Общение дошкольников со сверстниками 1 часть


1.1. Сущность и характеристика понятия «общение» и его видыСоциальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, - это факт общения и взаимодействия людей.
Если глубоко не задумываться, то такое понятие, как общение, выглядит очень простым. Однако, процесс этот сложен и разбит на множество составляющих. Общение – это обмен информацией, посредством которого живые существа, способные воспринимать друг друга, пытаются установить контакт и оказать взаимное влияние.
Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, - это как две стороны одной медали:
- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;
- как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера [10, c. 30].
В первом случае общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения - передача форм культуры и социального опыта.
Специфика общения заключается в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.
Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.
Общение - сложный и многогранный процесс, выступающий как:
- взаимодействие людей;
- вид самостоятельной человеческой деятельности;
- атрибут других видов человеческой деятельности;
- информационный процесс;
- отношение людей друг к другу;
- взаимовлияние людей;
- взаимное переживание;
- взаимное понимание. [14, c. 21]
Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение - это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:
- к кооперации, сотрудничеству и интеграции;
- к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов» [12, c. 57].
Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения.
Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.
Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.
В-третьих, общение - не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.
Процесс общения начинается с потребности поделиться теми или иными фактами, мнениями, вступить во взаимодействие с другим человеком. Далее наступает период, когда собеседники ориентируются в ситуации и целях общения, оценивают друг друга, выстраивают приблизительный план и выбирают манеру общения. После того, как контакт установлен, люди обмениваются информацией, оценивают реакцию собеседника, одновременно пытаясь скорректировать модель своего поведения.
Специалисты выделяют множество видов общения, в зависимости от того, с какой целью и с какой точки зрения они его рассматривают. Остановимся на нескольких из них.
Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.
Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, телевидение и т.п.).
Письменное речевое общение основано на использовании графических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека.
Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных – межличностный. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между ними. [3, c. 87]
Так же существуют и другие виды общения:
- Общение поверхностное, формальное, не ставящее перед собой цели понять собеседника, учесть его особенности и настроение, вникнуть в суть беседы, относят к так называемому контакту масок. Маски – это модели поведения, при которых реакции, манера общения, набор фраз подчинены общим шаблонам и обобщенному представлению людей о том, как должно выглядеть проявление тех или иных эмоций (вежливости, скромности, безразличия). Маски помогают скрыть истинные мысли и эмоции от собеседника.
- Достаточно близко к предыдущему виду формально-ролевое общение. Для такого общения достаточно знать социальную роль собеседника, именно с этой точки зрения рассматривается контакт с человеком, а поведение и стиль общения диктуются определенной ситуацией (продавец - покупатель, полицейский - нарушитель).
- Светское общение характеризуется своей беспредметностью. Собеседники используют формальные фразы, придерживаются общепринятых норм приличия. При этом истинное мнение собеседника по тому или иному вопросу их не интересует, оно не имеет значения и не влияет на характер общения.
- Более результативное общение, при котором происходит обмен значимой информацией, называют деловым. Оно направлено на получение определенного результата в определенной сфере деятельности. Данный вид общения учитывает личностные характеристики собеседников, оппоненты прислушиваются к мнению друг друга, но только в той части, которая непосредственно касается сути обсуждаемого вопроса.
- Самым глубоким и личным является интимно-личностное (духовное межличностное) общение. Данный вид контакта предполагает искреннюю заинтересованность и внимание к собеседнику, к его мыслям, суждениям, учитывает эмоциональный настрой человека. [17, c. 63-65]
Все виды общения, безусловно, имеют свое исключительное значение в развитии личности, в их ряду достойное место занимают непосредственное и опосредованное общение. «Непосредственное общение необходимо для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных человеку с рождения, самых простых и эффективных средств научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением».
Таким образом, общение - это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом.
Общение - это слишком тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Основными словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.