Творческая работа «Формы организации работы социального педагога с трудными подростками в летний период»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.комарова









ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА








«Формы организации работы социального педагога с
трудными подростками в летний период»















Работу выполнила:
социальный педагог
МБОУ Шахунской СОШ№1
им.Д.Комарова
Торопоава Л.В.







Шахунья
2016год
Содержание
Пояснительная зписка....
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних...
1.1. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.....
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей..
Глава II. Опыт работы социального педагога МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в летний период.
2.1Система профилактики правонарушений среди учащихся социального педагога МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова
2.2.Работа социального педагога с трудными подростками в летний период.
Заключение......
Список литературы........













Пояснительная записка
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение, организовать полезный досуг для учащихся.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др
Проблема исследования: Роль деятельности социального педагога с трудными учащимися в летний период в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования: пути решения данной проблемы.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова.
Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова в летний период.
Задачи:
1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей.
3. Обобщение опыта работы в МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что профилактику противоправного поведения учащихся целесообразно построить на организации занятости учащихся полезной деятельностью, направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.








Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные "вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи. Общими объектами воздействия специально-криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних являются:
криминогенные факторы,
отрицательно влияющие на нравственное формирование личности правонарушителей;
различные конфликтные ситуации;
внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие совершению преступлений и наступлению преступного результата.
Применительно к теме моего исследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность учащихся правонарушителей как носителей различных общественных связей, отношений и явлений, имеющих криминогенную значимость. К ним, прежде всего, следует отнести: подростков из малообеспеченных семей, неполных, многодетных, трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих правила общественного поведения
В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности адресуют конкретные требования объектам социального контроля, используя систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей из числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом, характер причинно - следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль.
Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей. Результаты исследований указывают на некоторое повышение за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением в нашей стране всеобщего среднего образования. В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне училища, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.
Весьма четко в генезисе преступного поведения прослеживается криминогенная значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании.
Наряду с отрицательным влиянием указанных обстоятельств обращают на себя внимание недостатки и упущения воспитания и в полных неблагополучных семьях. Наиболее пагубное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества. Н.И.Ветров, специально изучавший этот вопрос, не без основания указывает, что «все это не только затрудняет воспитание в подобных семьях, но и ослабляет, а то и полностью нейтрализует влияние школы, училища, рабочих коллективов». (17, 11) Также наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьи с одним, реже двумя подростками-учащимися. Родители, однако, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.
Криминогенная значимость указанных недостатков и упущений, выступающих в качестве неблагоприятных условий формирования подростков- правонарушителей из числа учащихся, должна учитываться при изучении их личности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.
В порядке ранней профилактики, следует всемерно активизировать деятельность родительских комитетов, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, вплоть до лишения их родительских прав.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации личности.
Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало, что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков к взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время, свободное от учебы: каникулярное, летнее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались для развлекательного, бесполезного времяпрепровождения.
Воздействуя на личность и "предлагая" ей наиболее приемлемые варианты поведения, конфликтная ситуация требует принятия конкретных решений. Однако они не являются лишь ответной механической реакцией на воздействие внешней среды в форме конфликтной ситуации, которая осознается личностью с учетом имеющейся информации, накопленного жизненного опыта и системы личностных свойств индивида. Отсюда следует, что принятие решения и выбор противоправного варианта поведения носят, актуализированный характер и зависят как от объективных факторов, взаимосвязанных с конфликтной ситуацией, так и от субъективных обстоятельств, относящихся к личностным свойствам учащегося правонарушителя. К ним, прежде всего, следует отнести мотив как внутреннее осознанное побуждение к действию, интересы, ценностные ориентации и направленность действий субъектов ситуационного взаимодействия.
Поскольку конфликтные ситуации предшествуют совершению преступления, направленность мер профилактики определяется не только объективным содержанием ситуации, но и субъективным восприятием ее участниками ситуативного взаимодействия. В тех случаях, когда конфликтные ситуации в силу различных причин не поддаются устранению, нежелательное поведение может быть предотвращено путем целенаправленного профилактического воздействия на участников и усиления социального контроля за правомерностью их действий. Рассматривая социальный контроль как научную категорию, фиксирующую особые аспекты организаторской, регулятивной и управленческой деятельности общества, К.Е.Игошев не без основания указывает, что "усвоение и личностное принятие индивидом норм и требований социального контроля - необходимые условия формирования системы самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающей моральную состоятельность и правомерность поведения индивида в различного рода конфликтных ситуациях. (25, 19)
Как свидетельствует практика, такой контроль обычно осуществляется опосредствованным путем через семью, школу, учебный коллектив и другие социальные образования. Он призван нейтрализовать криминогенное влияние ситуации на личность, прервать формирование противоправного поведения и в конечном итоге привести к изменению жизненных установок и ориентации правонарушителя. По справедливому мнению В.Момова, формирование системы нравственного саморегулирования у подростков предполагает такую организацию их деятельности и поведения, при которой внешний контроль со стороны родителей и педагогов все больше уступает место внутренним нравственным образцам. (40, 54)
Во всех остальных случаях, когда возникшая ситуация по существу не является конфликтной, а лишь представляется таковой в сознании учащегося правонарушителя, вследствие недостаточного жизненного опыта, искаженного восприятия известных ему фактов, переоценки своих возможностей либо недостаточной осведомленности об особенностях сложившейся ситуации. Усилия субъектов профилактического воздействия прежде всего должны быть направлены на то, чтобы помочь участникам ситуационного взаимодействия правильно и объективно оценить возникшую обстановку и с учетом этого избрать наиболее оптимальный и правомерный вариант поведения.
Исследования советских ученых психологов и педагогов убедительно показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть собой, правильно оценивать действия, преодолевать эффективность поведения. Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности. Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи осуществляется, прежде всего, в процессе обучения, что составляет основу всей воспитательной работы.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды, либо реальная действительность воспринимается ими декларативно, что затрудняет социальную адаптацию, выработку активной жизненной позиции личности.
Поведение таких подростков во многом зависит от сложности обстановки от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение.
В сложных экстремальных обстоятельствах многие из них нередко еще теряются, не всегда могут объективно оценить необычные условия быстроменяющейся конфликтной ситуации и найти правильный выход.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление, длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение, эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.
На указанные особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е. Игошев установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают четко неосознанные мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить и подражание другим лицам. (25, 64) По данным Н.И.Ветрова, 36,7% обследуемых несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко неосознанным мотивам. (17, 140)
Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают основание утверждать, что одной из отличительных особенностей мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же бездумно следует примеру других лиц. Отмеченные особенности скрывают большие возможности в предупреждении указанных деяний, облегчают действия правоохранительных органов, общественных формирований и других специализированных и неспециализированных субъектов по выявлению и устранению причин и условий совершения учащимися правонарушений, выступающих как объект профилактического воздействия.
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет решена социальная задача "вхождения" его в мир взрослых, определение своего места в микросоциальном окружении, характерных для этого периода.
Для подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Объективные возможности для возникновения трудновоспитуемости могут быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста (эмоциональной возбудимости, стремления к взрослости, обостренного чувства собственного достоинства и стремления к самоутверждению, недостатка жизненного опыта и, в связи с этим, невозможности правильной оценки некоторых явлений, возрастания роли общения, особенно со сверстниками) на неблагоприятные условия воспитания в семье, школе, отрицательное влияние микроокружения.
Психологи Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А.Крутецкий указывают ряд факторов, обусловливающих трудность воспитательной работы с подростками. В этот период происходят значительные биологические изменения в организме подростков, отмечается их бурное физическое развитие усиленный рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройка эндокринной системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и др. Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор, например, как половое созревание, может вызвать особые переживания, нездоровый интерес к сексуальным вопросам. Поэтому, подростку в этот период трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество.
Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности систему стремлений, переживаний. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними. В подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства, поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их самолюбие.
В этот период, особое значение придается межличностному общению, в связи с чем подросток иначе оценивает роль коллектива: наблюдается большая привязанность к коллективу, стремление занять достойное место среди однокурсников. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств личности подростка. Если же у учащегося не складываются отношения с однокурсниками; как это бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения за пределами группы, училища и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.
Каковы же особенности личности трудновоспитуемого подростка? Макаренко утверждал, что в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка. (38, 507- 508). Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности, специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности, учителям, родителям, взрослым, товарищам.
Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер. Для них характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц, либо ссылка на стечение неблагоприятных обстоятельств. Трудновоспитуемые подростки, как правило, отстают от сверстников в развитии, у некоторых может наблюдаться отставание или отклонение в развитии психических функций (памяти, речи, внимания, восприятия, мышления). Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, приспособленчество, неорганизованность, неуравновешенность, лень, вспыльчивость, грубость, замкнутость, скрытность. Волевые усилия часто носят отрицательную направленность, они могут проявить инициативу, ловкость, сообразительность, настойчивость, когда дело касается достижения собственных пагубных желаний.
Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т.п. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.
К физическому труду они, как правило, относятся положительно, но так как способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности не отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у трудновоспитуемого подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.
У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного подростка с однокурсниками.
Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других аморальные действия, недисциплинированность. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Отклонения в нравственно-психическом развитии трудновоспитуемых подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта, утилитарности потребностей, неразвитости и деформации личности. Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения - недисциплинированность, не считаются положительными качествами личности и т.п. Если в результате недостаточно развитой волевой сферы такие подростки не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, поведением, регулировать потребности. Импульсивность, несдержанность многих трудновоспитуемых и одновременно отсутствие или слабость самоконтроля создают благоприятную почву для различных конфликтов. Нередко отрицательные формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально- этическим нормам.
Важнейшая роль социального педагога состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом группы, ученического коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.
Перевоспитание трудных детей может быть успешно осуществлено лишь при наличии научного подхода к решению проблемы. Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Исследователи справедливо указывают, что сущность индивидуального подхода состоит в том, что воспитатель имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает рядом индивидуально-психологических особенностей. Поэтому воспитательные меры, которые дают положительные результаты по отношению к одному учащемуся, могут обеспечивать ожидаемого эффекта по отношению к другому. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект.
Исходя из этого, индивидуальную работу с трудными детьми условно можно разделить на три этапа: глубокое изучение на научной основе личности трудновоспитуемого и составление социально-психологической характеристики; разработка индивидуальной программы воспитательного воздействия на него с учетом особенностей личности; непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.
Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие.
1. Общие данные о трудновоспитуемом возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств.
2. Условия семейного воспитания - состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.
3. Успеваемость, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе.
4. Отношение к трудовой деятельности - как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов.
5. Общественная активность - какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.
6. Статус в коллективе особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в группе, кто они и на чем основывается их дружба.
7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг увлечений.
8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому, кто он, в чем заключается сущность проводимой им работы и ее эффективность.
Предложенная методика изучения личности трудновоспитуемого учащегося помогает социальному педагогу, классному руководителю, шефу и другим лицам, осуществляющим воспитательное воздействие, более глубоко разобраться в причинах отклонений в поведении каждого подопечного, найти наиболее эффективные средства воздействия на него, составить и осуществить программу индивидуального перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные качества трудновоспитуемого, которые необходимо всячески развивать и стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без оптимистической гипотезы о том, что в каждом подростке есть положительное, которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа по перевоспитанию, В.А. Сухомлинский категорически отрицал такой путь исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, писал он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее». (50, 27)
В процессе перевоспитания подростка следует ставить в такие условия, которые требовали бы от него проявления и закрепления положительных качеств личности. При этом, поддержание малейших положительных проявлений в учебной, трудовой, общественно полезной деятельности закрепляя веру ребенка в свои силы. Иначе, он может полностью отказаться даже от стремления стать лучше, решает, что ему все равно надеяться не на что. Приобщение к труду, учебе и другим видам коллективной деятельности, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, воспитание человечности в отношениях с окружающими все эти факторы способствуют формированию положительных качеств личности. Положительная ориентация стимулирует формирование устойчивого условного рефлекса. В таких случаях у ребенка появляется уверенность в своих силах, надежда, что и он сможет достичь определенных успехов в учебной, трудовой, общественной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей трудновоспитуемых учащихся способствует выбору наиболее оптимальных форм и методов воздействия на каждого учащегося. Важно выявить мотивы поведения того или иного ребенка, так как одни и те же действия, поступки могут быть порождены различными мотивами, поэтому и средства воздействия должны соответствовать этим мотивам. Серьезное внимание необходимо уделять учащимся, изолированным от ученического коллектива, которые не пользуются авторитетом среди товарищей, ни с кем не дружат или, наоборот, тем, которые являются в классе неформальными лидерами.
Пребывание трудновоспитуемого подростка в хорошем коллективе еще не означает, что этот коллектив положительно влияет на него. Здесь важно правильно организовать взаимоотношения трудных учеников с классным коллективом. Отсутствие контакта со сверстниками часто является причиной недисциплинированности, грубости, проявлений негативизма.
Каждый учащийся, как известно, стремится к самоутверждению, пытается занять желаемое место среди своих сверстников и товарищей. Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь коллектив группы начинает к такому учащемуся плохо относятся. Поэтому важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Задача социального педагога показать группе, что "отвергнутый" ими ученик имеет свои положительные качества, может добиться успехов в определенном виде деятельности и помочь ему проявить себя, завоевать уважение одноклассников. Если правильные взаимоотношения не налажены, могут возникнуть конфликтные ситуации, при которых учащийся, отвергнутый своими товарищами, ищет взаимопонимания и поддержки в неформальных группах вне училища, которые часто втягивают его в антиобщественную деятельность.
Обобщение педагогической практики показывает, что подавляющее большинство трудновоспитуемых учащихся еще недостаточно привлечено к общественной жизни училища и к спортивной работе, в результате чего, интересы их перестают совпадать с интересами училища, а сосредотачиваются на интересах той неформальной группы с антиобщественным уклоном, куда они попадают. Хроническое отставание по учебным предметам, неуспеваемость часто вызывают у детей ощущение своей неполноценности, в связи с чем, со школой у них связываются отрицательные эмоции. К сожалению, к отстающим и недисциплинированным учащимся применяются, в основном дисциплинарные меры воздействия. Однако ограничения и запреты подавляют инициативу, зачастую затягивают формирование положительных качеств личности учащегося. Правильный учет положительных качеств личности трудных учащихся в организации учебно- воспитательной работы с ними, своевременная реакция на малейшее проявление сдвигов поведения в лучшую сторону, проявление заинтересованности к учебе, старательности – необходимое условие успешной индивидуальной работы с ними. Поэтому, с такими учащимися необходима специальная дополнительная работа не по усвоению программного материала, а по изменению качеств их мыслительной деятельности, подхода к процессу усвоения и использования знаний. Думается, что указанные требования применимы не только к отстающим и неуспевающим учащимся, но и к так называемым "тормозным" детям, которые отличаются чрезмерной робостью, нерешительностью и стеснительностью. Воспитателям и родителям необходимо укреплять уверенность таких детей в своих силах. Они требуют по отношению к себе осторожности и мягкости. Их следует привлекать к несложной общественной работе, всячески подчеркивая и успехи, учить видеть не только преимущества других, но и свои достоинства, организовывать общение с другими детьми.
Специального индивидуального подхода требуют также учащиеся с психоневротическими отклонениями, которые часто становятся причиной трудновоспитуемости. Невротические состояния могут проявляться как в чрезмерной заторможенности поведения ребенка (нерешительность , неуверенность, медлительность, подавленность и т.п.), так и в излишней расторможенности , преобладании реакций возбуждения (подвижность, раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться, агрессивность по отношению к товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети постоянно конфликтуют с учителями, родителями, и это еще более усугубляет их состояние. Они очень чутко реагируют на различные нюансы во взаимоотношениях с взрослыми, особенно нетерпимы к фальши. В основе воспитательного воздействия на таких подростков должны быть положена педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных случаях следует избегать стрессовых и конфликтных ситуаций.
Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей несовершеннолетних. Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя, воспитателя. Авторитет социального педагога, его принципиальность и требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка, понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно. Они сначала сосуществуют с отрицательными , и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, целенаправленная работа социального педагога, совместные усилия всего педагогического коллектива, семьи, привлечение общественных организаций, дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.

2.2 Опыт работы социального педагога МБОУ Шахунаской СОШ№1 им.Д.Комарова по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в летний период.
Система профилактики правонарушений среди учащихся МБОУ Шахунаской СОШ№1 им.Д.Комарова.
Ее задачами является:
Повышение уровня воспитательно – профилактической работы с учащимися через взаимодействие с КДН, ПДН;
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка и формирования здорового образа жизни;
Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы воспитательной работы;
Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
Развитие системы организованного досуга и отдыха учащихся и подростков «группы риска» в каникулярное время;
За последние три года в МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова наблюдается стабилизация уровня подростковой преступности. И не смотря на это, анализ состояния общей преступности, свидетельствует о том, что следует ожидать роста уровня преступности среди несовершеннолетних. Причиной этого является ослабленный контроль за подростками со стороны родителей, так как есть семьи учащихся ,которые относятся к категории неполных или неблагополучных, где есть неработающие, пьющие родители. Так же и в многодетных семьях зачастую ослабляется воспитательное воздействие на детей из – за большой загруженности родителей хозяйственными делами, и кроме того, разный возраст и характер детей требует от родителей более разнообразных педагогических приемов.
Материальные трудности в семье – явное препятствие на жизненном пути и часто приводят к потерянным надеждам и к покорности будущим неудачам.
Работу по профилактике асоциального поведения педагогический коллектив начинает с изучения личности воспитанника, условий его жизни и воспитания, благодаря чему удается своевременно выявить тех, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает педагогическую запущенность.
Поскольку среди учащихся, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическому коллективу нашей школы и общественным организациям следует больше внимания уделять именно этому контингенту учащихся.
С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни, спортивной и другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями.
Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися в школе, поддерживать систематические связи с работниками правоохранительных органов, приглашать для беседы инспекторов, участковых. В школе проводятся круглые столы на тему: «Закон и порядок», диспуты «Преступление и наказание», тематические классные часы «Мы за здоровый образ жизни», а так же встречи с медицинскими работниками. Положительно в школе зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей.
Ежегодно социальный педагог разрабатывает совместные мероприятия с правоохранительными органами, с органами здравоохранения. Большая роль в профилактической работе отводиться классным руководителям и совету профилактики, которые социальный педагог привлекает к сотрудничеству актив учащихся и родителей.
Работа по профилактике правонарушений ведется в соответствии с областной программой «Профилактика асоциального поведения среди детей, подростков и молодежи» и районной «Подросток».
Организация и совершенствование работы с семьей – важное направление повышения эффективности профилактической работы социального педагога с подростками. Известно, что с семейными отношениями и образом жизни тесно связано психологическое и физическое здоровье человека. Педагоги школы проводят не реже одного раза в полугодие тематические родительские собрания с обязательным анкетированием об интересующих родителей вопросам воспитания их детей.
Для улучшения работы с «трудными» подростками и их родителями в училище действует совет по профилактике асоциального поведения учащихся.
В начале каждого учебного года администрация утверждает состав совета профилактики. В него входят администрация школы, представители правоохранительных органов, учителя, классные руководители, учителя – предметники.
Важным моментом в профилактике асоциального поведения является организация свободного времени учащихся. С этой целью в школе работают – кружки и секции по разным направлениям: спортивное , военно – патриотическое, декоративно – прикладное, художественной самодеятельности. Организуются коллективно – творческие дела, направленные на формирование культуры общения, досуга. Все учащиеся ,состоящие на учете посещают кружки и секции по интересам.
Внимательное отношение к «трудным» подросткам, учет их интересов и особенностей, вовлечение их в жизнь коллектива, создание положительного эмоционального микроклимата в учебном заведении – вот основные звенья системы нашей работы по профилактике асоциального поведения учащихся.
2.3.Работа социального педагога с трудными подростками в летний период.
Лето - это благоприятная пора для реализации их планов, развития физических сил и укрепления здоровья. В то же время этот период вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени подростки проводят вне семьи, вне образовательного учреждения.
Летняя оздоровительная компания в МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального и местного уровней.
В школе сложились традиционные формы работы с детьми в каникулярное время, которые дали неплохие результаты в предыдущие годы.
Несколько лет подряд одной из форм является организация работы трудовой бригады. Занятость подростков сокращает количество правонарушений.
Особого внимания требуют к себе в это время дети – сироты, дети из неблагополучных, малообеспеченных, неполных семей, которые в большинстве своем относятся к категории «группы риска». Кроме того лето – наиболее благоприятное время для оздоровления детей, когда можно максимально использовать природные условия.
Немаловажную роль в материальной поддержке детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей и дает их индивидуальное трудоустройство. Эта форма работы с детьми в летнее время оправдала себя в предыдущие годы: количество учащихся, желающих работать, в этом году возросло.
Ребятам предоставляется возможность реализовать свои инициативы и наметить программу дальнейшей деятельности.
Занятость детей «группы риска» даёт возможность обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной работы с детьми, оказать им помощь в закреплении определенных навыков, расширять их кругозор, адаптировать к современным экономическим условиям.
Поэтому организация летней занятости учащихся в МБОУ Шахунской СОШ№1 им.Д.Комарова рассматривается как одно из самых важных направлений в работе педагогического коллектива.

Мы стараемся, чтобы занятость и отдых у ребят были разнообразными и отвечали их потребностям.
Традиционно одной из эффективных форм занятости подростков является организация работа трудовой подростковой бригады, под руководством социального педагога. Мы отдаем наибольшее предпочтение именно этой форме занятости.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Привлечение для работы подростков из малообеспеченных семей и детей «группы риска», состоящих на учете в КДН, ПДН и внутришкольном контроле
Получение официальной возможности трудоустройства для несовершеннолетних в летний период
Создание условий для оздоровления детей, привлечение к осознанному выбору здорового образа жизни.
Формирование экологической культуры, расширение экологических знаний и практической деятельности.
Приобретение трудовых навыков
Участие трудовой бригады в благоустройстве муниципальных территорий
Воспитание гражданина, бережно относящегося к природе родного края
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ





Невозможность организованного трудоустройства всех желающих





В этом году на базе школы была вновь организована работа трудовой подростковой бригады «Комаровец».
Учащиеся школы активно участвовали в ремонте родной школы, помогали в её благоустройстве, занимались исследовательской работой в школьном музее, заняли 1 место в муниципальном конкурсе «Лучшая подростковая бригада», приняли участие в областном конкурсе «Лучшая подростковая бригада», где получили благодарственное письмо.
Работа в бригаде способствует гражданско-патриотическому воспитанию подростков, формированию у них любви к родине, к родному краю, к своей малой родине. Так подростки, которые еще совсем недавно были грозой улицы, заметно изменились в лучшую сторону стали более общительны, организованны, появилось чувство ответственности и желание выполнять общественные поручения.
Работа в бригаде приобщает ребят к труду ,дает возможность потрудиться и получить первые заработанные деньги, главное, стать участником в написании истории родного края ,любимой школы.
В результате проводимых мероприятий:
Проводится профилактика правонарушений, о чем свидетельствует положительная динамика. На протяжении трех лет отсутствует подростковая преступность в летний период;
Совершенствуются формы организации летней занятости подростков;
Воспитывается добросовестное отношение к труду, уважение к рабочим профессиям, происходит знакомство с правовой грамотностью в сфере трудовых отношений;
Расширяется возможность несовершеннолетних граждан во временном трудоустройстве с целью приобретения ими трудовых навыков, профессионального самоопределения.
Создаются условия для трудоустройства и поддержки доходов подростков из малообеспеченных семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Эффективная работа всего коллектива школы позволяет охватить большую часть учащихся организованным отдыхом и занятостью , но мы не хотим останавливаться на достигнутом и готовы к поиску новых форм и возможностей для организации оздоровления и занятости наших учащихся, и надеемся на дальнейшее сотрудничество с социальными партнерами нашего района.






























Заключение

Осмысление своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем.
Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении подростков являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи, а так же бесполезное времяпровождения, в частности в летнее время.
Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую подросток остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.
В наше сложное время трудно оградить подростка от проблем общества. Перед педагогическим коллективом училища стоит ряд главных задач – дать знания учащимся, научить делать правильный выбор, уметь достойно принимать неудачи и поражения, не кривить душой и быть честными, уметь отвечать за свои поступки.
И только при единой системе работы всех служб, а так же желания родителей сотрудничать, мы можем добиться желаемого результата.









Список литературы
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание,
2002.
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника
(неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 2004.
3. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 2001.
4. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 2001.
5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 2000.
6. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 2006.
7. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.
Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
8. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //
Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2003. 10. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 2003. 11 Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников.
– «Советская педагогика», 1973. 12. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред.
И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 2005. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. –
13. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В.
Панкратов. – М., 1992. 14. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 2001. 15. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз.,
2004. 16. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК.
– М., 2005. 17. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 2004.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715