Урок по физике по теме «Механические колебания. Математический маятник.»

9
Механические колебания. Математический маятник.
Цель:
- учебная: сформировать у учащихся понятие колебательного движения и его простейшего вида -гармоничного движения материальной точки; выяснить основное свойство этого движения - периодичность; ввести характеристики колебательного движения - амплитуду, период, частоту колебаний; сформировать понятие «математический маятник», пружинный маятник; знать виды колебаний.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
 
Демонстрации: физический маятник, математический маятник, пружинный маятник, маятник для изучения характеристик колебательного движения. 
План урока
1 Организационный момент
2 Сообщение темы и цели урока Интерактивная упражнение «Мои ожидания»
3 Актуализация опорных знаний
4 Мотивация
5 Систематизация и обобщенные учебного материала
6 Рефлексия знаний. Решение задачи.
7 Итог урока
8 Домашнее задание
Ход урока .
Организационный момент.
Провести анализ выполнения лабораторной работы. Остановиться на ошибках и недостатках, назвать учеников, которые лучше выполнили работу. 
Сообщение темы и цели урока. Интерактивное упражнение «Мои ожидания». Учитель записывает ожидания учеников от урока, которые они объявляют. 
Актуализация опорных знаний. 
Учитель: В Древнем Риме искусство «читать знаки» считали даром Прометея. В наше время, чтобы удачно читать знаки, необходимо оперировать соответствующими понятиями и терминами. Давайте проверим, обладаем мы этим даром! Упражнение «Установите соответствие». Самопроверка. Каждый из вас получает карточку-задание. Вам необходимо установить соответствие между левой и правой колонками. Результат выполнения задания занесите в соответствующую таблицу.
В1
Установите соответствие

1. Период вращения ...

2. Период вращения минутной стрелки часов равен

3. Формула периода вращения

4. Единица измерения частоты в системе СИ

5. Формула частоты вращения

6. Четверть месяца
А 13 EMBED Equation.3 1415
Б 13 EMBED Equation.3 1415
В - это физическая величина, равная времени, за которое тело равномерно вращается, осуществляет один полный оборот
Г 1/мин
Д 13 EMBED Equation.3 1415
Е 3600с
Ж неделю

В2
Установите соответствие

1 Формула периода вращения
2.  Частота вращения ...

3. Формула частоты вращения
4. Формула скорости движения тела по окружности

5. Период обращения секундной стрелки часов

6. Время, за которое происходит полная смена фаз Луны
А - это физическая величина, равная количеству оборотов в единицу времени
Б 13 EMBED Equation.3 1415
В 13 EMBED Equation.3 1415
Г 13 EMBED Equation.3 1415
Д l
· t

Е лунный месяц

Ж 1мин = 60с


4. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Как известно, во время битвы при Ватерлоо Наполеон и его солдаты играли с «йо-йо», таким образом отдыхали перед битвой. Эта игрушка рассеивает усталость от умственной работы. Никто не знает, где и когда было придумано "йо-йо». На стенках египетских храмам было найдено его рисунки. Античные врачи рекомендовали использовать такие игрушки в качестве тренажера при лечении различных заболеваний, например, полиартрита. Какое движение, кроме вращательного, осуществляет эта игрушка? Почему оно так важно?(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
5. Систематизация и обобщение учебного материала (Учитель объясняет материал, используя блок-схему. Ученики наблюдают, анализируют, работающих с учебником и изучают учебный материал, заполняют соответствующие места в блок-схеме. Учитель контролирует правильность заполнения). 
Блок-схема



Первым изучал
_______________ Х. Гюйгенс
(1564-1642) (1629-1692)

- це ____________________________
_____________________



___________________

1) Т - ___________, в СІ [T]______


- это____________ - это____________
_______________ ____________
_______________ ____________ t - _____________________
Например: N - ____________________
1) коливання багато- коливання:
поверхових будин- 1) крил комах та 2)
· - ____________, в СІ [
·] = 1/с=
ків; птахів;
2) робота серця; 2) рівня річок
3) коливання голо- протягом року;
сових зв’язок; 3) припливів та
4) хвилі на поверхні відпливів;
води; 4) голки швацької 3) А – амплітуда коливань, в СІ [А]=
5) автомобіля на машинки;
ресорах під час 5) маятника заве-
руху; деного годинника;
6) мостів 6) коливання бара-
банної перетинки




Какая колебательная система называется математическим маятником?
Математический маятник – это колебательная система, состоящая из абсолютно упругой, невесомой нити, на которой находится материальная точка.
Учитель:  Для данного случая, в чём физический смысл понятия «материальная точка»?
Это физическое тело, размеры которого стремятся к нулю, при этом масса этого тела может стремиться к бесконечности.
Учитель: Какая колебательная система называется пружинным маятником?
Пружинный маятник – это колебательная система, состоящая из закреплённой пружины, на которой находится груз.
Учитель: Какое движение мы называем колебаниями математического и пружинного маятников?
Колебаниями математического и пружинного маятников называют механическое движение тела, при котором происходит периодическое изменение координаты тела при прохождении телом положения равновесия.
Учитель: Под действием каких основных сил происходят колебания пружинного и математического маятников?
Математический маятник – силы тяжести и упругости, пружинный – сила упругости.
Период колебания математического маятника  зависит от длины нити: с уменьшением длины нити период колебания уменьшается,
период колебания математического маятника не зависит от массы груза.
Т = 2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  
VI. Рефлексия знаний. Возле доски 1 ученик решает задачу. Задача. Сердце одно из наиболее совершенных колебательных систем. В разных животных оно сокращается по-разному. В кита, например, 7 сокращений за 1 минуту, а у синицы - 1200 сокращений за то же время. Сравните частоту пульса кита и синички.
відбувають-ся у коливальних системах

коливання

характеристики, формули

основна властивість

види

вимушені
(незатухаючі)

вільні
(затухаючі)

13 EMBED Equation.3 1415

Т=

13 EMBED Equation.3 1415


·=



·=

13 EMBED Equation.3 1415

маятники