Конспект урока на тему: Подготовка к крестьянской реформе 1861года.

Тема урока: Подготовка к крестьянской реформе 1861года.
Цели урока:
- выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы;
- развивать навыки анализа документов, умения сравнивать и обобщать, определять и объяснять понятия.
План урока:
Крестьянский вопрос;
причины отмены крепостного права.
проекты крестьянской реформы.
Новые термины и даты: редакционные комиссии Секретный комитет. Главный комитет по крестьянскому делу.
Оборудование: презентация.

Ход урока:
І. Орг. Момент :
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Ивановна,я учитель истории Кильдюшевской средней школы. Изучая правление Александра І и Николая І, вы узнали как решались в России вопросы внутренней и внешней политики, национальной политики. Но один вопрос, самый важный и острый, проблема которого складывалась столетиями, оставался нерешенным. Это проблема крепостного состояния крестьян.

Пишем в тетради число 21.02.13. и тему урока- Подготовка крестьянской реформы 1861года слайд №1

Пишем план урока:
крестьянский вопрос
причины отмены крепостного права
проекты крестьянской реформы.

Ребята, дайте определение крепостному праву, барщине и оброку.
Мнения учащихся.
Слайд № 6
Проверим. Пожалуйста, зачитайте вслух.

А теперь, ребята, вспомните, были ли в России попытки отмены крепостного права и улучшения положения крепостных крестьян?
Мнения учащихся.
Проверяем ваши ответы. Внимание на экран.
Слайд №7

Теперь переходим к изучению 2 вопроса. Нам с вами нужно сформулировать причины отмены крепостного права.

Внимание на экран.
Слайд 8
Читаем документ.
Кошелев:
« Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь можно позже, осматривается и оглядывается, сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,- ему не дело делать, а день убить».
Объясните такое отношение крестьянина к барщине?
( крестьянин не заинтересован в результате своего труда, весь урожай с барщинной запашки принадлежал государству)
Мнения учащихся
Внимание на экран.
Слайд№9
Записываем в тетрадь.
Внимание на экран. слайд 10.
Записываем в тетрадь еще одну причину, по которой крепостное состояние должно быть отменено.

Продолжаем работу. Внимание на экран. (слайд 11)
Читаем документ(вслух читает ученик).

Отчет lll отделения: « Вообще крепостное право есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян тоже».
Как вы понимаете слова отчета lll отделения? Чем опасно для России крепостное право?
Пишем в тетрадь 3 причину, по которой крепостное право необходимо отменить. ( слайд 12)

А каково же положение самих крестьян?
Читаем текст. Ученик вслух. (слайд 14)
Положение крепостного крестьянина: крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков ,проиграть в карты.
Помещик имел право содержать собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, ссылать в Сибирь. Произвол помещиков не знал границ.
Слайд 15. Ребята, записываем еще две причины отмены крепостного права.
Обратим внимание на 5 пункт. Кто желает пояснить 5 пункт?

Итак, в ваших тетрадях записаны основные причины отмены крепостного права. Сделаем выводы.
Крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных государств и являлось дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

Физкульминутка
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
Продолжаем работу.
Приступаем к изучению 3 вопроса.
Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право?
Слайд 16. внимание на экран.
Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево гораздо лучше чтобы это произошло свыше, нежели снизу
Александр ll. 30.03.1856г.




Запись в тетради.
1857 год- Рескрипт Александра ll о учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.
С этого момента подготовка крестьянской реформы стала гласной.

Подготовка законопроекта законопроекта была поручена Губернским дворянским комитетам, редакционным комиссиям, и Главному комитету по крестьянскому делу.
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы
обязанности

Государственный Совет
Секретный комитет с 1858г. Главный комитет по крестьянскому делу.
Завершение обсуждения проекта закона

Редакционные комиссии (председатель-Я.И. Ростовцев)
Внесение поправок и изменений в проект

Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян
Рассмотрение материалов,представленых губернскими комитетами,составление единого проекта закона.


Внимание на слайд.17

Слайд 18


Наиболее горячие дискуссии были вокруг выкупа земли, и это зависело от формы эксплуатации крестьян: барщинная или оброчная.

А) в черноземных губерниях – освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.
Б) в нечерноземных губерниях – освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.
Сделайте записи в тетради.
Рефлексия:
Сделаем выводы по второму вопросу.

Текст документа ( приложение 1)

Домашняя работа:
изучить документ и ответить на вопросы (приложение 2)

Приложение 1

Письмо председателя Редакционной комиссии Я.И.Ростовцева Александру ІІ
смотря с точки зрения права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.
положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разделить на шесть главных категорий;
А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удалении их по истечении некоторого времени с земли помещика;
Б) Другие желают уплаты за крестьян и прикрепления их к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой;
В) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должно продолжаться несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступили бы в договоры с помещиками.
Г) четвертые домогаются, чтобы крестьяне навсегда только землею пользовались;
Д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, может быть и справедливо, исход вопроса самый простой и удобный;
Е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новые отношения не вдруг. А приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей.
Определите, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, а какие и тем и другим.
Приложение 2
Письмо председателя Редакционной комиссии Я.И.Ростовцева Александру ІІ
смотря с точки зрения права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.
положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разделить на шесть главных категорий;
А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удалении их по истечении некоторого времени с земли помещика;
Б) Другие желают уплаты за крестьян и прикрепления их к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой;
В) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должно продолжаться несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступили бы в договоры с помещиками.
Г) четвертые домогаются, чтобы крестьяне навсегда только землею пользовались;
Д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, может быть и справедливо, исход вопроса самый простой и удобный;
Е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новые отношения не вдруг. А приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей.
Определите, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, а какие и тем и другим.