Урок по русской литературе в 7 классе по рассказу А.П.Чехова Хамелеон

Предмет литература Класс 7 Дата______________
Тема: «Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» А. П. Чехова».
Цель обучающая: направить самостоятельный поиск учащихся на решение проблемы, поставленной в теме урока;
мотивировать учащихся на чтение произведений А.П. Чехова; Развивающая: развитие критического мышления через стратегии «кластер», ДДЗ, «Ключевые слова», помогающих внимательнее относиться к тексту, понять социальную сущность и п хамелеонства;
Воспитывающая: помочь увидеть в частном случае широкий обобщающий смысл, формировать негативное отношение к хамелеонству как социальному явлению; способность формирования гражданского самосознания.

Ход урока
Приветствие. Психологический настрой.
Побуждение.
- Мы продолжим сегодня разговор о комическом и трагикомическом в литературе.
Обратите внимание на тему урока: «Живая картина нравов в рассказе
«Хамелеон» А.П.Чехова».
-Как вы понимаете слово «Нрав». В словаре Ожегова читаем: нрав то же, что и характер: крутой нрав, добрый нрав.
2.0бычай, уклад общественной жизни: старинные нравы. Напишите ассоциации к слову «нрав»:
НРАВ правила, нравственность, мораль, характер, норма, обычай, порядок, традиция, общество. Индивидуально, в паре, в группе. Запись на доске.
- Как вы думаете, о чем, говорится в рассказе «Хамелеон»?
II Осмысление.
1. Стратегия «Ключевые слова».
Напишите сочинение по словам: полицейский надзиратель, собака, человек, генеральский повар, толпа, смех.
2. Чтение рассказа с заполнением таблицы.
Совпало Не совпало






3. Вопросы по тексту.
- Кого по вашему, автор называет Хамелеоном?
А почему так считаете?
Какие еще мнения есть?
Как ведет себя Хрюнин?
Что можно сказать о толпе?
Как комическое выражается в заглавии рассказа? Как комическое проявляется в фамилиях героев?
Сравните речь Хрюнина и Очумелова, сделайте вывод о том, как писатель использует речевую характеристику героев?
Найдите в тексте внешнюю деталь, с помощью которой в рассказе передается внутреннее состояние Очумелова.
Здесь показана черта характера одного человека или социальное, общественное явление хамелеонства?
III. Рефлексия.
Вернемся к теме урока: «Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова?
А что вы увидели в рассказе Чехова? Отразите это в таблице ПОПС. Работа индивидуально, в паре, в группе. Заключение.
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке...
Моя оценка
Д/3. с. 289, вопросы 7и 8