Статья на тему: Граттаж, средство формирования творческих способностей детей (из личного опыта)


ТЕМА: «Граттаж, средство формирования
творческих способностей детей»

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В.Берестов
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но эта радость была несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Не думаю, чтобы Вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи.
Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает зрение и движение, контролирует зрительные образы, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию, помогает постичь свойства материалов, обучает движениям, необходимым для тех или иных линий.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи
рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций (образное и логическое мышление, внимание, воображение, речь, память).
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.
Я работаю в дошкольном учреждении более 19 лет и убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. Раньше я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Опыт моей работы свидетельствует: рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребёнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
В настоящее время предлагается большое количество новых нетрадиционных техник, которые интересны детям. Они развивают творческие способности детей. Одна из интересных, ярких техник – это техника «Граттаж», с которой я и решила познакомить детей. Так что же такое граттаж?
Граттаж  в  переводе  с  французского  языка  означает  «скрести,  царапать».  Техника  граттаж -  это  способ  выполнения  рисунка путем процарапывания пером или острым  инструментом  на  бумаге  или  картону,  залитых  тушью  или  гуашью.
В начале  20 века  художники – графики  применяли  технику – граттографию.
Детям  эта  техника  дана  под  названием «Цап - царапки» и вызывает у них большой интерес. И мои дети не исключение. Они с интересом слушали рассказы о новой технике. Рассматривали предложенные работы взрослых . Изобразительных  техник  великое  множество, как  сложных, так  и  самых  простых, адаптированных  для  детского  творчества,  как  в  детском  саду,  так  и  в  домашних  условиях.  И  если  рисование  на  белом  листе  вызывает  интерес  не  у  всех,  то  уж  выцарапывание  из  черного, синего необычных цветовых контуров не оставит равнодушным ни одного ребёнка…
Первым этапом работы была беседа.
А начали мы с просто беседы, на которой я постаралась показать детям работы, рассказать, что это за техника… У детей появился интерес, им хотелось попробовать самостоятельно сделать работу. Рассматривая предложенные готовые работы, уточнили, чем можно рисовать в данном случае. Дети просто пришли в восторг: не кисть, а палочки!!
Обговорили с детьми, что для  данной  технике  нам понадобится: плотная  бумага (для  черчения или для  акварели) , или  обычный  белый  картон (не глянцевый), акварельные краски, парафиновая свеча, гуашь темных тонов, либо белила, широкая кисть, мыло..
Вторым этапом был рассказ о подготовке листа для работы.
Я рассказала детям, что весь лист следует покрыть акварельными красками,   не  оставляя  на  бумаге  просветы, - это может быть композиция ярких пятен (главное  условие - избегать  скучных,  темных  тонов,  основа  должна  быть  яркой,  либо  можно  взять  один  цвет,  либо  просто  оставить  белый  фон). Детальная прорисовка не нужна.
Следующий  этап -  натирание  листа  парафиновой  свечой (равномерное нанесение ровным слоем).
Далее  покрываем  гуашью   добавлением  мыла  и  равномерно  наносим  на  поверхность  листа.  Полученную  основу  оставляем  в  покое  до  полного  высыхания. Вот первое наше занятие протекало именно так. Дети готовили фон, натирали свечой листы под моим руководством.
А вот этот  этап  наиболее  интересен  для  юных  художников. Начинаем  царапать.  Нам  понадобился  сподручный  материал:  мы использовали зубочистки (но это  могут  быть и стеки для пластилина,  деревянные  зубочистки,  палочки  от  чупа – чупса,   старые  кисти  без  ворса,  пластиковая  вилка,  ручка  со  стержнем,  которая уже  закончилась,  перо  или  перьевая  ручка).  Вообще  любой  инструмент,  которым 
можно  царапать.  И  начинаем  творить! Под  нажимом  острого  предмета  верхний  слой  краски  сходит,  открывая  цветные  линии.  Царапать  можно  по  задуманному  ранее  рисунку – сюжету (после  разглядывания  иллюстраций,  по  подбору  картинок),  а  можно  придумать 
что-то  свое  необычное, как  бы  продолжить  линии (на что они могут быть похожи) Даже  хаотично  начерченные  линии  в  этой  технике  воспринимаются  как  произведения  искусства.
Готовую  работу  можно  вешать  на  стенку  и  удивлять  ей  окружающих,  никто  не  сможет  догадаться,  как  это  сделано. Мои дети были в полном восторге!!