Профессионализм педагога как условие развития личности студента

Профессионализм педагога как условие развития личности студента
(С № 1)
Подготовка высококвалифицированного специалиста является очень непростой задачей. Качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их отношения к своей работе, к преподаваемому предмету. Именно от них, от профессиональной компетентности зависит, как будут обучены и воспитаны молодые люди, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. (С № 2) Поэтому преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой: ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.
Основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист, который владеет необходимыми знаниями и умениями. Именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности педагога.
(С № 3) Исследования о современных представлениях студентов об авторитетном преподавателе и об источниках этого авторитета выявили следующие изменения: возросла значимость личностных свойств и соответственно уменьшилась значимость других («инструментальных») качеств, которые являются необходимыми для преподавателя.
Сами преподаватели считают объективными трудностями укрепления своего авторитета и решения других профессиональных задач недостаток знаний по педагогике и психологии.
Цели всякой педагогической деятельности многофункциональны. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук. Здесь предполагается осуществление педагогом своеобразного синтеза знаний из различных областей при выработке конкретных программ подготовки специалистов, при анализе степени готовности студентов к усвоению знаний, при стимулировании и активизации их учебной деятельности и знания характерных особенностей современных студентов. Подавляющее большинство студентов современной эпохи равнодушны к учебе, недисциплинированные, мало времени проводят за учебниками, испытывают скуку от учения, часто опаздывают на занятия, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечение, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий.
Следовательно, приходится пересматривать методы и содержание высшего образования, изменять саму атмосферу учебы, с тем, чтобы повышать эффективность обучения. Необходимо формировать в студентах активное поведение к учебе, направлять их на самостоятельную, творческую и интеллектуальную деятельность, верить в своих студентов.
(С № 4) Основными функциями преподавателя являются:
обучающая,
воспитательная,
организаторская,
исследовательская, которые должны проявляться в единстве.

Хотя часто на практике у многих преподавателей происходит доминирование одной или нескольких функций над другими.
Многие считают ведущей при определении профессионального мастерства преподавателя именно педагогическую. Умение видеть, формулировать педагогические задачи на основе анализа своеобразной, а иногда и быстро меняющейся педагогической ситуации, находить оптимальные пути и способы ее решения – вот одна из составляющих профессионализма педагога.
(С№ 5) В структуре педагогических способностей выделяют компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, которая составляет основу его профессиональной деятельности.
Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровень и уровень специальных знаний.
Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности самого педагога. Это проявляется в системе отношений к миру, людям и к самому себе, в жизненной позиции. Часто для студентов важнее отношение преподавателя к проблеме, чем ее суть.
Низкий уровень развития общекультурных знаний преподавателя приводит к односторонности личности педагога, а это, в свою очередь, ограничивает возможности воспитательного воздействия на студентов.
Специальные знания включают в себя знания предмета, знания по педагогике, психологии, методике преподавания. Предметные знания оцениваются самими преподавателями и их коллегами высоко, и поэтому, как правило, педагоги стремятся к росту в данном направлении. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе, то, по данным различных исследований, хотя сами педагоги понимают недостаточный уровень подготовленности в этих вопросах, только малая их часть занимается психолого-педагогическим самообразованием. О качестве профессиональной подготовки нашего коллектива говорит диаграмма. (С № 6)
Центральным звеном гностического компонента педагогических способностей выступают знания и умения, представляющие собой основу познавательной деятельности (деятельности по приобретению новых знаний).
(С № 7) Эффективность использования имеющихся у преподавателя знаний зависит от наличия у него конструктивных и проектировочных способностей. Этим определяется достижение высокого уровня педагогического мастерства.
Проектировочные способности проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировать курс в соответствии с его местом в учебном плане, устанавливать взаимосвязи с другими дисциплинами и т.д. Данные способности обычно достигают высокого уровня после многолетней практики.
Конструктивные способности включаются в процессе структурирования курса, при подборе конкретного содержания для отдельных разделов, при выборе форм проведения занятий. Решать проблемы конструирования приходится ежедневно каждому педагогу-практику. (С № 8) Исследования проблем конструирования воспитательно-образовательного процесса позволили построить микросхему педагогического мастерства:
Варьирование стимуляции студента.
Индуцирование установки студента на восприятие и усвоение материала.
Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.
Использование пауз или невербальных средств коммуникации.
Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
Постановка наводящих вопросов проверочного характера.
Постановка вопросов, подводящих студентов к обобщению учебного материала.
Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.
Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.
Использование иллюстраций и примеров.
Мастерское чтение лекций.
Использование приема повторения.

(С № 9) Организаторские способности помогают упорядочению процесса обучения студентов, а также самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом. Поэтому актуальной является проблема привлечения в коллективы молодых преподавателей.
На современном этапе также возрастает роль коммуникативного компонента педагогической деятельности. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит умение установить контакт преподавателя со студентами и коллегами, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Это объясняется тем, что у человека существует особая потребность в общении. Необходимость удовлетворения данной потребности оказывается достаточным стимулом к общению даже без расчета на познавательный результат. Поэтому важнейшей составляющей профессиональных способностей педагога является способность удовлетворять не только познавательную потребность студентов, но и потребность в личностном общении.
(С № 10) Поскольку общение играет важную роль в социализации личности, то ясным становится ключевая роль общения и в воспитании студентов. На современном этапе развития образования получил распространение термин педагогическое общение, который появился в 70-х годах. Под этим термином понимается профессиональное общение преподавателя со студентами, направленное на создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности; на создание благоприятного эмоционального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей в обучении. Особо важная роль отводится именно педагогу на начальном этапе формирования межличностных отношений в студенческой группе. В структуре общения преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня – дисциплинирующего.
Коммуникативные способности преподавателя и их компетентность в общении особенно ценятся студентами младших курсов. В модели «хорошего» преподавателя на первое место они ставят понимание студента преподавателем, сочувствие ему. К середине обучения главным в преподавателе студенты считают компетентность. А к концу обучения в вузе вновь возрастает ценность личностных качеств преподавателя. Исследователи объясняют такую тенденцию ростом потребности в личных контактах с преподавателем.
Современные студенты ценят в преподавателе, прежде всего широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость. Отвергают такие качества как низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность.
(С № 11) В зависимости от особенностей характера и черт личности преподавателя вуза он взаимодействует со студентами, используя индивидуальный стиль общения. Традиционно выделяются три основных стиля общения: авторитарный, либеральный и демократический.
Педагог с авторитарным стилем общения осуществляет функционально-деловой подход к студенту, при котором он исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. При этом недооцениваются самостоятельность, инициативность студентов.
Педагог с либеральным стилем общения склонен к фамильярности, анархии. Это порождает неопределенность ожиданий студентов, что в свою очередь вызывает у них чувство напряженности и тревоги.
Демократический стиль общения преподавателя предполагает учет индивидуальных особенностей студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. При этом педагог не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и активен в контактах.
Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что наиболее вредный для дела и разрушительный - либеральный стиль. Авторитарному стилю в целом можно дать негативную оценку, но некоторые задачи могут быть решены лишь с использованием данного стиля (например, на начальном этапе формирования студенческих групп). Демократический стиль можно охарактеризовать как личностный, который наиболее эффективно позволяет решать педагогические задачи.
Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к отдельно взятому стилю. При этом возможно доминирование одного из стилей. Замечено, что в разных педагогических ситуациях, по отношению к разным студентам и коллегам преподаватель может проявлять себя в различных стилях общения.
Несмотря на общее в стилях общения, у каждого преподавателя с опытом складывается свой оптимальный индивидуальный стиль. Именно он позволяет максимально полно использовать сильные стороны , компенсировать слабые стороны его личности. Успех при выработке индивидуального стиля способствует профессиональному становлению преподавателя, росту его мастерства, результативности деятельности, что, в конечном счете, приводит к удовлетворенности своим трудом.
(С № 12) Современный преподаватель вуза должен иметь базовые знания информационных технологий; разработка и применение электронных учебно-методических материалов; овладение методическими приемами, использования слайд-лекций, интернет-семинаров; он-лайн занятий и др.; разрабатывать и внедрять в свою практику такие технологии обучения, как модульное обучение, персонализированное, тьюторскую систему обучения и бригадно-индивидуальное обучение. (С № 13)
Исходя из всего вышесказанного, проблема взаимодействия преподавателя и студента имеет огромный потенциал для развития их личностей и не вызывает сомнений. На современном этапе в системе высшего образования наметилась тенденция смещения центра тяжести с деятельностно-ориентировочной педагогики на педагогику личностно ориентированную. То есть высшая школа уходит от начального этапа простой передачи знаний педагога студентам, к уровню равноправного сотрудничества и глубоко личного общения людей, объединенных стремлением к познанию истины.
С № 14







15