Работа с трудными подростками


СИСТЕМА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ И «ПРОБЛЕМНЫМИ» ДЕТЬМИ
   Детей, совершивших правонарушения и состоящих на внутришкольном учёте, в классе на протяжении всех лет нет. Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы, лекции, классные часы-информации, дискуссии, кинолектории, встречи с врачами, работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение раннего табакокурения, алкоголизма, наркомании. 
Сложилась система  работы  с трудными и «проблемными» детьми.
Цель: Совместно с родителями создать оптимальный климат для обучения и воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей младших школьников.
Задачи: 1. Помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебнойдеятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательным и усидчивым.
2. Прививать детям самостоятельность и чувство ответственности.
3. Воспитывать в детях послушание и самообладание.
4. Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и ограничений.
5. Укреплять здоровье, развивать физические задатки.
           План работы с детьми «группы риска»                   
Направления Мероприятия Сроки Ответственные
Диагностическая работа Наблюдение и выявление детей «группы риска» среди учащихся В течение года Класс.рук. Соц.педагог
Оформление актов обследования материально-бытовых условий жизни детей По мере постановки на учет Клас.рукСоц.педагог
РК
Коррекционная работа Ведение индивидуальных дневников наблюдения В течение года Клас.рукСоц.педагог
Выявление интересов детей «группы риска», их вовлечение в кружки, секции В начале года Соц.педагог
 Клас.рук.
Посещение на дому детей «группы риска» В течение года Клас.рук.
Соц.педагог
Повышение внутренней самооценки детей через создание «ситуации успеха» В течение года Клас.рук.
Работа психолога с детьми «группы риска» Беседы,    коррекционные занятия В течение года  психолог
Клас.рукПрофилактика таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания Классные часы
Беседы со школьной медсестрой, встречи с родителями-медиками, социальным педагогом В течение года Клас.рук.
Работа с родителями Беседы,   консультации для родителей В течение года Клас.рук.
В процессе деятельности , в первую очередь, важно взаимодействовать с учителями-предметниками для совместной разработки общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения,    привлекать учителей к работе с родителями. Большое значение придаётся  работе с родителями. 
Совместно с педагогом-психологом необходимо изучать индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации, координировать связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога староюсь  анализировать развитие каждого ребенка класса, определяя его познавательные, творческие способности и возможности, помогая ребенку повысить внутреннюю самооценку через создание «ситуации успеха», координирую выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Одним из основных направлений работы педагога с учащимися, имеющими трудности в поведении, является метод переубеждения. Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком,  руководствуюсь  следующими приемами:
-   создание положительного общественного мнения;
-   переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;
- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
При этом важно вовлекать  ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал. Дается оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося.
Эффективным, по моему мнению, является метод реконструирования, цель которого - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются следующие:
-   создание положительных перспектив,
- использование ведущих положительных качеств ребенка в вос-питательной деятельности;
-   ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
-  составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.
Большое внимание уделяется  сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие  системы дополнительного образования детей для расширения    познавательных,    творческих    способностей   своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения. Необходимо  поощрять и поддерживать участие школьников   в  различные  творческие объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих как в  прогимназии, так и в других учреждениях дополнительного образования детей.
Сотрудничество с библиотекарем также приносит свои результаты в работе с детьми, так как сотрудничая с ним,  учитель расширяет круг чтения детей, что способствует формированию у них культуры чтения, правильного отношения к нравственным и безнравственным поступкам сначала героев произведений, а затем  окружающих и своих собственных, содействует лучшему усвоению норм поведения, осознанию собственной индивидуальности и самоценности.
 Классные часы, встречи и беседы с родителями-врачами, социальным педагогом способствуют профилактике таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания: «Умей сказать «Нет!», «Как принять правильное решение», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Влияние алкоголя на развитие организма» и др. 
Такая система работы с трудными и «проблемными» детьми позволяет добиваться хороших результатов. На протяжении многих лет нет ни одного ребенка, стоящего на учете в школе, Инспекции по делам несовершен-нолетних.