Рабочая программа кружка Науки-помощницы истории(внеурочная деятельность)


Пояснительная записка
Программа кружка «Науки - помощницы истории» позволяет познакомить учащихся с той областью исторической науки, которая именуется вспомогательными (или специальными) историческими дисциплинами. Без них невозможно исследование не только далеких, но и близких нам времен. Ведь историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов истории человечества. Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Это нумизматика, сфрагистика, геральдика, фалеристика. Какую же роль играют вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому человеку интересующемуся историей приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что как показывает практика преподавания истории в школе у учащихся заметно ощущается нехватка информативного поля при усвоении учебного материала. Приходится тратить много времени на объяснение простейшего факта (почему у людей в старину не было отчеств, что означает герб того или иного города и т.д.). Поэтому программа занятий кружка «Науки – помощницы истории» поможет дополнить и расширить знания учащихся по истории, активизировать познавательную деятельность учащихся, позволит проводить исторические исследования, научит работать с историческими источниками.
Цели программы:
1 . Сформировать у учащихся представления о вспомогательных исторических дисциплинах и их значении в получении достоверной исторической информации.
2. Повысить интерес учащихся к историческим дисциплинам.
3. Активизировать у учащихся имеющиеся знания и умения по предмету.
4. Развивать логическое мышление, воображение, навыки решения проблемных заданий по истории, навыки работы с историческими источниками.
5. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей родины и культурному наследию человечества.
Задачи программы:
─ усвоение навыков чтения и анализа письменных памятников по истории России»;
─ овладение знаниями в области хронологии, метрологии, геральдики, сфрагистики, нумизматики, ономастики и умениями использовать их при изучении отечественной и всемирной истории;
─ овладение умениями использовать данные вспомогательных исторических дисциплин в учебной и внеучебной деятельности.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
УУД:Личностные: воспитание     гражданственности,     национальной     идентичности,     развитие мировоззренческих   убеждений   учащихся  на  основе   осмысления   ими   исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие   способности   понимать   историческую   обусловленность   явлений   и процессов современного мира, определять собственную позицию, по отношению к окружающей   реальности,   соотносить   свои   взгляды   и   принципы   с   исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Регулятивные:
— планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
— анализировать и синтезировать необходимую информацию;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием,
— вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные— использовать дополнительные источники информации;
— использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
— устанавливать причинно-следственные связи;— самостоятельно подбирать литературу по теме;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеке села, и Интернета
Коммуникативные:
— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
— учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве.
— выступать с сообщениями;
— аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Основное содержание программы
Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в исторической науке. (2 часа)
Исторические источники. Определение исторического источника. Виды исторических источников. Роль ВИД в изучении истории. Определение ВИД. Краткая характеристика ВИД.

Тема 2. Археология. (3 часа)
Археология как наука. Археологический памятник. Археологические раскопки. Культурный слой. Реставрация
Тема 3. Палеография. (4 часа)
Что изучает палеографии. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Пергамен. История его возникновения. Береста. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма, чернила, краски. Элементы украшения рукописных книг.
Тема 4. Историческая хронология. (3 часа)
Историческая хронология. Единицы измерения времени. Основные единицы счета времени (сутки, месяц, год). Понятие "эра" в исторической хронологии. Понятие «календарь». Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Юлианский календарь. Григорианский календарь.
Тема 5. Историческая метрология. (3 часа)
Историческая метрология. Метрология древнерусского государства (Х – начало XII вв.) Меры длины: пядь, локоть, сажень, аршин, верста.. Меры поверхности (площади): четверть, коробья, десятина. Меры веса пуд, фунт, золотник и др. Меры объема сыпучих: четверть и ее части, и жидких тел: ведро и его части
Тема 6. Геральдика. (4 часа)
Геральдика как специальная историческая дисциплина. Герольды. Происхождение гербов. Основные составные части герба. Государственные, областные и городские гербы. Фамильные гербы. Создание государственного герба СССР. Советские эмблемы. Современная символика и геральдика.
Тема 7. Генеалогия. (3 часа)
Предмет и задачи генеалогии. Значение генеалогии для историко-биографических исследований.
Тема 8. Нумизматика. (3 часа)
Возникновение денег, их роль в обществе, их виды. Монеты и денежное обращение древнерусского государства. Появление бумажных денег. Русские монеты ХIХ в. Чеканка золотых монет. Денежная система России начала ХХ в. Монетная и денежная система Советской России.
Тема 8. Сфрагистика. (3 часа)
Сфрагистика как наука. Внешний вид печатей, их типы, способы изготовления и материалы. Типы печатей
Тема. 9 Ономастика. (4 часа)
Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики. История происхождения и значение имен. Отчество. Происхождение и этимологическое толкование фамилий. Топонимика как наука. Происхождение географических названий. Топонимика Самарской области Этнонимика как наука. Происхождение названий народов России.
Обобщение (2 часа)

Результатами изучения курса «Науки - помощницы истории» являются умения:
объяснять, что такое вспомогательные исторические дисциплины и давать им краткую характеристику.
определять деньги различных исторических периодов
уметь читать и составлять гербы
соотносить меры различных исторических периодов
знать и уметь применять данные об основных этапах российской палеографии.
распознавать разные виды русских печатей
знать происхождение имен собственных
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать свою точку зрения
№ Тема занятийКоличество
часов В том числе Формы деятельности учащихся при проведении занятий
теория практика 1. Тема 1. Введение. Что такое вспомогательные исторические дисциплины. 2ч 1 формировать у детей мотивации к обучению, развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развивать критическое и творческое мышление.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
овладевать основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Тема 2. Археология 3часа 2. Археология как наука 1 1 3. Археологические раскопки1 1 4. Культурный слой. Реставрация 1 1 Тема 2. Палеография 4часа 5. Что изучает палеографии 1 1 6. Письменность у восточных славян 1 7. Материалы для письма. Украшение рукописей 2 Тема 4. Историческая хронология8 С чего начинается родина. Экскурсия в краеведческий музей 1 9. Страницы села Алексеевка 2 1 1 10. Судьба села в судьбе страны. 2 1 1 11. Среди милых сердцу названий  1 1 12. Достопримечательности села. 2 1 1 13. Обелиски и памятники села 2 1 1 14. Люди – гордость района. Разговор у Доски почёта    2 Тема 4 Алексеевский район.
6часов 15. Из истории Алексеевского района 2 1 1 16. Села Алексеевского района. 2 1 1 17. Памятные места Алексеевского района.
2 1 1 Тема 5. Самарский край9часов учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
18. Древнейшее население Самарского края. Основание Самары1 1 19. Легенды и были Жигулей 2 2 20. Образование Самарской губернии 1 1 21. Самарское знамя над Шипкой1 1 22. Пребывание И. Е. Репина в Самарской губернии 1 1 23. Куйбышев в годы войны. Бункер Сталина 1 1 24. Современная Самара.
2 1 1 ИТОГО: 34часа Список литературы для учителя
1. Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV-XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. – М.,1963. – Т.2.
2.Антропонимика. – М., 1970.
3.Бережков Н.Г.Хронология русского летописания. – М., 1970.
4.Борисов И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.
5.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.
6.Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987
7.Гербы городов России. Альбом – справочник. – М., 1998.
8.Зварич В.В. Нумизматический словарь. – Львов, 1978.
9.Каменцева Е.И. Хронология. – М., 1967.
10.Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. – М., 1973
11.Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
12.Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. - М., 1984.
13.Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000.
14.Попов А.И. Географические названия. – М., 1965.
15.Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1991.
16.Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л., 1970.
17.Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.