Разработка урока по химии на тему Чистые вещества и смеси (8 класс)


Разработка урока химии на тему «Чистые вещества и смеси» 8 классЦели урока: ввести понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомить учащихся со способами разделения смесей.
Задачи:
Обеспечить усвоение знаний о чистом веществе и смесях; классификации смесей
Рассказать о значении смесей в природе и жизни человека
Научить учащихся самих составлять смеси и правильно определять способы их разделения
Обеспечить закрепление умений растворять и перемешивать вещества
Выявить пробелы в формируемых умениях разделять смеси по физическим свойствам и компонентам
Создать условия для развития у учащихся умений формировать проблему и предлагать пути ее решения
Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать и делать выводы
Требования согласно программе:
Ученик должен:
Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.
Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.
Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.
Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Методы проведения:
Рассказ с элементами беседы.
Самостоятельная работа учащихся в парах.
Практическая работа учащихся в парах.
Средства наглядности:
Схемы: “Примеры смесей”, “Способы разделения смесей”.
Оборудование: химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, держатель, фарфоровая чашкаРеактивы: вода, песок, порошок серы и железа, мак, растительное масло, опилки, соль (сахар), зубной порошокХОД УРОКА
1.Организационный момент
2.Мотивация учебной деятельности (Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)
3.Изучение нового материала:
Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете.
В каком виде она встречается?
Всегда ли одинаковы ее свойства?
Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?
Конечно же нет, ибо морская вода представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, и в первую очередь солей (основную массу составляет хлорид натрия), которые придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус. Каждое вещество, выделенное из морской воды имеет определенные свойства. Да и сама вода, хотя и загрязненная посторонними примесями или содержащая их чрезвычайно мало, - ее называют дистиллированной водой – характеризуется рядом специфических свойств.
Уточните, пожалуйста, какими именно?
(Закипает при температуре 1000С и замерзает при температуре 00С)
А океаническая вода замерзает при температуре -1,90С (этим, например пользуются нерадивые работники городского коммунального хозяйства, когда в период гололедицы посыпают тротуары технической поваренной солью или другими реагентами)
Как вы думаете, с чем это связано?
Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит значительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха.
Дистиллированная вода- это чистое вещество, потому что она состоит из одинаковых молекул, состав которых может быть отражен с помощью единственной формулы Н2О.
Только изучение веществ в чистом виде дает представление об их истинных физических и химических свойствах, а следовательно помогает правильно использовать вещества.
Некоторые примеси в ничтожно малых количествах сильно изменяют индивидуальные свойства веществ. Поэтому в полупроводниковой технике применяются сверхчистые вещества, где допустимые примеси составляют всего один атом на миллион атомов основного элемента (германия или кремния). Нарушение этого требования сильно ухудшает полупроводниковые свойства этих веществ. Вместе с тем понятие “чистое вещество” условно, так как невозможно получить абсолютно чистое вещество, ведь любое чистое вещество все равно содержит, пусть ничтожно малые, но все-таки примеси других веществ.
Поэтому чистым веществом считают такое вещество, свойства которого (плотность, твердость, температура плавления и кипения, электропроводность и другие) с достаточной точностью неизменны независимо от способа его получения. Таким образом, чистым веществом считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства. В смесях каждое из составляющих его веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.
В этом легко убедиться, проделав следующий эксперимент.
Эксперимент: приготовить смесь порошков серы и железа, а затем разделить ее с помощью магнита и флотации (всплывания порошка серы на воздушных пузырьках, образующихся на несмачиваемой водой поверхности ее крошечных кристалликов при высыпании смеси в воду)
Выводы, которые должны сделать учащиеся:
Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси
В большинстве случаев при механическом смешивании веществ - физическое явление- не происходит ни поглощения, ни выделения энергии. При химических же явлениях – химических реакциях – энергия, как правило, поглощается или выделяется.
Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами, в то время, как для выделения составных частей – чистого вещества – химического соединения необходимы реакции.
В жизни мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ.
Демонстрация: приготовим несколько разных смесей ( вода и растительное масло, вода и речной песок, опилки и песок, и др.) и посмотрим все ли они одинаковы или между ними есть различие.

СМЕСИ
Задания:
Найти в учебнике на стр.121 определение однородных (жидких, твердых и газообразных) и неоднородных смесей, записать их в тетрадь и привести примеры
Предложенные примеры смесей соотнести к той или другой группе ( туман, дым, шипучие напитки, речной и морской ил, строительные растворы, мазь, тушь, помада, сплавы, минералы), заполнив таблицу (Приложение №1):
Агрегатное состояние веществ Примеры смесей
Твердое-твердое  
Твердое-жидкое 
Твердое-газообразное 
Жидкое-жидкое  
Жидкое-твердое 
Жидкое-газообразное 
Газообразное-газообразное  
Газообразное-жидкое 
Газообразное-твердое 


Работа учащихся в парах по инструктивным карточкам по составлению алгоритма для разделения смеси
Карточка №1 (приложение№2):
Разделите смеси сахара и речного песка:
Отфильтровать песок.
Перемешать раствор.
Подготовить фильтр.
Растворить смесь сахара с речным песком в воде.
Собрать прибор для фильтрования.
Выпарить раствор.
Собрать прибор для выпаривания.
Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.
Карточка №2 (приложение№3)
Разделение смеси сахара и воды:
Собрать прибор для выпаривания.
Растворить сахар в воде.
Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.
Выпарить раствор.
Карточка №3 (приложение №4)
Разделение смеси речного песка и воды:
Собрать прибор для фильтрования.
Подготовить фильтр.
Приготовить раствор.
Отфильтровать.
4.Закрепление новой темы
Беседа по вопросам:
Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?
Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:
Глина и вода
Сода питьевая и вода
Железные опилки и сера
Бензин и вода
Битое стекло и сахар
Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду, сделав ее пригодной для питья и приготовления пищи?
5.Подведение итогов урока.
6.Задание на дом
Прочитать параграф 23, стр.121-124, ответить на вопросы