Работа педагог-психологак с трудными подростками

Работа педагогов – психологов с подростками с девиантным поведением

Подростковый возраст это очередной кризис в развитии личности. Подростки находятся в двойственном положении. Они еще не взрослые, но уже и не дети. Ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. Они примеряют на себя различные социальные роли, создают и проигрывают различные ситуации. Хотят во всем походить на взрослых юношей и девушек, особенно ярко это проявляется во внешности, связанное с переоценкой ценностей.
Станет ли подросток трудным во многом зависит от того, какая у подростка семья. Выслушают ли его дома, поймут, помогут обрести внутреннее спокойствие и уверенность. Сформируется ли у него адекватная самооценка и восприятие окружающего мира.
Трудные подростки могут быть как из неблагополучных семей, так из и благополучных. В школе они проявляют себя вызывающим поведением, невыученными уроками, пропуском занятий. Родители разводят руками и приходят в школу за помощью. Они в недоумении: «Был такой хороший ребенок, а вот теперь». И вот такие дети оказываются в некотором роде изолированными, хотели выделиться, быть лучше и взрослее других А теперь – спросили урок, не ответил; пришел домой, отругали; хотел доказать, что ему ничего не нужно и уроки в том числе, просидел в кустах, испачкался – теперь и друзья косо смотрят. Нашел новых друзей, предложили закурить – закурил, счастья не получил. Как снежный ком накапливаются проблемы. Трудный подросток постоянно находится в напряжении, в стрессовом состоянии и его отрицательные эмоции разворачиваются как пружина. И вновь окружающие разводят руками: «Вот посмотрите каков! Хорош, ничего не скажешь».
Встает вопрос: «Как таким подросткам вернуться в прежнее русло жизни, как наладить взаимоотношения с окружающими, стать успешными и счастливыми?».
В современных школах работают психологи. Основной целью работы педагогов – психологов является обеспечение психического и психологического здоровья школьников. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Согласно должностным инструкциям педагог-психолог должен оказывать психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания подростков с девиантным поведением. Это, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, склонностям и знаниям, его отношения к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям.
В работе педагоги-психологи используют следующие формы работы: беседа, консультирование, наблюдение, сбор информации, диагностика.
Основной метод работы психокоррекционного направления – это опосредованное воздействие через коллектив. Не секрет, что такие подростки противятся прямому психолого-педагогическому воздействию, отказываются от бесед, от консультаций, сдают пустые листы на диагностике. Работая с ученическим коллективом, в котором находятся дети группы риска, можно определить его место в коллективе, узнать его личностные особенности, как и всего детского коллектива. Подростки в этом случае не чувствуют себя изолированными, снижается тревожность, они становятся более открытыми. А вот по результатам диагностики можно пригласить небольшую группу учащихся на консультацию, трудный подросток должен быть в этой группе. Затем, в беседе, можно выйти на индивидуальную работу: попросить помочь, дать небольшое поручение (Н-р раздать чистые бланки для следующей работы). Наши «трудные» дети любят проявлять лидерство и часто помогают в небольших поручениях, а это уже контакт с личностью и можно в следующий раз вызвать на более доверительные отношения.
Психокоррекционные упражнения, тренинговые занятия необходимо проводить со всем коллективом, не навязывая трудному подростку обязательное присутствие. В 90% случаях срабатывает метод отпротивного, кода школьнику говорят: «Ну а ты можешь не оставаться, у тебя ведь были какие-то дела». Он обязательно остается.
С такими подростками нелегко, приходится все время изобретать новые способы взаимодействия и воздействия, корректировать их общение, социализацию и адаптацию.
Положительным результатом работы можно считать: регулярное посещение уроков, снижение количества конфликтов, активное участие в школьных мероприятиях (Н-р: организовали конкурс рисунка на асфальте, трудные подростки попросились участвовать; организовали сеанс одновременной игры в шахматы, пригласили профессионала – подошли и наши дети с трудностями в поведении, стоят рядом присматриваются, оценивают свои возможности, а затем также попросили сыграть партию). Когда человек испытывает успех, у него повышается самооценка, появляется стремление к успеху. Пусть это небольшие победы, но это маленькие шаги к жизненному успеху и самоопределению.
Рекомендации родителям:

Как вести себя с агрессивным ребенком?
Запрет, а тем более крик лишь усугубят проблему.
Санкция должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновения (тактильный контакт).
Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
Используйте удивление для реагирования на агрессию.
Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
Требуя чего- либо, учитывайте возможности ребенка.
Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
Дайте понять ребенку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребенком?
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся,
Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Ребенка учит то, что его окружает:

Если ребенка часто критикуют - он учится ненавидеть.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится агрессивности.
Если ребенка часто высмеивают - он становится замкнутым.
Если ребенка часто позорят - он учится жить с чувством вины.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится быть благодарным.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить в людей.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он вырастет добрым и уверенным в себе!


Педагог-психолог МКОУ СОШ №21 им И.С. Давыдова с.Обильного Аганова О.А.