Метдическая разработка. Доклад на тему Технология развития критического мышления посредством чтения и письма..


ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»
Доклад
на тему:
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
               
Выполнил: преподаватель русского
языка и литературы Ефимова А.В.
                                
Реутов
2014г.
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Групповое обучение:
метод мозгового штурма.
Теоретическая часть. 
  Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, расширению арсенала навыков и умений и их творческого применения в профессиональной деятельности. Во многих странах пришли к осознанию того, что знания не ведут автоматически к пониманию смысла жизни. Поэтому в цент новой образовательной парадигмы учёные стали выдвигать духовность и творческую сущность человеческой деятельности. А под главной задачей образования подразумевать не только познание законов природы и общества, но и овладение гуманистической методологией творческого преобразования мира, гармонизация системы “человек – природа – общество”. В связи с этим задачу педагога мы видим в том, чтобы формировать у учащихся не только систему знаний, умений и навыков, но и “сделать” из каждого – личность творческую, индивидуальную.
  Творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить. Основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу), воображение ума, дивергентное мышление, воля и трудолюбие. “Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества”, - говорил М. Горький.
  Особую роль в развитии творческих способностей учащихся выполняет групповое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Такое обучение придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям.
  Учитель в групповой работе с учащимися не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создаёт условия для их самовыдвижения на базе использования эмоционально-ценностного опыта учителя и учащихся. Тогда возникает приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением, необходимость диагностики личностного развития, использования смыслопоискового диалога, включения учебных задач в контекст жизненных проблем. В таком случае объектом работы учащихся становится не “порция информации”, а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределённости и противоречивости. Моделируя предметное и социальное содержание настоящей и будущей жизни ученика, включая обучение в их реальный контекст, мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.
  Одним из видов групповой работы является метод мозгового штурма. В данном докладе мы сначала дадим общее понятие метода мозгового штурма, а затем рассмотрим на примерах практическое использование данного метода, как одного из инновационных приемов преподавания в школе.
 
 
   Понятие метода мозгового штурма и правила его проведения.
  Один из наиболее популярных методов генерации идей - это "мозговой штурм", который был изобретен Алексом Осборном, руководителем рекламного агентства, в 1930 г.
   Как и многие подобные долго существующие техники, метод мозгового штурма обнаружил новую и активную среду на пути стремления к качеству.
  В то время, как большинство людей знакомо с термином мозговой штурм, многие не знают, что именно он означает. Как правило, под ним ошибочно понимается, живое обсуждение между двумя или более людей нацеленных на обмен новыми идеями. Это выглядит как неформальный, неструктурированный и раскованный обмен между участниками.
  На самом деле, мозговой штурм это строгий, структурированный процесс в котором обсуждение и рассуждение происходит в очень четко определенных рамках.
  Сам по себе метод мозгового штурма не имеет четких характеристик в области применения. Он может быть использован как для решения обычных бытовых вопросов, так и для разрешения сложных, трудоемких задач.
  Основные рекомендации при проведении мозгового штурма:
1. Найти оптимальное помещение и оборудование. Найдите место, где вы и остальные участники не будут потревожены как минимум на один или два часа, и убедитесь, что у вас есть достаточное количество цветных маркеров (ручек), большие листы бумаги, и место на стене для закрепления бумаги. Визуальная обратная связь имеет решающее значение.
2. Успокоить участников и установить правила. Уделите немного времени на "разогрев" участников. Если они новички в мозговом штурме, покажите им примеры "несуразных идей", которые сработали и расскажите о правилах мозгового штурма.
3. Сфокусироваться на теме мозгового штурма. Сфокусируйтесь на проблеме, попросив участников сформулировать ее 3 или 4 способами. Запишите утверждения в самом верху, так, что бы все видели. Хорошей подсказкой будет, если каждая формулировка будет начинаться с фразы "Как…". Формулируйте проблему аналогичными фразами, стараясь взглянуть на объект с разных сторон. Выберите один из вариантов в качестве вопроса для мозгового штурма.
4. Руководить процессом мозгового штурма четко в соответствии с правилами. Начинайте обсуждение, предложив несколько собственных идей, и как только идеи начнут поступать, записывайте их сверху вниз в порядке поступления, и вывешивайте листы так, что бы все видели. Напоминайте участникам следовать правилам. Старайтесь сохранить каждую идею максимально небольшим количеством слов (без потери смысла, конечно). Нумерация имеет большое значение для дальнейшего разбора и оценки развития обсуждения. Количество имеет первостепенное значение. Типичный мозговой штурм дает от 50 до 100 идей. Когда поток идей закончится, сделайте короткий перерыв и вернитесь назад для критического обсуждения всех созданных идей. Большинство идей будут просто вычеркнуты, как непрактичные, но остальные идеи могут удивительно разными путями послужить для решения проблемы.
5. Критически пересматривать результаты. Пересмотрите результаты, обсуждая и внимательно рассматривая то, что получилось.
Дополнительные правила для условия № 3: фактическая задача метода мозгового штурма заключается в следующем: все участники свободно предлагают решения обсуждаемого вопроса, никто не может прямо или косвенно относиться критически к чужой идее, каждый человек должен одобрять других насколько это возможно, каждый человек должен создавать или воодушевлять других на создание максимально возможного количества идей, независимо от их абсурдности. Скорость, количество, и непосредственность являются девизом этого процесса.
  Четкое следование структуре пяти условий и вышеописанным правилам необходимо, что бы сломать неосознанные ограничения и предубеждения, которые присутствуют в нашем мышлении в обычной обстановке и позволить нам быть по-настоящему творческими. В большинстве случаев нет ничего плохого в наших предубеждениях, на самом деле они нужны нам для того, чтобы действовать рационально. Представьте себе, например, переосмысление поездок на работу каждое утро. Намного рациональнее делать это обычным способом, без лишних вопросов. Иногда, тем не менее, обычный способ перестает работать и должен быть оспорен со свежими мыслями и новым взглядом.
   Как любая творческая активность, метод мозгового штурма не дает ни какой гарантии успеха. Под конец вы можете отвергнуть все 100% накопившихся идей. С другой стороны вы можете открыть для себя самые неожиданные решения вашей проблемы.
 
   Этапы подготовки к проведению мозгового штурма:
 
1. Постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то руководитель мозгового штурма должен разбить ее на краткие составляющие. Если же вопрос не может быть сформулирован кратко и не может быть разбит на составляющие, то мозговой штурм не является приемлемым методом решения такой проблемы.
 
2. Составление списка участников мозгового штурма. Руководитель мозгового штурма  составляет панель участников. Наиболее продуктивна группа из 10 или чуть меньше человек. Кто должен входить в состав панели участников:
 
— Участники, уже посвященные в проблему/задачу
 
— Участники, которые знакомы с родственной проблемой
 
— Один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.
 
3. Составление списка мотивирующих вопросов. Во время проведения мозгового штурма креативность может снизиться. Тогда руководителю следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами. Примеры вопросов: «Можем ли мы объединить эти идеи?», «Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» и т. д. Список таких вопросов лучше всего составить перед началом мозгового штурма.
 
  Этапы проведения мозгового штурма (работа с идеями):
 
1. Перечисление идей без оценки реальности их воплощения. На этом этапе руководитель представляет проблему, ставит простые вопросы в русле решаемой проблемы, а также обеспечивает безопасную среду для высказывания идей. Если идеи не поступают, то руководитель использует мотивационные вопросы и примеры своих идей для обсуждения.
 
2. Оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы. Каждая идея должна быть понята участниками. Для этого участники тщательно объясняют суть своих идей и их ценность для решения поставленной задачи.
 
3. Категоризация собранных идей. На этом этапе похожие идеи формулируются в одну идею, а абсолютно нереальные/не важные идеи удаляются. Оставшиеся идеи должны быть четко сформулированы, поняты каждым участником и внесены в финальный список идей.
 
  Основные правила мозгового штурма:
 
1. Фокус на количество: это означает, что в процессе мозгового штурма должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей с прицелом на то, что чем больше их будет, тем больше вероятность найти среди них наилучшее решение. «Количество порождает качество».
 
2. Сдерживание критики: во время мозгового штурма любая критика должна быть сведена к «нулю». Вместо этого, участники должны быть сфокусированы на добавлении новых идей, оставив критику для следующей оценочной стадии.
 
3. Разрешение необычным идеям: необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон и часто на их основе рождаются самые лучшие решения.
 
4. Объединение и улучшение идей: лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую, идею.
 
 Практическая часть. Использование метода мозгового штурма в школьном преподавании.
   Технология проведения мозгового штурма в 5 классе на уроке литературы по теме “Мифы о сотворении мира”.
 
  Данный мозговой штурм предваряет изучение мифов о сотворении мира.
 
  Цель данного мозгового штурма:
 
  создание условий для развития умений мыслить логически, работать в группе, видеть позитивные продуманные идеи одноклассников.
Правила проведения мозгового штурма:
 
  Должно участвовать не менее 12 человек. Среди них должны быть “дилетанты” и “специалисты по проблеме” = 5 + 7, “специалисты” заранее готовятся к уроку.
  Роль ведущего лучше взять на себя учителю или “специалисту по проблеме”.
  На этапе генерирования идей запрещается любая критика (И вербальная, и невербальная).
 Продолжительность мозгового штурма не должна превышать 10 минут.
 Этапы блиц мозгового штурма:
 
 1этап. Генерирование идей – создание каждым учащимся собственного мифа о сотворении мира.
 
 2 этап. Анализ идей – класс делится на группы по 4 человека, каждая группа раскладывает идеи по трём “корзинам”:
 
“корзина А” - идеи ценные,
“корзина Б” - идеи ценные, но плохо сформулированные,
“корзина В” - бредовые идеи.
3 этап. Обсуждение идей.
 
 4 этап. Систематизация идей по трём общим “корзинам”. От групп важно получить общую схему всех высказанных идей.
 
 5 этап. Общий разбор ценных идей (мифов).
 
 Приведём примеры созданных детьми мифов:
 
Ценный миф:
 
Творец мира
 
   Не было света, не было воды солёной и пресной, не было живности никакой, лишь огромные пауки прикрепляли свою паутину друг к другу. Скучно было Сверхсозданию в этой тьме и одиночестве. Создал Он из песчинки яркое оранжевое Солнце, из собственной слезинки солёное Море, свил сам из своего волоса гнёзда птицам прекрасным, вдохнул глубоко и выдохнул Ветер тёплый и мягкий. Но говорить по-прежнему было не с кем, и тогда Он создал Человека, похожего на себя самого. Так и появилась жизнь на Земле.
 
 Миф, плохо сформулированный:
 
  Были горы, пустыни, скалы, обрывы. Не было ничего живого. Кто-то решил всё исправить. Этот кто-то создал сушу среди воды, появились животные. Пришлось вырастить растения, чтобы животные не погибли, но некоторые всё-таки вымерли.
 
   Обсуждение мифов можно сопроводить следующими вопросами:
 
 Кто был создателем мира?
 Что было создано сначала, что потом?
 Есть ли что-то общее в созданных вами мифах?
 Как вы воспринимаете получившиеся мифы?
 Есть ли среди них такие, которые, на ваш взгляд, близки к истине о происхождении мира?
  Понятны ли вам получившиеся мифы?
 Сравните ваши мифы с египетскими и славянскими мифами о сотворении мира.
  После мозгового штурма анализируются мифы о сотворении мира, предложенные авторами учебников по литературе.
 
 
 
  Урок, в котором используется метод мозгового штурма как один из составляющих элементов технологии проведения классного часа в 7 классе.
 
   Классный час на тему:
 
«Что такое настоящая дружба?»
 
Форма проведения – деловая игра.
 
 Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно
 
относиться друг к другу.
 
  В результате занятия участники смогут:
 
- сформулировать понятие «дружба»,
 
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
 
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
 
- Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
 
  Необходимые материалы:
 
- скотч и ножницы в каждую группу,
 
- 40 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера,
 
- цветные карандаши или фломастеры,
 
- белые листы бумаги А-4,
 
- шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.
 
Блок – схема занятия.
 
1. Введение в тему с использованием метода «Займи - 9 мин.
 
позицию».
 
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин
 
3. Мозговой штурм «Дружба – это …» - 5 мин.
 
4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин.
 
5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». - 20 мин.
 
6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.
 
Ход занятия.
 
1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин).
 
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
 
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.).
 
3. Мозговой штурм «Дружба – это …». (5 мин).
 
1. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
 
2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».
 
4. Игровое упражнение. (5 мин.).
 
Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».
 
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
 
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
 
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
 
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
 
 
Обсуждение.
 
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
 
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
 
- Какой рисунок у вас на спине?
 
5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин).
 
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.
 
Ход выполнения интерактивного упражнения:
 
1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.
 
Критерии оценки:
 
- участники смоделировали дружбу в классе;
 
- участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);
 
- коллектив дружный;
 
- участники использовали всех человечков.
 
2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.
 
3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.
 
4. По истечении времени каждая группа должна:
 
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
 
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
 
Осмотр проектов.
 
Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший.
 
Командам задаются следующие вопросы.
 
Понравилось ли вам работать в данной команде?
 
У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
 
Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
 
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
 
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
 
Можно задать и дополнительные вопросы:
 
В какой группе был лидер?
 
Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
 
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
 
6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)
 
Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:
 
- Что вы сегодня делали на уроке?
 
- Каковы результаты работы?
 
- Как вы чувствовали себя во время работы?
 
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
 
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
 
- Можно ли назвать наш класс дружным?