Рабочая программа факультатива Абитуриент: русский язык 9 класс






Программа

Учебного курса
по русскому языку
для 9 класса
«Абитуриент :русский язык»

































Пояснительная записка
Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Абитуриент :русский язык» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» и элективного курса «Подготовка к ГИА учащихся 9 класса».
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения .Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа . При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ГИА проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Программа рассчитана на 34 часа.



























Содержание факультативного курса

Раздел 1. Вводное занятие. Понятие о тексте. Признаки текста.
Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ГИА в новой форме.
Раздел 2. Микротема.Микротекст.Абзац.Виды и средства связи предложений в тексте.
Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста.
Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5. Сочинение-рассуждение по тексту.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6. Работа с тестовыми заданиями .
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология», «Синтаксис.Пунктуация».Выразительно-изобразительные средства языка.
Раздел 7. Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения.Анализ текстов. Взаимопроверка. Редактирование.
.
Раздел 8. Заключительное занятие.
Рекомендации учителя по проведению ГИА.


























Тематическое планирование



Тема занятия
Кол-во часов

1
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».Понятие о тексте.Признаки текста.



2 часа

2

3
Микротема. Микротекст. Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста.

Виды и средства связи предложений в тексте.
2 часа

1 час

4
Языковые приемы сжатия исходного текста.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

1 час

5
Применение способов сжатия текста. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.

4 часа

6
Работа над изложением. Самооценка, самопроверка сжатого изложения. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.

4 часа

7
Особенности сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
1 час

8
Составление схемы рассуждения. Аргументы.
1 час

9
Работа над аргументами в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
3 часа

10
Роль знаков препинания на письме. Развернутый аргументированный ответ.
2 часа.

11
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над частями сочинения.

3час

12
Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Работа над готовыми сочинениями и составление своих.
3 часа.

13
Выполнение тестовых заданий .Повторение т. «Лексика», «Синтаксис.Пунктуация». , «Морфология», «Фонетика».


2 часа

14
Типы речевых и грамматических ошибок,способы их устранения. Анализ текстов.
2 часа





15
Заключительные практические занятия в форме экзамена.. Рекомендации учителя по проведению ГИА.
3час



Программно-методическое обеспечение

1.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009.

2. ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. –Ярославль : «Интеллект-центр»,2009.

3. Сенина Н.А. Русский язык:9 класс. Подготовка к ГИА-2013.- Ростов-на-Дону: «Легион-М».2013.
4.ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].





15