государственные экзамены, государственная инспекция, внешний независимый (общественно-профессиональный) аудит, мониторинговые исследования, в которых школа принимает участие.

При реализации основной образовательной программы основного общего образования в этой системе оценивания предлагается учитывать следующие виды оценки образовательных результатов школьников:
– оценку готовности к обучению на их «переходе» из начальной в основную школу;
– оценку индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса;
– промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков;
– формативное (формирующее) оценивание для обучения;
– оценку внеучебных достижений школьников;
– итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков;
– итоговую (государственную) аттестацию выпускников основной школы.
Во внутреннем оценивании на уровне школы к системе оценивания предъявляются требования выстроить технологически инструментарий, обеспечивающий соблюдение следующих ключевых принципов:
– принцип индивидуализации образования и оценки его результатов;
– преемственность результатов образования на ступени основного общего образования с результатами других ступеней общего образования;
– объективность оценки;
– агрегируемость (или накопляемость) результатов оценки.

Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества основного общего образования на уровне школы должны быть максимально просты и сводиться к трем типам:
балльная оценка;
уровневая оценка;
бинарная оценка.
Для реализации этих механизмов фиксации результатов мониторинга необходимо выстраивать систему индикаторов трех типов:
индикаторы результатов;
индикаторы процессов;
индикаторы ресурсов.
Индикаторы результатов должны фиксироваться либо балльной оценкой (предметные, метапредметные результаты), уровневой оценкой (прежде всего метапредметные результаты), или бинарной оценкой (метапредметные и личностные результаты).
К системам оценки качества образования на школьном уровне необходимо предъявлять требования к выстраиванию текущего оценивания результатов образования по предметным и метапредметным результатам, для чего должны быть описаны содержательно уровни оценок.
Относительно оценки личностных результатов образования на уровне школы необходимо максимально технологизировать оценивание не собственно результатов, а, прежде всего условий, приводящих к появлению этих результатов у учащихся. Таким образом, должна быть разработана система индикаторов процесса, которая позволит оценить образовательную программу школы и образовательную среду с точки зрения обеспечения условий для достижения учащимися личностных результатов и проявления их в специально организованных системах школьных событий.
В этом случае показатели мониторинга оценки качества образования не призваны фиксировать собственно личностные результаты учащихся на уровне школы, а обеспечивают:
фиксацию готовность школы технологично обеспечивать реализацию образовательной программы, приводящей учащихся к личностным результатам образования;
фиксацию личных внеурочных и внеучебных результатов учащихся как индикаторов проявления личностных результатов образования.
Непроявленность личностных результатов образования в этой связи может свидетельствовать лишь о недостаточных условиях, обеспечивающих их достижения в рамках образовательной программы


























Описание механизмов оценивания качества образования
Механизмы оценивания качества образования инструментально универсальны для оценки результатов образования детей в 5-8 классах и для оценки условий реализации основной образовательной программы ступени. Однако содержательно эти механизмы имеют специфику реализации при оценке разных типов результатов учащихся, различных видов условий реализации основной образовательной программы ступени (материально-технические, кадровые и др.)
Фиксируется три механизма: балльная оценка, уровневая оценка и бинарная оценка.
Балльная оценка предполагает предварительное описание норм оценивания в баллах. Для этого
образовательным учреждением выбирается шкала (или шкалы) оценивания (5-тибалльная, 10-балльная, n-балльная);
содержательно описывается, по каким признакам оцениваемого объекта необходимо ориентироваться для фиксации оценки в виде балльной отметки;
описываются состояния оцениваемого объекта через конкретизацию выделенных признаков объекта оценивания;
каждому состоянию оцениваемого объекта ставится в соответствие определенное количество баллов.
Балльная оценка традиционно применяется в школе для оценивания предметных результатов учащихся. Это наиболее быстрый в реализации механизм оценивания предметных результатов учащихся. Однако его существенным ограничением является содержательная «свернутость» результата оценки. Непосредственно балл лишь обобщенно характеризует объект оценки. Для обеспечения формирующего воздействия балльной формы оценки на деятельность и личность учащегося необходимо разворачивать балльную отметку содержательно. Для этого каждый раз необходимо обращаться к нормам балльного оценивания, либо снабжать балльную отметку развернутым пояснением.
Однако есть вариант балльного оценивания, некоторых объектов оценки, который обеспечивает возможность дифференцированной фиксации максимального количества баллов в зависимости от особенностей этого объекта оценивания. Если объект оценивания состоит из отдельных блоков (модулей) и возможно оценивать полноту представленности в объекте оценивания всех его составляющих. Например, если всего составляющих в объекте оценки в идеальном состоянии всего 7, а в результате оценивания выявлено на момент оценивания наличие только 5 составляющих, то результат оценки может быть зафиксирован балльным выражением в формате «5 из 7». Такой способ оценки результатов детей наиболее подходит для фиксации целого комплекса результатов (5 из 12 грамотностей сформированы на высоком уровне, 6 из 15 учебных модуля освоены на высоком уровне, 7 из 12 требований к условиям обеспечены в полном объеме и т.д.)
Уровневая оценка подразумевает предварительное содержательное описание уровней, фиксирующих состояние оцениваемого объекта и описание признаков и способов диагностирования, обеспечивающего отнесение состояния оцениваемого объекта к одному из описанных уровней.
Для реализации уровневого оценивания необходимо формировать навык быстрой ориентации в уровнях оценки, либо максимально визуализировать описания этих уровнях непосредственно в инструментарии оценивания. В этой связи наиболее адекватным инструментарием для осуществления уровневой оценки является электронный инструмент, позволяющий задавать визуально уровни оценивания.
Для обеспечения формирующего воздействия уровневого оценивания не менее важно обеспечить получателя информации о результатах уровневого оценивания инструментов содержательной «расшифровки» уровневой оценки – инструменты, позволяющие на языке, понятном получателю информации, представить содержательное описание уровня, обозначенного в результате оценки и при необходимости содержательные описания более низких и более высоких уровней, характеризующих состояние оцениваемого объекта.
Уровневое оценивание наиболее эффективно применять для оценки результатов образования (прежде всего метапредметных результатов). Однако эффективно применять такой механизм оценки и для оценки условий реализации основной образовательной программы ступени общего образования (прежде всего кадровых условий реализации ООП ступени общего образования).
Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п. Такая оценка позволяет фиксировать результаты наблюдений за состоянием оцениваемого объекта, а затем анализировать качественно частоту и характер фиксируемых в бинарной оценке наблюдений. Применительно к личностным результатам учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования возможно формирование и перечня личностных результатов образования, перечень признаков под каждый результат, по которым можно судить о проявленности или непроявленности результата у конкретного ребенка, а также перечень вариантов событий, в которых те или иные результаты наиболее естественным образом могут проявляться детьми. Фиксация моментов проявления тех или иных личностных результатов ребенка позволяет визуализировать картину результатов наблюдения и обеспечить ретроспективный анализ достижения личностных результатов образования ребенка. При этом необходимо понимать, что оценивание личностных результатов образования ребенка строится на наблюдениях. Если некоторые личностные результаты не проявлены ребенком во внешнем пространстве, это не означает, что личностных результатов ребенок не достиг, возможно, это свидетельствует о том, что событийный ряд, в котором организовано формирование и проявление личностных результатов образования детей в рамках основной образовательной программы ступени общего образования не позволяет в полной мере учесть индивидуальные особенности конкретного ребенка. Тогда такая оценка оказывает формирующее воздействие на команду разработчиков основной образовательной программы образовательного учреждения и педагогов, обеспечивающих ее реализацию.

Описание механизмов реализации мониторинга: процедуры оценивания различных показателей, алгоритмы деятельности субъектов, вовлеченных в мониторинг, возможные планы-графики проведения мониторинговых исследований, периоды сбора данных

Мониторинг оценки качества основного общего образования будет осуществляться в двух направлениях:
на регулярной основе, 1 раз в год, с уровня каждой школы будет проводиться мониторинг оценки качества образования, который будет исследовать школьные системы оценки качества основного общего образования (далее – Регулярный мониторинг);
в варианте инициативного само-мониторинга школы могут принять участие в мониторинге оценки качества основного общего образования, в рамках которого будет фиксироваться какие оценочные процедуры наиболее востребованы и распространены в школах (в разрезе предметных, метапредметных и личностных результатов), какие наиболее распространенные способы фиксации результатов оценки качества используются (далее – Инициативный мониторинг). Результаты этого мониторинга будут анализироваться в течение года, а формирование отчета будет происходить один раз в год.
Регулярный мониторинг
Регулярный мониторинг будет проводиться 1 раз в год в октябре. На основании основной образовательной программы ступени основного общего образования школы будут заполнять электронную форму, в которой по заданным показателям школы экспертируют свои системы оценки качества образования в разрезе предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Оценивается:
полнота оценочных процедур, осуществляемых в школе;
нормативная обеспеченность оценочных процедур;
инструментальная обеспеченность оценочных процедур.
Собираемые данные подтверждаются ссылками на основную образовательную программу и иные локальные акты школы, регламентирующие оценочные процедуры в школе.
Для сбора данных мониторинга школа определяет оператора электронного мониторинга. Один раз в год оператор распечатывает систему показателей мониторинга и предоставляет распечатку директору школы. Директором школы организуется работа по сбору данных. Собранные данные предоставляются оператору для ввода в систему электронного мониторинга. До 30 октября текущего года заканчивается сбор данных и проводится агрегация этих данных на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
По показателям регулярного мониторинга оценка ведется и балльная, и уровневая, и бинарная. Механизм фиксации оценки конкретизируется конкретным показателем.
В Регулярном мониторинге наиболее часто используемым механизмом фиксации данных будет бинарная оценка (да–нет, есть–нет).
Инициативный мониторинг
По всем типам образовательных результатов в рамках мониторинга будут разворачиваться оценочные процедуры. Система мониторинга, включающая инструменты для фиксации результатов оценочных процедур по всем типам результатов, в соответствии с требованием государственного контракта будет электронной.
В приложении представлены показатели и индикаторы электронного мониторинга раздельно по типам образовательных результатов. Отдельно разрабатываются и технологические таблицы, задающие индикаторы, источники данных под эти индикаторы, описания способов сбора данных и способов фиксации данных по результатам оценки (разрабатывается отдельно в соответствии с моделью мониторинга оценки качества основного общего образования в рамках исполнения пунктов 1.1.3–1.1.5 государственного контракта.
В данном разделе представляются общие требования к представлению этих данных для дальнейшей технологической проработки электронных инструментов фиксации данных о результатах оценочных процедур в информационную систему, которая предполагается к разработке на втором этапе проекта и будет обеспечивать проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты).
Примеры процедур оценивания качества предметных результатов учащихся:
Включенное наблюдение и фиксация его результатов,
Проведение контрольного чтения и фиксация его результатов,
Тестирование и фиксация его результатов,
Контрольная работа и фиксация ее результатов,
Проведение изложения и фиксация его результатов,
Устный опрос и фиксация его результатов,
Самостоятельная работа и фиксация ее результатов,
Беседа и фиксация ее результатов,
Контрольное чтение и фиксация его результатов,
Тест на читательскую грамотность и фиксация его результатов,
Диктант и фиксация его результатов,
Сочинение и фиксация его результатов,
Жанровое сочинение и фиксация его результатов,
Письменная дискуссия (например, в учебном форуме) и фиксация ее результатов,
Устный экзамен, зачет и фиксация его результатов,
Защита проекта (творческий экзамен) и фиксация ее результатов,
Проверка личного словаря ученика и фиксация ее результатов,
Зачёт и фиксация его результатов,
Письменная диагностическая работа и фиксация ее результатов,
Оценка портфолио и фиксация ее результатов,
Оценка публикаций (электронные и бумажные продукты) и фиксация ее результатов,
Наблюдение в процессе обсуждений и дискуссий и фиксация его результатов,
Письменная работа на основе комплекта диагностических заданий и фиксация ее результатов,
Конкурсы чтецов и фиксация их результатов,
Литературные конкурсы и фиксация их результатов,
Презентация (электронные и бумажные продукты) и фиксация ее результатов,
Написание отзывов, рецензий и фиксация их результатов,
Внешнее независимое тестирование и фиксация его результатов,
Оценка результатов проектной деятельности и фиксация его результатов,
Олимпиады и фиксация их результатов,
Сдача международных экзаменов и фиксация его результатов,
Оценка языкового портфолио и фиксация его результатов,
интерактивный портфолио и фиксация его результатов,
и др.
Под каждую такую процедуру оценивания в момент разработки электронной системы мониторинга в разрезе результатов образования будет создан тпповой (примерный) инструмент оценивания и фиксации.
Каждая школа в электронной системе мониторинга получает электронный кабинет. В электронном кабинете выставляются показатели и индикаторы под все типы результатов. Учитель или администратор имеет возможность выбрать, основываясь на личных предпочтениях и проявленных в ходе Регулярного мониторинга представлениях о школьных системах оценки качества образования, один или несколько типовых инструментов оценивания и фиксации оценки (балльное оценивание, уровневое оценивание или бинарное оценивание). Далее организуется оценивание данным инструментом или инструментом, созданным аналогично данному. Результаты оценки вносятся в систему электронного мониторинга. В случае самостоятельной разработки инструмента оценивания – в мониторинговую таблицу вставляется файл с описанием инструмента оценивания.
По окончании учебного года (в июне текущего года) школа получает сводную статистику применения и разработки инструментов оценивания и участия в системе электронного мониторинга.
Сводные данные формируются также и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Процесс ввода данных в систему электронного мониторинга контролирует школьный оператор электронного мониторинга.




"Реализация ФГОС: мониторинг и диагностика метапредметных образовательных результатов"
ЦЕЛИ: выяснить и обсудить в группе особенности метапредметного подхода в системе оценки достижения образовательных результатов
Вопросы для обсуждения в группе
Метапредметная деятельность.
Метапредметные компетентности как образовательные результаты.
Критерии оценивания метапредметных результатов.
Как разработать и провести урок, обеспечивающий метапредметные результаты.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБСУЖДЕНИЯ:
уточните для себя понятие "метапредметный результат", "метапредметная деятельность";
определите метапредметные компетентности, которые можно развивать на своих уроках;
разработаете задания по своему предмету, направленные на обеспечение метапредметных результатов, диагностирующие их уровень.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ и выступить с решением группы по достижению метапредметных результатов на уроках.
1)Что оцениваем?
2)Кто оценивает? 
3)Сколько ставить отметок?
4)Где накапливать оценки и отметки? В « Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
5) Когда ставить отметки?
6) По каким критериям оценивать?
По признакам трёх уровней успешности
-необходимый (базовый)
-повышенный -
- максимальный 
7)Как определять итоговые отметки?  – по таблицам предметныхрезультатов
 - по накопительной системе оценок










13PAGE 15


13PAGE 142415




Заголовок 215