Беседа Правила поведения в школе и общественных местах


ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Беседа
"Правила поведения в школе и общественных местах"
 
2015
 
Цель: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа.
Задача Развитие коммуникативных способностей учащихся.
 
Содержание
Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы.
Ход
 
Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно стихи и определите тему нашей беседы.
 
(Ребята читают стихи) 
1.Володя Демин всякий раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идет
А он по лестнице  ползет.
У двери 5 минут вздыхает,
Всех от занятий отвлекает.
 
2.Перевозчиковой Свете
Первой хочется ответить,
Крикнуть громко с места прямо
И казаться умной самой
Класс она не уважает
Отвечать другим мешает.
3.«Да, интересный был урок,-
Сказал Антону Игорек,
-При помощи простых зеркал
 Да Винчи город защищал»
Но промолчал в ответ Антон,
Он весь урок считал ворон.
 
4.Носятся на перемене
Гриша с Федей, как олени
Всех толкают, задевают
И кричать не забывают.
У стены весь класс стоит,
Голова у всех болит.
 
5.Не хотят общаться с Сашей
Все ребята в школе нашей,
Он и к старшим пристает,
И ребят помладше бьет.
Никому прохода Саша
 В нашей школе не дает
 
6.Неприятно нам в столовой
Рядом с Людой Пироговой.
На соседку слева Люда
 Опрокинула два блюда.
А соседу на живот
Сладкий вылила компот.
Чем все это наблюдать
Лучше уж поголодать.
  
На уроках и на переменах
Надо помнить всегда непременно,
Как с друзьями достойно общаться,
И хороших манер не стесняться
 
Воспитатель. Как вы  думаете,  о чем пойдет речь на нашем классном часе?
(ответы детей)
 
Воспитатель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
(ответы детей)
 
Воспитатель. Конечно же, да! Ведь существуют правила поведения в театре и на дискотеке - и нельзя перепутать одно с другим – не поймут, да и самому будет неудобно. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они?
( ответы детей)
 
Воспитатель. Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется «школа». С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того,  что же такое школа. Это – то место, где мы учимся, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и  вести себя в  этом  месте  мы  будем соответственно.
 
В начале занятия проводится тест.
 
1.      Твоя одноклассница  растерялась у доски, не смогла решить задачу, получила двойку и на перемене расплакалась. Как ты поступишь?
 
а) ты во всеуслышание скажешь: « Эх, ты! Я бы эту задачу в два счета решил»;
б) Утешишь девочку: «Подумаешь, какая-то математика! Вон смотри, какая у тебя смешная игрушка на ранце. Новая. Где купила?
в) предложишь после уроков разобрать задачу.
 
2.      В твоем классе объявили день уборки. Что ты предпримешь?
 
а) постараешься увильнуть любым способом, ссылаясь на занятость и плохое самочувствие;
б) останешься после уроков, но будешь больше веселить одноклассников новыми анекдотами;
в) примешь активное участие в уборке.
 
         3.  Ты на уроке. Как поступаешь?
а) сидишь и всем видом показываешь, что ты внимательно слушаешь учителя;
б) стараешься слушать учителя, но время от времени не прочь переброситься с соседом по парте словами или смешками;
в) ты пришел в школу учиться  и ты учишься, стараясь не витать в облаках, чтобы не пропустить что-то важное.
 
         4.Твой сосед по парте уже неделю болеет и не ходит в школу. Как ты поступишь?
             а) выздоровеет - придет, все болеют;
              б) будешь звонить ему каждый вечер по телефону и рассказывать ему все          
              школьные новости;
в) предупредишь родителей, что будешь заходить к своему однокласснику, чтобы помочь выполнить школьные задания.
 
Результаты теста:
   Если среди ответов большинство ответов «а», ты хочешь быть лидером, всех главнее, всех умнее. Но нельзя добиваться такого положения за счет унижения других. Ты рискуешь остаться без друзей.
  Если большинство ответов «б» - ты веселый, общительный человек, способен поднять в компании настроение. Но попробуй помогать друзьям не только словами, но и делами.
    Большинство ответов  «в», ты – настоящий товарищ, на тебя можно положиться.
 Работа в группах.
 Составьте из двух частей  пословицы о культуре поведения:
 Других не суди,     на себя погляди.
Семь раз отмерь,     один раз отрежь.
Каков мастер,         такова и работа.
Слово – серебро,        молчание золото.
Слово не воробей,         а вылетит не поймаешь.
У себя как хочешь,        а в гостях как велят.
Порядок                время бережет.
 Смысл каждой пословицы обсуждается.
 
К нам пришли ученики из другой школы
Сценка 1
 Мальчик в растрепанном виде, помятой рубашке мечется по комнате, ищет свои вещи.
Мальчик
Почему рубашка смята?
Гладил я ее когда-то!
И пиджак запропостился- 
Как сквозь землю провалился
 Галстук, где ты? Отзовись! И на шее появись.
Учитель: Повторять хочу я снова!
К школе надо быть готовым.
Без нужды не суетиться,
В школу вовремя явиться.
Ученики (открывают первое правило)
Готовь школьную одежду заранее.
Сценка 2
За партой сидят две девчонки и шепчутся.
Вчера не до школы, подружка, мне было,
Поэтому я свой портфель не сложила,
А утром сегодняшним в класс торопилась,
И что же в итоге, смотри, получилось! (показывает пустой портфель)
Соседка, прошу, ты меня выручай
И ручку, листочек, линейку мне дай.
 Воспитатель:В будущем, дети, учтите:
В портфеле с собой всегда приносите
Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны.
Ученики открывают правило:
Собери в портфель все, что необходимо для уроков заранее.
 Сценка 3
 Воспитатель:
Главный помощник в учебе - учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай. НЕ РВИ И НЕ МНИ.
Славный учебник научит всему-
Будь благодарен за это ему.
Ученики ( открывают правило):
Береги школьные учебники!
 Сценка 4
Мальчик делает вид, что портит парту
Ученики из другой школы:Школа – это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь ее должны-
Нам хулиганы не нужны.
Ученики (открывают правило):
Береги школьное имущество.
Сценка 5
Выходит девочка грустно говорит:
Ох кудряшкам я не рада.
Мама, обрезать косички мне надо!
Дергают их забияки – мальчишки,
Грустно, обидно и больно мне слишком!
Учитель:
Вот так проблема! Мальчишки, учтите:
Девочек в классе своем берегите;
За косы не дергайте, не обижайте,
С ними дружите и их защищайте.
Ученики (открывают правило):
Никого не обижай
 Сценка 6
 Звенит звонок. Уч-ся начинают рыться в портфелях.
Учитель:
Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Прошу к занятиям без лени
Готовиться на перемене!
Как только прозвенел звонок,
Мы сразу же начнем урок.
Ученики открывают правило:
Подготовься к уроку на перемене.
 Воспитатель показывает на учителя:
Учитель в классе - самый главный,
Он добрый друг, наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему,
Его не надо отвлекать-
Хихикать громко и болтать.
Ведь если вы шалить начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет!
Но время даром пропадет!
 И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чем- то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель.
Ученики ( открывают правило)
Уважай учителя!
Воспитатель:
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И пятерки тот получит,
Кто сидит и честно учит,
Кто работы не боится,
Кому нравиться учиться,
Тот, кто хочет умным стать
И про все на свете знать!
Ученики (открывают правило)
Старайся хорошо учиться.
Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места.
(Это кинотеатр, театр, улица, больница, школа, музей, общественный транспорт.)
- Как вы думаете, в таких общественных местах есть свои определенные правила поведения?
Выслушиваются высказывания детей.
Какие эти правила? Знаете ли вы?
Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.)
На улице
Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля: Миша, здорово!
Миша: Здравствуй!
Коля: Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил – да, а Витька говорит – нет.
Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их
по мостовой, обделенной от тротуара меловой чертой. Приятели им явно мешают.
Миша: Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем.
Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару.
(Обсуждение сюжета).
В классе
В класс входит четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят и прохожим снова приходится их обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он напоминает им: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя».
Скажите, как пройти
В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через скакалку. Входит Зоя.
Учитель: Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника.
Зоя: (обращаясь к играющим в мяч) Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Оля: (не оборачиваясь) Не знаю.
Вася: (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите.
Зоя: (постояв, подходит к прыгающим через скакалочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?
Ребята: (хором). Налево. Сначала через мост, потом направо. Да нет же. Не надо через мост! Около трамвайной остановки!
Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают.
Учитель: Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.
(Обсуждение этой инсценировки),
Знакомство с памятками.
На улице
● На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.
● Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих.
● Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар! Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторонку.
● Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить.
●ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах.
● Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству.
● Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники, кормушки. Не ломай цветы и деревья!
● Играй с малышами, не обижай их.
● выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.
В транспорте
● Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения взрослых, родителей.
●Младшие школьники могут входить с передней площадки, не надо спешить, толкаться.
● Не забудь заплатить за проезд.
● Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступить место.
● Ели нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись.
● При выходе из вагона не бросай билет под ноги.
● Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически.
● Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади.
● Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку.
(Обсуждение каждого пункта.)
Игра «Выбери правильный ответ!
Во время поездки на автобусе можно:
А) громко разговаривать;
Б) петь песни;
В) требовать себе место на сиденье;
Г) вставать на сиденье ногами;
Д) уступать место старшим;
Е) ставить на сиденье грязные вещи.
Далее каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.
 Темы:
1.      Правила поведения  на уроке
2.      Правила поведения в общественных местах
3.      Правила поведения в столовой
 В течение 5 минут идет обсуждение темы в группах, вносятся  предложения обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге.
Отобранные пункты ребята защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.
По окончании беседы принимается решение:
Следовать неукоснительно правилам, которые составили на классном часе.
Итог:
- Понравился ли вам беседа?
-Что больше всего понравилось ?