Конспект урока по литературе на тему : Сергей Александрович Есенин « Черемуха»


Литература .4 классдата
Тема: Сергей Александрович Есенин « Черемуха»
Цель урока: Формирование представлений о жизни и творчестве С.А. Есенина, показать значение литературных приемов в лирике поэта, развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением «Черемуха», обучение эмоциональному, выразительному чтению
Развитие мышления ,памяти, речи, восприятия
Воспитание чуткого отношения к красоте природы, интереса поэзии
Оборудование: портрет С.А. Есенина,
Ход урока:
1 Организационный момент.
Вставайте дружно каждый раз
Когда учитель входит в класс
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2 Психологический настрой. Ребята на улице сегодня морозно, но в классе тепло и уютно , я хочу чтобы вы получили хорошее настроение от нашего урока.
3 Целевая установка .Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством С.А. Есенина, учиться выразительно читать, развивать память, мышление, воображение.
4 Проверка домашнего задания стих-е наизусть Разгулялась вьюга
5 Подготовительная работа . В начале урока я вам сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно. А что значит читать выразительно? (ответы детей)
Подвожу итог: читать выразительно- значит выбрать правильный тон, темп,тембр, правильно расставить логические ударения, паузы, но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь. Выразить свое отношение к воображаемому.
Ритмические чтения.
Зима недаром злится И все засуетилось
Прошла ее пора Все гонит зиму вон
Весна в окно стучится И жаворонки в небе
И гонит со двора. Уж подняли трезвон( А.С. Пушкин)
Поет зима – аукает Кругом с тоской далекою
Мохнатый лес баюкает Плывут в страну далекую
Стозвоном сосняка Седые облака ( С.А. Есенин)
Снег да снег . Всю избу занесло
Снег белеет кругом по колено
Так морозно, светло и бело
Только черные-черные стены.( Александр Алесандрович Блок)
6Физминутка.
7 Работа над стихотворением
Ребята . каждое время года красиво по-своему. Поэты воспевали красоту природы стихами, художники рисовали картины, композиторы слагали музыку. Ребята, а какие стихи Сергея Есенина мы изучали? Давайте вспомним («Поет зима-аукает», « Еду тихо слышны звоны», « Разгулялась вьюга» Отгадайте загадку. О каком времени года идет речь?
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лед.
Воробей из лужи пьет,
И снегурочка по небу
Бедным облаком плывет.
По каким признакам вы догадались , что это весна? Какие еще происходят изменения в живой природе весной? Весной происходят чудесные изменения. Вся природа оживает. Ярко светит весеннее солнышко. Небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачный и свежий. Деревья покрываются пухом молодой листвы, набирают силу. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черемухи. Кто из вас видел такую картину? Чувствовал этот прекрасный аромат. Расскажите о своих ощущениях.
А сегодня мы прочитаем стихотворение Сергея Есенина, в котором он описал черемуху весной.
Работа над стихотворением С.А. Есенин «Черемуха»
а)Чтение стихотворения учителем. Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать. Почувствовать вкус и подумать какие чувства хотел передать поэт этим стихотворением?
б) чтение стихотворения парами
Какие чувства хотел передать нам поэт? (красоту весенней природы, благоухание черемухи)
в) словарная работа: медвяная, пряная, проталинка, развесившись, гремучею, вкрадчиво
г) словесное рисование; Какие картины представлялись во время чтения?
д) работа по вопросам учебника, нахождение в тексте стихотворения литературных приемов : олицетворения, метафоры, сравнения ,.эпитеты.
ж) расставление логических ударений, пауз. Выбор партитуры.
Тон-напевный, мелодичный. Темп- умеренный. Громкость-умереннаяз)Определение основной мысли стихотворения
и) чтение стихотворения(по вальдорфской технологии)
Мы любим стихи наших русских поэтов, стараемся использовать в нашей речи их художественные определения. Но мы и сами творим
Дети читают свои собственные стихи.
8Творческая работа Весна, действительно, волшебница. Она преображает мир. Сейчас попробуйте изобразить ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение.
9 Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть
10Итог урока
Чему мы училисьна сегодняшнем уроке?
-читать выразительно стихотворения
-управлять своим голосом и воображением;
Развивали память, заучивая стихи
-развивали мышление, анализируя стихотворение
И делали мы это хорошо. Выставление отметок.