Конспект урока литературы по рассказу А. П. Чехова Хамелеон


Конспект урока литературы
в 6 классе
«А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа»
36893560325
Баранова Г. А.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Задачи урока:
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Приветствие:
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. .Прочитайте слова Чехова. Как вы их понимаете?
Что значит «прекрасны мысли?»
П. Вступительное слово.
Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
Какие рассказы Чехова вы читали?
Что такое болезнь? Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма
А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватывает язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
1. Что нес городовой в решете?
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?
10. Зачем приехал брат генерала?
Взаимопроверка
Критерии оценки
Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа». А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить особенности рассказа, смысл названия).
1V. Работа по теме.
1.Учитель:
А работу мы начнем с определения лексического значения слова «Хамелеон».
Итак, почему рассказ называется «Хамелеон», ведь в нем даже нет этого слова?
Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Слайд (изображение хам-на)
Дайте определение, что это за животное (один ученик толкует).
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь.
Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
Определить симптомы.
Поставить диагноз.
Выписать рецепт.
А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:
3797935336551. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала (Жигалов)
Где происходит действие?
кто идет по площади?
как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
что нарушает тишину?
(прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)
Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака) Учитель:
Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

Учитель:
Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы) Физминутка.
Учитель:
В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.
Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон?
Запишем диагноз – хамелеонство.
Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!) (шесть)
А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью??
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная». Недаром фамилия главного «больного» Очумелов.)
Говорящие фамилии
(Очумелов- очуметь, потерять соображение. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)(Хрюкин- хрюшка, свинья)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
А даёт ли Чехов рецепт прямо? (нет)
Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства? (Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)
Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)
Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. Чехов мастер деталей.
Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?
Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью».
Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".
Учитель. Определите лексическое значение этих слов.
Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?
4. Учитель:
Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
Как вы думаете рассказ «Хамелеон» чему- то учит?
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
VI. Заключение.
Учитель:
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
VII. Рефлексия
- Продолжите предложения:
сегодня на уроке я узнал, что…
мы сегодня говорили о…
сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
я понял, что …
VIII. Домашнее задание:
Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.