Тренинг с педагогами Поведение педагога в конфликтной ситуации

Поведение педагога в конфликтной ситуации
(ТРЕНИНГ С ПЕДАГОГАМИ)

Цели тренинга:
- сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
- показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
- учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в когнативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Форма тренинга: работа в группах.

Ход тренинга

Ведущий: Сегодня мы с вами рассмотрим способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтами.
У вас на столах лежит лист бумаги, на котором слово «Конфликт» написано сверху вниз по букве.
К О Н Ф Л И К Т
на каждую букву ваша группа пишет слово- ассоциацию.
Например:
Крик Осложнение Негодование Фронт Ложь Изнеможение Кризис Тирания
Обратите внимание, что ВСЕ слова озвученные мной - негативные, то есть я конфликт воспринимаю только как плохую, безвыходную ситуацию. А вам, в процессе нашей работы, нужно будет искать выход, видеть хорошее, рассматривать конфликт и как возможность начать новое, выяснить причину неудач, способ договориться.
Задание – в процессе работы вы должны расписать по буквам то же слово, но постараться найти позитив. Результаты прочтем после всех упражнений.
Конструктив Освобождение Новое Фундамент Лавировка Искренность Красноречие Толчок
Ведущий: Конфликт – разногласия, спор, столкновение, ссора. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Упражнения «Снежинки».
Ход упражнения. Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму.
Молча возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.
Ведущий: Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы).
Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Ведущий: Предлагаю Вам сейчас рассмотреть конфликтную ситуацию. Дать собственную оценку конфликту.

Упражнение «Конфликтные ситуации в школе».
Ход упражнения. Группы получают ситуации. На обдумывание ответов дается 1 минута.

Ситуация 1
Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат -опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей. Что делать?

Ситуация 2
Педагог в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а педагог совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.
Что делать?

Ситуация 3
Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя. Ребята рассчитывали, что начнется поиск виновного, и урок будет сорван.
Что делать?

Ситуация 4
Ученики собирались уйти с вашего дополнительного урока, причем вам попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отзываются о вас. Что делать?

Ситуация 5
По расписанию у Татьяны Ивановны был урок в 8 «а» классе. У одного из учеников в кармане оказалась обычная пачка быстрорастворимой лапши «Ролтон». Открыв её, он стал выполнять творческий рисунок. Шелест бумаги, где находилась лапша, отвлекал весь класс. Ребята то и дело оглядывались, ища глазами того, кто столь странно сопровождает урок. Услышала это и Татьяна Ивановна. Её творческая натура не позволяла учащимся класса выполнять рисунок, сопровождаемый раздражающей музыкальной композицией.
Когда ученик (назовём его Гриша) вновь полез в карман, чтобы издать очередные аккорды, она решительно подошла к нему и, забрав содержимое, (Григорий очень спокойно вынул пачку из кармана) положила её в раковину, которая находилась рядом.
Урок уже закончился. В коридоре стоял другой класс. Это был 7 «б».
Татьяна Ивановна, приготовив дидактический материал - красивую расписную чашу (тема урока была «Роспись») и другие наглядные пособия, покинула класс.
Зазвенел звонок. Войдя в учебный кабинет и подойдя к учительскому столу, Татьяна Ивановна увидела следующую картину. В красивой расписной чаше была заварена лапша. Холодная вода, используемая при «заваривании», не испортила продукт, а помогла лапше принять вполне питательный вид. Увидев это
Обсуждение ответов групп на предложенные ситуации.

Упражнение «Встреча на мостике».
Ход упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг другу на расстоянии 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете на встречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Обсуждение.
- Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?
- Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
- Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Вывод: в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

Упражнение «Стили поведения».
Ход упражнения. На столах в файле приготовлен комплект карточек и игровое поле с рисунками. Педагогам необходимо разложить карточки с названием определенного стиля поведения в конфликтной ситуации к соответствующему рисунку:

Стиль «Противоборство» - 4
Стиль «Приспособление» - 5
Стиль «Компромисс» - 3
Стиль «Сотрудничество» - 2
Стиль «Уклонение» - 1
Каждая группа обсуждает и готовит ответ, в которой демонстрируется предложенное соответствие видов поведения в конфликте с рисунками.

Обсуждение:
- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
- Какой стиль самый не конструктивный для взаимоотношений людей?

Упражнение «Рисунок вдвоем».
Ход упражнения. Вызываются для игры два человека и получают лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать на конверте рисунок на свободную тему.

Обсуждение: Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д.
Вывод: Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

Упражнение «Давление».
Ход упражнения. Участники объединяются у пары и получают задачу осуществлять давление один на один ладонями к тому моменту, пока один из участников не сделает шаг назад.

Обсуждение:
- что вы ощущали, когда на вас давили?
- как вы реагировали в ответ?
- как ваши действия во время выполнения упражнения соотносятся с действиями в конфликтной ситуации?

Упражнение «Конфликт в транспорте».
Ход упражнения: В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение:
- Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
- Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
- Какие чувства испытывали играющие?
- Чей способ решения проблемы самый успешный?
- Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Упражнение «План действий».
Ход упражнения: На столах коробка с разной мелочью. Педагогам необходимо из того, что есть в коробке придумать и создать объект или предмет, связанный с конфликтом и на листе бумаги написать инструкцию к созданию этой работы другими педагогами. На работу дается 5 минут. Затем идет знакомство с работами групп.
Ведущий просит обменяться инструкциями и попытаться создать точную копию объекта или предмета.

Обсуждение:
- Легко ли работать по инструкции не видя перед собой созданного предмета?
- Как вы считаете, получилось ли у вас?
- Как данное упражнение связано с конфликтной ситуацией?

Подведение итогов занятия:
Ведущий: У вас на заранее приготовленных листах со словами «Конфликт- это» готовы слова-ассоциации связанные с понятием «конфликт» или «конфликтная ситуация». Давайте посмотрим, каков результат нашей работы сегодня. (Педагоги зачитывают слова-ассоциации).

Таким образом, конфликт ни есть разногласие, спор, столкновение, ссора, а как возможность начать новое, выяснить причину неудач, и как способ договориться.


15