Рабочая программа по пробному элективному учебному курсу «Я русский бы выучил» для 10класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»
396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.
Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании ШМО Зам. директора школы Директор школы
учителей _________________ по УВР
« _____» августа 2015г «_____» сентября 2015г « » сентября 2015г
Протокол №_____
Руководитель ШМО ______________ _______________
_________________ Гончаров А.Т. Безгина Т.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по пробному элективному учебному курсу «Я русский бы выучил» для 10класса

Составила учитель русского языка и литературы
Тропынина Светлана Николаевна
первая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год.
2.Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по пробному элективному курсу « Я русский бы выучил…» для 9 класса составлена с использованием нормативно – правовой базы:
*Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
* Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
*Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Воронежской области (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760.* Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.
* Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования , утвержденный приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783.
* Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования Воронежской области от 18.08.2004 № 547.
*Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Тресвятская СОШ».

*Устав МКОУ «Тресвятская СОШ».
*. Школьное положение о рабочей программе педагога.
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку .ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА
- нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т.е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
1. титульный лист;
2. пояснительная записка;
3. учебно – тематический план (содержание программы);
4. календарно – тематическое (поурочное) планирование;
5. требования к уровню обученности учащихся;
5. перечень учебно – методического обеспечения; список литературы.
Данная рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для расширенного изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
В рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года», кроме того введён краеведческий компонент
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся.
Основные цели – 1.повышение грамотности учащихся,  развитие культуры письменной речи.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;углубление знаний об особенностях построения текста; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст –сочинение С1 для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
Задачи:
Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
 Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
 Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;- развитие интонационно выразительной речи;- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;- развитие логического и абстрактного мышления;
Учебно- тематический план 10 класс
№ п/пРаздел и кол-во часов Содержание раздела Изучение и повторение Контрольных работ Развитие речи
1 Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение,слушание ,письмо ,чтение .Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.2 Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. 3 Правописание морфем (18 ч) Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .Правописание иноязычных словообразовательных элементов .Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки наз/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени .Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих иц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц;употребление разделительных ь и ъ..
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употреблениеь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. 4 Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?» 5 Написание строчных и прописных букв (3 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?» 6 Текст- 9 часов Что такое текст? Понятие о тексте. Способы выражения темы. Основная мысль текста. Содержание текста. 7 Средства связи частей текста. 7 часов Лексический повторОднокоренные слова.Местоименные слова.Союзы и частицы – союзы. 8 Типы текста. 9 часов Особенности текстов разных типов. Повествование. Описание. Рассуждение. Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. 9 Особенность написания сочинения С1». 10 часов Комментарии к основной проблеме текста.Позиция автора и способы её выражения.Изложение собственного мнения по тексту.Языковой анализ текста.Художественные средства выразительности. Календарно-тематическое планирование
№ п/п№ в теме Дата Тема примечание
по плану факт 1 1 2.09 Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. 2 2 2.09 Особенности письменной речи. 3 3 9.09 Русское правописание. 4 4 9.09 Разделы русской орфографии. 5 5 16.09 Ведущий принцип русского правописания. 6 1 16.09 Правописание корней. 7 2 23.09 Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями 8 3 23.09 Чередование согласных в корне. 9 4 30.09 Правописание иноязычных словообразовательных элементов. 10 1 30.09 Правописание приставок: 1) приставки на з/с — фонетический принцип. 11 2 7.10 Правописание приставок. Морфологический принцип написания. 12 3 7.10 Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.13 1 14.10 Правописание суффиксов. 14 2 14.10 Типичные суффиксы имен существительных и их написание. 15 3 21.10 Типичные суффиксы прилагательных и их написание. 16 4 21.10 Типичные суффиксы глагола и их написание. 17 5 28.10 Правописание суффиксов причастий 18 6 28.10 Правописание н и нн в причастиях и прилагательных. 19 1 11.11 Правописание окончаний. 20 2 11.11 Правописание гласных после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании. 21 3 18.11 Правописание Ь и Ъ. 22 1 18.11 Орфографический анализ. 23 2 25.11 Прием поморфемной записи слов. 24 3 25.11 Слитные, дефисные и раздельные написания 25 4 2.12 Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. 26 5 2.12 Грамматико-семантический анализ написании не с разными частями речи. 27 6 9.12 Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). 28 7 9.12 Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. 29 8 16.12 Написание приставок в наречиях. 30 9 16.12 Особенности написания производных предлогов и союзов. Омонимичность. 31 10 23.12 Образование и написание сложных слов. 32 11 23.12 Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?» 33 12 13.01 Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. 34 13 13.01 Работа со словарем «Строчная или прописная?» 35 1 20.01 Что такое текст? Понятие о тексте. 36 2 20.01 Способы выражения темы. Заглавие. 37 3 27.01 Начало и конец текста. 38 4 27.01 Ключевые слова. 39 5 3.02 Практическое занятие по теме «Текст» 40 6 3.02 Основная мысль текста. 41 7 10.02 Содержание текста. 42 8 10.02 «Расшифровка» информации текста. 43 1 17.02 Средства связи частей текста.Лексический повтор. 44 2 17.02 Однокоренные слова 45 3 24.02 Местоимённые слова. 46 4 24.02 Союзы и частицы – союзы. 47 5 2.03 Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста»  48 6 2.03 Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста»  49 7 9.03 Комплексный анализ текста. Зачёт. 50 1 9.03  Типы текста. Особенности текстов разных типов. Повествование. 51 2 16.03 Схема анализа текста-повествования. 52 3 16.03 Анализ текста повествовательного содержания 53 4 30.03 Описание. Схема анализа текста описания. 54 5 30.03 Анализ текста – описания. 55 6 6.04 Рассуждение. Схема анализа текста. 56 7 6.04 Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. 57 8 13.04 Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. 58 9 13.04 Практическое занятие. Анализ текста. 59 1 20.04 «Особенность написания сочинения С1». 60 2 20.04 Основная проблема исходного текста. 61 3 27.04 Комментарии к основной проблеме текста. 62 4 27.04 Позиция автора и способы её выражения. 63 5 4.05 Изложение собственного мнения по тексту. 64 1 4.05 Языковой анализ текста. 65 2 11.05 Художественные средства выразительности. 66 3 11.05 Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте. 67 4 18.05 Комплексный анализ текста  68 5 18.05 Итоговый зачет  69 1 25.05 Обобщение изученного за год 70 2 25.05 Резервный урок. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
 общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
 признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
 Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
 оценивать   предложенное   высказывание   на лингвистическую тему;
 анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
 передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
 анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Перечень учебно-методических средств
Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.
7