урок по химии 8 класс Химия –раздел естествознания, наука о веществах


Сабақ ;№ 1
Тақырыбы: Химия –раздел естествознания, наука о веществах.
Мақсаты: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями и историей развития химии.
Учить делать выводы и обобщения .
Воспитание интераса к химии.
Тип : изучение нового материала
Ход урока
I. Орг.момент
II. Изучение нового материала.
ТБ
Вопросы классу. Как вы думаете, ребята, зачем нужна человеку химия?  (Возможные ответы учащихся: чтобы жить, для питания, для тканей, машин и т.д.) Может ли современный человек прожить без продуктов химического производства?  ( Возможные ответы учащихся: нет).
Закройте глаза и представьте себе, что нас ожидает, если вдруг исчезнет химическое производство. Мы не сможем почистить утром зубы, поскольку не будет ни пасты, ни зубной щетки; не сможем вымыть руки; не будет у нас красивой одежды и т. д. Открывайте скорее глаза, ведь на самом деле химия помогает нам жить, ее производство никуда не исчезло. Кто из вас знает, откуда произошло слово «химия»? По одной из версий, оно схоже с названием древнего Египта («Хем»), где химия достигла высокого расцвета, где было сделано много интересных открытий. Существуют и другие версии происхождения слова «химия», их вы можете найти сами, а на следующем уроке рассказать нам об этом.
III. Предмет химии. 3.   Предмет химии.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – одна из наук о природе, поэтому она относится к естественным наукам. Химия тесно связана с биологией, физикой и другими естественными науками. Химия имеет множество разделов. В школьном курсе рассматриваются основы химии, знание которых необходимо каждому культурному человеку. Моя цель – помочь вам  понять огромное значение химической науки и дать вам знания, которые помогут вам грамотно использовать ее достижения.
Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.
 
Опыт. Заранее приготовленной «волшебной» палочкой взмахиваем в воздухе, опускаем ее в стакан с раствором гидроксида натрия (окраска меняется на малиновую), затем снова взмахиваем палочкой в воздухе, опускаем ее в стакан с раствором соляной кислоты (окраска исчезает).
Ребята, а как вы думаете, почему менялась окраска нашей «волшебной» палочки?
( Возможные ответы учащихся: получались другие вещества). Верно.  Мы с вами провели химические реакции, в которых участвовали вещества. Именно вещества нам и предстоит изучать на уроках химии. Итак, предметом химии являются вещества.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
На уроках физики (7 кл.) вы говорили о веществах и телах. Что же такое вещество?
( Возможные ответы учащихся: то, из чего сделано тело). Что такое тело? ( Возможные ответы учащихся: то, что вокруг нас).
1.   Возникновение химии  как науки и ее развитие (кратко).
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3 тыс. лет до нашей эры. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, красители (пигменты), духи.
Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. Они владели приемами бальзамирования тел, способами получения некоторых красок.
Отдельная эпоха в развитии химии – алхимия. Целью алхимии было найти способ превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня. Демокрит, Аристотель, Парацельс и многие другие выдающиеся ученые внесли свой вклад в развитие химии в те далекие времена.
На Руси алхимия распространение не получила. В Киевской Руси осуществляли выплавку металлов, производство красок, тканей. При Иване Грозном в Москве была открыта первая аптека. При Петре Первом были построены купоросные заводы , первые химические мануфактуры, а в Москве насчитывалось уже 8 аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с именем М.В.Ломоносова. Выдающиеся ученые-химики, имена которых известны всему просвещенному миру, наши соотечественники: Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Зелинский, Зайцев, Марковников и др.
Точки зрения на происхождение термина «химия»:
- Хеме (Египет.) – «черная» (земля). Это древнее название Египта, где зародилась наука химия.
- Кеме (Египет.) – «черная» (наука). Алхимия как темная, дьявольская наука.
- Хюма (древнегреч) – «литье» металлов (глагол хео – «лью»)
- Ким (древнекитайск.) – «золото».
2.   Роль химии в повседневной жизни человека.
На уроках биологии вы говорили о единстве живой и неживой природы. Горные породы, минералы и живые организмы, космическое вещество и атмосфера  состоят из одних и тех же химических элементов, в различных соотношениях. Различие между живой и неживой природой в том, какие именно молекулы построены из данных химических элементов. Круговорот химических элементов – основа существования биосферы – живой оболочки Земли. В основе процессов жизнедеятельности любого живого организма – биохимические превращения веществ.
Лекарства, витамины, пищевые продукты, полимерные материалы (пластмассы, искусственная кожа и каучук, искусственные волокна, строительные материалы (бетон, цемент, стекло), лакокрасочная продукция, горюче-смазочные материалы, чистящие и моющие средства, гигиенические и косметические вещества, минеральные удобрения, средства борьбы с насекомыми-вредителями и сорняками – инсектециды и гербициды  – все то, без чего невозможна жизнь современного человека – это продукция химической промышленности..
а) Мини-лекция "История развития химии".
Круговорот химических элементов – основа существования биосферы – живой оболочки Земли. В основе процессов жизнедеятельности любого живого организма – биохимические превращения веществ.
Лекарства, витамины, пищевые продукты, полимерные материалы (пластмассы, искусственная кожа и каучук, искусственные волокна, строительные материалы (бетон, цемент, стекло), лакокрасочная продукция, горюче-смазочные материалы, чистящие и моющие средства, гигиенические и косметические вещества, минеральные удобрения, средства борьбы с насекомыми-вредителями и сорняками – инсектециды и гербициды – все то, без чего невозможна жизнь современного человека – это продукция химической
промышленности.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3 тыс. лет до нашей эры. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, красители (пигменты), духи.
Химия - очень древняя наука. Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.
Греческий философ Демокрит, живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимиых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал "атомами".
Аристотель в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дело начало алхимии.
Цель этой науки - поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.
Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.
На Руси алхимия не имела особо распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.
В начале VI в. алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.
Реформаторы: Агрикола - горное дело; Парацельс - медицина.
В России: М.В. Ломоносов - закон сохранения массы веществ;
А.М. Бутлеров - теория строения органических веществ (1861 г.);
Д.И. Менделеев - периодический закон химических элементов (1869 г.).
Приведите примеры явлений, с которыми вы встречаетесь в быту:
а) физических; б) химических.
Физминутка
III. Закрепление Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:
Я 1. Скисание молока.
В 2. Гниение растительных остатков.
А 3. Испарение воды.
Л 4. Горение древесины.
О 5. Плавление сливочного масла при нагревании.
М 6. Образование тумана.
Е 7. Почернение серебряных изделий.
Н 8. Фотосинтез.
П 9. Испарение жидкой ртути.
И 10. Подгорание пищи на перегретой сковороде.
Я
11. Образование ржавчины на гвозде.
Выполните упражнения с №1-5
IV. Домашнее задание: §1