Роль классного руководителя в работе с трудными подростками



Став классным руководителем 5 Б класса в 2008 году, традиционно начала свою работу с изучения детей, определение особенностей их семейного воспитания.
Посетив все семьи, проведя анкетирование детей и родителей, я пришла к выводу, что в классе 44 % неполных семей, 38 % многодетных, 33 % неблагополучных семей. Кроме этого, выяснилось, что уровень педагогической грамотности отдельных родителей очень низкий.
Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.
К примеру, на один из вопросов предложенной детям анкеты «Считаешь ли ты себя «трудным» ребенком?», дети ответили:
37 % - «Да»
19 % - «Нет»
44 % - «Не знают»
На второй вопрос «В чем эта трудность?» были получены следующие ответы
44 % в учебе
38 % в общении со взрослыми
18 % в общении с друзьями

Полученные данные позволили определить группы детей в соответствии с классификацией, взятой из методической литературы по данному направлению:
педагогически запущенные (не успевающие по одному или нескольким предметам) - 36%
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные) -15%
склонные к правонарушениям (нарушающие правила поведения в школе, учебную дисциплину в классе, допускающие пропуски уроков) -31%
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания) -5%;
с нарушениями в сфере общения42%;
не удовлетворенные своим положением в детском коллективе -26%;
не удовлетворенные своим положением в семье-21%;
с избыточной энергией, не нашедшей применения-57%.
Таким образом, каждый ребенок оказался труден по-своему… Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же: «Что делать?» Кроме этого, класс состоит из детей разного возраста, что также создает дополнительные трудности в работе.
Проведенный мониторинг определил главное направление воспитательной работы, целью которой является социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Задачи реализации данного направления:
развивать социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим
научить сотрудничеству, осуществлять правильный выбор форм поведения.
помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
пробуждать интерес и способности к учебе и творчеству
создать и закрепить позитивные образцы поведения
Основными этапами моей работы с данной категорией обучающихся являются:
1. Изучение проблемных детей.(Приложение )
2. Составление индивидуального плана работы с детьми.
3. Организация деятельности по коррекции выявленных трудностей.
Индивидуальный план работы с детьми составляю следующим образом:
на каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой отражен характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установлен статус ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с одноклассниками (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования);
определены интересы, склонности и способности ученика с целью возможного включения его в кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
выяснено, в какие группы, компании, объединения входят дети; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика.
Коррекцию выявленных трудностей осуществляю по алгоритму.
1.Строго контролирую посещаемость занятий школьниками, регистрирую пропуски в журнале, выясняю причину.
2.Осуществляю контроль за устранением пробелов в знаниях обучающихся.
3.Консультирую родителей и учащихся совместно со школьным психологом и социальным педагогом.
4.С целью профилактики правонарушений систематически провожу тематические классные часы: «Мы и закон», «О дружбе и товариществе», «Честь и достоинство человека», «Что такое совесть».
5.Сотрудничаю с инспектором ОДН (индивидуальные и коллективные профилактические беседы с обучающимися и родителями).
6.Оказываю помощь в организации детского самоуправления с целью включения детей в значимую деятельность, формирования у них активной жизненной позиции.
7.С целью изменения нежелательного стереотипа поведения подростка, развития положительной мотивации и качеств личности, привлекаю детей к участию в различных формах коллективно-творческих дел.
Учеба - ведущий вид деятельности учащихся, а также основная их обязанность. Поэтому  нормализация учебы трудных школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Воспитательные мероприятия с «трудными» преследуют, по сути дела, одну главную  задачу: вернуть их школе, возродить у них интерес к учению, устранить пробелы в знаниях. Без решения этой задачи трудно добиться успехов и в перевоспитании школьника.
Кроме нормализации учебной деятельности широкие возможности для перевоспитания открывает внеклассная и внешкольная работа. На первом этапе перевоспитания  главное - это привлечь их к такому занятию, которое отучило бы их от бесцельного времяпровождения, позволило бы обрести уверенность в себе и получить признание окружающих людей. Позже на этой основе  удается нормализовать их учебу.
Большой интерес у подростков вызывает спортивная деятельность. Они с охотой принимают участие во всех школьных и классных спортивных мероприятиях. Так в прошлом году класс занял первое место в школьном турнире быстрых и ловких. Трудные дети являются активными участниками дней здоровья, турслетов. 36% обучающихся занимаются в различных спортивных секциях.
В школьной конференции «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» Полякова Анастасия в номинации рисунок заняла первое место. Грамотой участника был отмечен реферат «Вредные привычки» Клюева Алексея.
Большой интерес вызывают акции «Неделя добра», «Помоги ветерану», операция «Чистый двор», которые позволяют улучшить характер межличностных отношений в классе. Именно в общественной работе изменяется направленность их личности с эгоистической позиции на коллективистскую. Вовлечь таких детей в общественную работу непросто.
Развиваю у «трудных» подростков инициаторские способности. На первых порах им необходимы разовые общественные поручения, выполняя которые они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих. Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину. Стараюсь, чтобы дети не только были участниками мероприятий, но и организаторами праздников и классных часов. Праздник, посвященный Дню 8 Марта, был подготовлен и проведен подростком, который состоит на внутришкольном учете.
Экскурсию в городские культурные центры организовали родители одного из проблемных учеников, что повысило авторитет родителей в глазах ребенка и его социальный статус в классе.
Результатом работы является повышение уровня абсолютной успеваемости и уменьшение психолого-педагогических проблем.
Результатом проводимой работы является и отсутствие детей стоящих на учете в ОДН.
Только взаимодействие классного руководителя, педагогов, психолога, социального педагога, родителей поможет ощутить радость жизни, поверить в свои силы, найти друзей детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Приложение 1.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
Помогаешь ли дома по хозяйству?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением родителей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру Уровень педагогической запущенности Итоговая сумма баллов
6 > N > 3 I- начальный уровень трудновоспитуемости 30 > N > 15
3 > N > 0 II - дезорганизаторы 15 > N > 0
N < 0 III - особо трудные N < 0
Характеристика уровней (по итоговой сумме)Уровень, качества личности (признаки)
уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует. Приложение 2
Схема педагогической характеристики
Фамилия, имя, отчество.Дата рождения.Класс.
Учебная деятельность
Успеваемость (преобладающие оценки, указать одинаково ли успевает по разным предметам)
Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)
Развитие речи (запас слов, образность, умение выразить свою мысль)
Способности к учению
Организованность в учебной работе
Интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к таким-то предметам)
Умения в учебной работе (умеет ли работать над учебным материалом, как усваивает этот материал - заучивает механически, с пониманием дела, умеет ли составлять план, конспект)
Труд
Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно
Заинтересован ли в общественной полезности своего труда
Любит ли трудиться и что именно его привлекает в труде
Трудовые навыки и умения.
Организованность и дисциплинированность в труде
Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает
Способности и интересы1. Интересы.2. Чтение (что и как читает)3. Отметить, есть особые способности к какой-либо деятельности4. Что намеревается делать в будущем. Проф. направленность.
Дисциплинированность1. Общая характеристика поведения2. Выполнение школьного режима3. Выполнение требований взрослых, типичные нарушения дисциплины
Общая направленность и активность1. Отношение к общественной жизни коллектива2. Интерес к общественной жизни страны3. Какие общественные обязанности имеет
Взаимоотношения с коллективом1. Положение в коллективе2. Отношение к товарищам по классу, доволен ли положением в коллективе
Особенности характера1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (чувство долга, честность, организованность, настойчивость, эгоизм, недисциплинированность)2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, скрытность, замкнутость3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное)
Отношение к школе, семье.1. Дорожит ли честью школы, что особенно ценит.2. Отношение к учителям, к родителям, другим членам семьи.
Приложение 3
Краткая характеристика "трудного" ребенка
Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует.
отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные
реакция на педагогические требования: доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная.
податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.
Уровень социально-ценного жизненного опыта:
опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий.
характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков
опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий
требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах, низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника
Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
положительная: нравлюсь, способен, защищен.
отрицательная: не нравлюсь, не способен, не защищен
аномальная: эгоистическая, агрессивная, ожесточенная
Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
требовательность к себе всегда; требователен к главному, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует к другим требователен.
самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников, придирчив и нетерпим к недостаткам других.
Уровень самоуправлением поведением:
может долго и качественно трудиться в области, которая его не интересует: да, нет, не совсем
быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность: да, нет, не совсем
условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших