Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

8 класс.
Тема 3. Соединения химических элементов (15 ч)
Урок 10. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Дидактическая цель урока: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности и исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию понятия о видах смесей, их способах разделения и способах очистки.
Развивающие: способствовать формированию проектной компетентности через разрешение проблемы, связанной с очисткой веществ.
Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах, продолжить экологическое воспитание через развитие ценностного отношения к воде.
Оборудование и реактивы: вода, речной песок, бензин, древесные опилки, поваренная соль, химические стаканы, воронки, фильтровальная бумага, штатив, делительная воронка, прибор для дистилляции воды, спиртовка.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод: исследовательский
метод проектов
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа.
Ход урока:

Этап урока
Этап работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Орг.
момент
Запуск проекта
Определяю готовность учащихся к уроку, объявляю тему урока, цели, помогаю в формировании групп для работы на уроке.
Готовят рабочее место, формируют группы.

2. Целеполагание и мотивация
Планирование работы
Раздаю задания для самостоятельной работы, определяю проблему, мотивирую познавательную деятельность учащихся (потребность в разделении смесей веществ в промышленности и быту, необходимость очистки воды)
Анализируют проблему, обсуждают главную идею будущего проекта, определяют цель – продукт деятельности, определяют форму презентации, распределяют обязанности участников совместного проекта.

3. Актуализация знаний и умений.
Определение уровня готовности к поисковой работе (само-диагностика)
Подготавливаю учащихся к выполнению исследовательской работы (повторяем этапы исследователь-ского проекта, правила ТБ).
Определяют пути достижения цели, вспоминают основные этапы исследовательской деятельности (задачи, методы решения проблемы).

4. Первичное усвоение материала.
Сбор информации
Наблюдаю за деятельностью учащихся, консультирую, предлагаю дополнительные источники информации.
Знакомятся с источниками информации (учебник Габриелян О.С. §23, учебник Рудзитис Г.Е. §15). В ходе групповой дискуссии отбирают главное.

5. Осознание и осмысление учебного материала.
Структурирование информации.
Направляю самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют проблему, рабочую гипотезу, определятся с методами (определяют оптимальный вариант решения проблемы).

6. Закрепление учебного материала.
Организация и выполнение проекта.
Координирую результаты самостоятельной познавательной деятельности (слежу за соблюдением трудовой дисциплины, правил техники безопасности)
Выполняют исследовательскую часть проекта (эксперимента по очистке воды выбранным способом). При необходимости консультируются с учителем.

7. Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Оформление результатов работы и защита проекта.
Наблюдаю за деятельностью учащихся, стимулирую их деятельность.
В соответствии с конечной целью оформляют проект и презентуют его.

8. Проверка и оценка результатов.
Экспертиза проекта.
Помогаю анализировать результаты проектной деятельности, ставлю свою оценку.
Рецензируют содержание и форму изложения работы других групп, ставят свою оценку.

9. Подведение итогов учебного занятия.
Рефлексия.
Высказываю собственные суждения о достижении цели учебного занятия, подвожу итоги урока, анализирую рейтинговые оценки.
Самооценка результатов своей деятельности.







Дидактический материал к уроку.

Задания для исследовательской работы.

1 группа. Вам предложена вода, в которую попали древесные опилки. Предложите способы очистки воды. Осуществите их на практике.

2 группа. Вам предложена вода, загрязненная речным песком. Предложите способы очистки воды. Осуществите их на практике.

3 группа. Вам предложена вода, в которую попал бензин. Предложите способы очистки воды. Осуществите их на практике.

4 группа. Вам предложен аналог морской воды (в ней растворена поваренная соль). Предложите способы получения воды, пригодной для питья. Осуществите их на практике.





Алгоритм выполнения исследовательского проекта в рамках учебного занятия (урока).

I этап. Организационный
1. Определение актуальности темы, её практической значимости.
2. Выявление проблемы, формулировка темы.
3. Постановка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы.
II этап. Поисково-исследовательский
4. Поиск возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала.
5. Обобщение полученных данных.
6. Организация и выполнение проекта.
7. Оформление результатов.
III этап. Заключительный
8. Презентация – публичное представление своих результатов.
9. Самооценка (рефлексия).

15