Урок в 7 классе на тему Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их свойствах и применениях

Урок химии в 7 классе подготовила учитель химии Безыменской ОШ I-III ступеней
Оксина Н.И.

Тема: Химия как часть естествознания, Химия – наука о веществах, их свойствах и применениях.

Цель урока: Сформировать представление о предмете изучения химии, показать место химии среди наук о природе: показать связь химии с другими естественными науками; объяснить цели и задачи химии; сформировать знания учащихся о роли химической науки в развитии народного хозяйства, жизни человека. Показать положительное и отрицательное влияние химии на развитие цивилизации. Познакомить с правилами поведения в кабинете химии.
Повторить сведения о веществах и химических элементах, изученных в курсе «Природоведения».
Развивать умения логически мыслить, анализировать, работать с учебником.
Воспитывать культуру общения, выдержку, взаимопомощь.

Оборудование: учебники, ПСХЭ им. Д.И.Менделеева.

Тип урока: изучения нового материала.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь объяснить, что именно изучает химия; понимать место химии среди других наук которые изучают природу; обосновать роль химической науки в развитии народного хозяйства и жизни человека; вспомнить сведения с курса «Природоведения» о веществах и химических элементах.


Ход урока.
Организация класса.
-знакомство с классом;
-вводное слово учителя;
-общее представление о структуре курса химии в школе;
-сообщения темы урока, плана и основных целей урока.

2.Изучение нового материала.
Эвристическая беседа.
Что изучает предмет «химия»?
С чего состоит Земля под нашими ногами, Солнце над головой, дома, машины, растения и наше тело?
Посмотрите вокруг и вы легко насчитаете десятки, а то и сотни веществ, которые отличаются друг от друга.
Все, что перед вами лежит: учебники, тетради – они получены из бумаги, картона; столы, парты, стулья – изготовлены из дерева. ( в данном случаи дерево – это материал), а в основе лежит химическое вещество – клетчатки или целлюлозы.
Назовите предметы и вещества, которые на ваш взгляд связаны с химией?
(Учащиеся приводят примеры).
А теперь попробуйте назвать предметы , которые так или иначе не связаны с химией?
(Учащиеся приводят примеры)
В лесу, в горах, на дне моря – повсюду вы найдете большое количество химических веществ. Все они отличаются между собой по твердости, запаху, цвету, вкусу, прозрачности, и др.
Можно сделать вывод: как сказал М.В.Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человечества.»

Для того, чтобы вещества и их химические реакции приносили пользу, а не приносили вред человеку, необходимо иметь определенные знания в этой области.
Так что же эта за наука химия? Что она изучает?

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
(учащиеся записывают определение в тетради, пользуясь учебником)

Физические тела и вещества – это одно и то же или нет? Как вы думаете?
(учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры, находят разницу между физическим телом и химическим веществом).
-Химическая посуда – это физические тела. Вся она сделана из стекла. Вот стекло, из которого изготовлена посуда и является веществом.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
(учащиеся записывают определение в тетрадь, пользуясь учебником).

Учитель: а теперь мы с вами давайте выясним, что является предметом изучения химии?
(работа с учебником)

Учитель задает вопросы учащимся класса.
(эвристическая беседа)

Что нам необходимо для нормальной жизни?
С чего состоят вещи, которые нас окружают?
Назовите предметы, которые нас окружают, не связанные с химией?
Назовите науки, которые изучают природу? Что они изучают? (учащиеся вспоминают материал «Природоведения»)
Дайте определения Химии. Почему Химия принадлежит к естественным наукам?.
( по ходу беседы, если возникают затруднения с ответом, учащиеся пользуются учебником, определения понятий записывают в тетрадь).

Учитель (или это могут сделать учащиеся) делает вывод:
Химия – это наука о веществах;
Химики изучают все разнообразие веществ, их свойства, состава, строения, а также условия, за которых осуществляются превращения и изменения веществ; проводят исследования с целью синтезирования новых веществ и прогнозирования их свойств.
Учитель: А какое влияние химии на развитие цивилизации?
(рассказ учителя с элементами беседы)
Учитель: Основные направления применения химических знаний.
( рассказ учителя с элементами беседы)


Правила поведения учащихся в кабинете химии.
( работа с учебником, беседа.)
Вопросы к ученикам:
Почему входить в кабинет химии и выходить необходимо спокойно, не спеша?
Что должно лежать на столе во время работы?
Когда необходимо выполнять опыт, лабораторную работу?
Почему необходимо знать местоположение в кабинете аптечки и огнетушителя?
Обобщение и систематизация знаний.
Что изучает химия? Приведите примеры знакомых вам веществ, которые имеют разные свойства.
Какую продукцию химических предприятий мы используем в быту?
Возможна ли современная жизнь без продукции химических предприятий? Почему?
Помогут ли вам в будущем знания о химии? Свой ответ обоснуйте?
Нарисуйте «Дерево Химии», листочками которых будут разделы химии ( отросли применения химических знаний)
Работа с учебником: дописания конспекта и систематизация нового материала в произвольной форме (схемы, таблицы пр.)
Домашняя работа: изучить п.1,2, ответить на вопросы.
Подведение итога урока.



15Основний шрифт абзацуЗвичайна таблиця Немає списку