Формы и содержание культурно-досуговой деятельности с «трудными» подростками в коррекционных общеобразовательных учреждениях


Формы и содержание культурно-досуговой деятельности с «трудными» подростками в коррекционных общеобразовательных учреждениях
Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций в коррекционных общеобразовательных учреждениях: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиваться. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности. Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это
объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в культурно-досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу культурно-досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогические цели в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием [21].
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Рассмотрим часто применяемые формы культурно-досуговой деятельности в работе с «трудными» подростками в коррекционных общеобразовательных учреждениях.
Художественная форма включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут позволить многие коррекционные общеобразовательные учреждения.
Просветительные формы включают в себя конференции, экскурсии, тематические вечера. Так, например, в процессе участия в конференции подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. В подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы отношений между полами, и поэтому тематические вечера на эту тему вызовут большой интерес.
Познавательно-развлекательная форма имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры. Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека. Существует два вида дискотеки - просветительно-образовательные и танцевально- развлекательные. Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели.
Социально-практические формы играют особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорту, обучению шитью, техническому творчеству.
Выше перечисленные формы организации педагогического процесса подчинены некоторым основным направлениям деятельности коррекционных образовательных учреждений - гражданское воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание, физическое воспитание.
Гражданское воспитание формирует научное мировоззрение, развивает гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он - герой нашего времени» и т.д. В данном случае привлечение наглядных технических средств может придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков.
Трудовое воспитание, цель которого, заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков - встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление культурно-досуговой деятельности формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением -нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в коррекционном общеобразовательном учреждении осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием. Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Список используемой литературы.
Герасимова И.А. Социально-культарная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения детей-сирот : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / И.А. Герасимова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2006. - 23 с.
Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / В.И Гладилина - M., 2008.
Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие / В.З. Дуликов - М.: МГУКИ, 2003. - С.51.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. М.: МГУКИ, 2001. - С. 40.
Ковалева Т.В., Степанова О.К. «Подростки смутного времени».// Социологические исследования,2003год № 8
Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие / К.Э. Комаров - М.: «Генезис», 2009. – 224 с.