План-конспект урока по химии Чистые вещества и смеси


Муниципальное бюджетное государственное образовательное учреждение
«Звездочнинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Майского района Республики Саха(Якутия)
План-конспект урока по химии 8 класса:
-88172723201600«Чистые вещества и смеси»
(мультимедийное сопровождение)
Выполнила: учитель биологии-химии
Мустафина Татьяна Равильевна


2014-2015 учебный год
Цели урока:
-         образовательные: дать понятие о чистых веществах и смесях, классификации смесей, познакомить учащихся со способами разделения смесей;
-         развивающие: продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
-         воспитательные: создать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности, работать над формированием безопасного обращения с оборудованием.
 
Оборудование:
образцы смесей (железо с солью, железные с древесными опилками, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, сахар с водой, дюралюминий), стаканы с водой, делительная воронка, магниты, лабораторные штативы, спиртовки, воронки, фильтры, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спички.
 Мультимедийное оборудование. На столах у учащихся оборудование для лабораторного опыта «Разделение смесей», инструкции по выполнению лабораторного опыта, рабочие карты.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний.
Распределить вещества по группам неорганических веществ.
Введение в тему.
 Давайте вспомним, что изучает химия? (Вещества).
Посмотрите, что сегодня у вас на столах? Как вы думаете, вам выданы чистые вещества, или они с чем - то смешаны? (Нам выданы смеси).
Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Чистые вещества и смеси).
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. Сообщение целей урока.
III.  Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний о чистых веществах в форме беседы.
Чистыми называются вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами. (Запись в тетрадь).
2. Классификация смесей.
Ребята, а в природе мы часто встречаемся с чистыми веществами? (Нет, чаще встречаются смеси веществ).
Перед вами гранит. Что это смесь или чистое вещество? (Смесь).
Как вы догадались? (Гранит имеет зернистую структуру, в нём заметны частицы кварца, слюды, полевого шпата.).
Чистые вещества-
Вот эта мутная жидкость смесь воды и мела. Частички мела в смеси видны невооружённым глазом. Однако по внешнему виду не всегда можно догадаться, что перед вами смесь. Например, молоко кажется нам однородным, но под микроскопом замечено, что оно состоит из капелек жира, молекул белка, плавающих в растворе. Как вы думаете, дождевая вода является чистым веществом? А воздух? Перед вами два стакана с прозрачной жидкостью в одном вода, а в другом раствор сахара в воде. Частички сахара нельзя увидеть не только невооружённым глазом, но даже в самый сильный микроскоп. Таким образом, смеси бывают разными. На какие две группы можно разделить смеси по внешнему виду? (Однородные и неоднородные). Заполним схему в рабочих картах. А какие смеси называются неоднородными? (Неоднородными называют такие смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ составляющих смесь.) Какие смеси можно назвать однородными? (Однородными называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа, нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь.)
3. Способы разделения смесей.
Прежде чем начать описывать вещество и изучать его свойства, вещество необходимо очистить. Мы познакомимся с вами со способами разделения смесей. Некоторые из них знакомы вам из повседневной жизни и из курса биологии. Поэтому наша задача обобщить и систематизировать ваши знания о способах разделения смесей.
Получение дистиллированной воды осуществляется путем дистилляции (перегонки)
Демонстрационный опыт «Разделение смеси растительного масла и воды».
Перед вами смесь растительного масла и воды. Определите тип смеси. (Неоднородная). Сравните физические свойства масла и воды. (Это жидкие вещества нерастворимые друг в друге, имеющие разную плотность). Предложите способ разделения данной смеси. (Предложения детей). Этот способ называется отстаиванием. Его осуществляют с помощью делительной воронки. Заполним таблицу в рабочих картах «Способы разделения неоднородных смесей».
 
Название способа На чем основан способ Примеры смесей
1. Отстаивание малорастворимые друг в друге жидкости с различной плотностью Растительное масло с водой
 
Лабораторный опыт «Разделение смесей».
Теперь, ребята, обратите внимание на ваши рабочие места. Вам предложены смеси. Учащимся первого ряда железо с серой, второго ряда речной песок с водой, третьего ряда сульфат меди (II) с водой. Предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача, определить, каким способом можно разделить выданную вам смесь и занести добытые в ходе опыта сведения в обобщающую таблицу. Для выполнения опыта воспользуйтесь инструкцией, которая находится у вас на столах. (Повторили правила техники безопасности при работе со спиртовкой.)
Заполнение таблицы.
Первый ряд. Нам была предложена неоднородная смесь железа и серы. Эту смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо - твёрдые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду сера всплывёт на поверхность, а железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита, т.к. железо притягивается магнитом, а сера нет.
Название способа На чем основан способ Примеры смесей
1. Отстаивание твёрдые вещества нерастворимые в воде с различной плотностью Железо с серой
2. Действие магнитом Одно из веществ смеси способно притягиваться магнитом Железо с серой
 
Второй ряд. Нам была предложена смесь песка с водой. Это неоднородная смесь. Мы разделили её фильтрованием.
Название способа На чем основан способ Примеры смесей
3. фильтрование  Отделение жидкости от твёрдых нерастворимых в ней примесей; молекулы жидкости проходят через поры фильтра, а крупные частицы примесей задерживаются. Речной песок с водой
 
Третий ряд. Нам был предложен раствор соли в воде. Это однородная смесь. Мы разделили её выпариванием. (Найдите таблицу «Способы разделения однородных смесей» в рабочих картах.)
Название способа На чем основан способ Примеры смесей
1. Выпаривание Выделение твердого растворимого вещества из раствора, при нагревании вода испаряется, а кристаллы твёрдого вещества остаются. Соль с водой
 
Каким оборудованием вы воспользовались?
Существуют ещё способы разделения смесей. 
Заполнение таблицы.
Название способа На чем основан способ Примеры смесей
2. Хроматография На различной скорости поглощения одних веществ поверхностью другого вещества чернила с водой,
лекарства
 
Таким образом, ребята мы познакомились с основными способами очистки веществ. Сделайте общий вывод на чём же основано всегда разделение смесей? Сохраняют ли вещества в смесях свои свойства? Запись в тетрадь вывода: в смесях вещества сохраняют свои индивидуальные свойства. Разделение смесей основано на различиях физических свойств веществ, входящих в смесь.
 
IV.              Закрепление.
У нас остался неизученным ещё один способ разделения смесей. С его сущностью мы будем знакомиться на одном из последующих уроков, а сейчас предлагаю вам определить название этого способа.
Название оборудования Состав смеси
Подсолнечное масло и вода Глина и вода Морская вода Железо и медь
Воронка химическая  
Ф  
В  
О  
Ц
Делительная воронка  
О  
Б  
Ж  
К
Химический стакан  
З  
Г  
О  
Т
Спиртовка  
О  
В  
О  
Ж
Фильтр  
З  
Н  
К  
Ф
Фарфоровая чашечка  
А  
Д  
К  
Л
Магнит  
Т  
Л  
О  
А
Ответ: возгонка 
VI. Домашнее задание. §23 «Чистые вещества и смеси». Знать определение понятий: чистые вещества, однородные и неоднородные смеси; сущность каждого способа разделения смесей. Ответить на вопросы 1, 4. По желанию: приготовить сообщение на тему «Применение методов химического анализа в работе криминалистов, археологов, медиков, искусствоведов» или составить кроссворд, используя понятия сегодняшнего урока и названия оборудования, необходимого для разделения смесей.