«Просветительский тренинг для родителей «Эффективное общение со своим ребенком»

«Просветительский тренинг для родителей
«Эффективное общение со своим ребенком»
Цель: Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений
Задачи: 1. Способствовать повышению психологической компетентности родителей. 2. Познакомить родителей с основами построения эффективных коммуникаций. 3. Популяризировать позитивную модель взаимодействия со своим ребенком
Стимульный материал: «Рабочие странички тренинга», электронная презентация «Эффективное общение со своим ребенком». Памятки для родителей.
Этапы тренинга:
Упражнение «Ребенок-статуя»
Любимая техника Вирджинии Сатир
Практическая часть «Дерево родительской мудрости»
Рекомендации психолога «Общаться с ребенком. Как?»
Подведение итогов тренинга.

Упражнение «Мои ожидания от тренинга»

Напишите, что вы ожидаете от тренинга, что вам интересно узнать? Ход проведения тренинга:
1. Упражнение «Ребенок-статуя»
Психолог : «Как вы понимаете слова любить своего ребенка?»
Кто-то говорит, что любить своего ребенка значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время все чаще можно услышать, что любить своего ребенка это говорить ему: «Я тебя люблю!»
Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юношей и девушек. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Что, значит, принимать ребенка, безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.
А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть ситуацию , которая называется «Ребенок статуя», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем он встает за спиной «ребенка», приложив руки к его спине, и ни в коем случае не отпускает их во время всего действия.
Выходной день мама и ее маленькая дочь Лена отправляются в город на рынок. Мама очень любит Леночку, но времени, как всегда на эту самую любовь маме и не хватает! Леночка очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда маме не до вопросов.
Мама, а что там такое, посмотри! говорит Леночка
Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть, куда не надо !
И Леночка, как послушная дочь закрывает глаза! (перевязываются ленточкой).
А вот и автобус!
Мама с Леночкой забегают в автобус, и там, о удача, мама встречает свою подругу, которую, как понятно мама не видела очень давно, аж со вчерашнего вечера. И именно сейчас маме нужно обсудить все многозначительные события , произошедшие, за столь длительный период. Леночка внимательно слушает, а потом говорит:
Мама, мама, а нам долго еще ехать ? А кто такой дядя Юра?
Леночка, ты , как всегда! Ты что вмешиваешься во взрослый разговор! И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
И Леночка закрывает уши! ( перевязываются ленточкой)
Добрались до города!
Леночка, не потеряв вкус к жизни, решила поделиться с мамой своими радостями школьный жизни.
Ой, как же здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести разукрашки, те, что ты мне сегодня купишь!
Леночка. Какие разукрашки! У мамы фамилия не Рокфеллер! Откуда у мамы такие деньги! Можно и без разукрашек прожить!
- Ну, мамочка! Говорит леночка и начинает подкныкивать.
- Ты что разболталась! Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
И Леночка закрывает рот! ( перевязывается ленточкой)
Леночка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьет ее по рукам и говорит, какая она непослушная:
Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери свои руки!
И Леночка убирает руки ( перевязываются ленточкой).
Но тут неожиданно Леночка начинает задирать прямо в очереди
Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
И Леночка застывает прямо в очереди ( ноги перевязываются ленточкой).
Покупки сделаны и можно идти домой, но про Леночки интересы мама сегодня напрочь забыла.
Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Вон сколько маминых знакомых вокруг! Я кому сказала Перестань реветь, ты слышишь меня!
И Леночка замолкает! ( душа перевязывается ленточкой).
И зачем я тебя брала в город, спрашивается, выходной насмарку!
Затем задается вопрос дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Ленточки развязывается по очереди то, о чем просит девочка.
И, когда все уже развязано, задается вопрос, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Психолог: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»


Любимая техника Вирджинии Сатир
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, 12 раз в день! И между прочим не только ребенку, но и взрослому.
Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 1) Задумывались ли вы о том, какой вы родитель? Сегодня я предлагаю немного поразмышлять над этим вопросом. Предлагаю вам записать на листах в форме яблок  ответ на вопрос: «Какой я родитель». Обсуждение.

Упражнение «Губка»
Эксперимент. Прозрачная емкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств.  Губка - это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.
 Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 2) Так вот есть одна притча «Человек, который, захотел изменить мир» Мораль проста – что ты готов изменить в себе, для то, чтобы люди вокруг тебя изменились. Подумайте, что вы готовы изменить в себе, для того, чтобы ваш ребенок изменился? Запишите это на «яблоке». Обсуждение.  Оформление дерева Родительской Мудрости.
Рекомендации психолога «Общаться с ребенком. Как?»
1. Безусловное принятие
Первое правило общения родителя с ребенком  принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный, ценный и дорогой, даже если он поступил неправильно.
2.Недовольство
При этом выражать недовольство можно и нужно  но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил».
3.Активное слушание
Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться  это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо. Цель техники  дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.
Чтобы активно слушать, нужно «возвращать» ребенку то, что он говорит, обозначая при этом чувства ребенка:  Я не хочу делать уроки!
 Тебе неприятно заниматься русским языком
 Нет, просто там очень много!
 Ты боишься не успеть до завтра
4. Разрешение конфликтов
Конфликты  это нормально. Они бывают даже в самых дружных семьях. Хорошее разрешение конфликта  когда обе стороны получают то, чего они на самом деле хотели.
5. Передача ответственности
Передача детям ответственности за свои дела – самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к детям
Завершение тренинга
Вернемся к нашим ожиданиям.
Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!
Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!

Picture 215