Урок по математике Математический калейдоскоп


Внеклассное
мероприятие для 4-х классов
«Математический калейдоскоп»

Подготовила и провела
учитель начальных классов,
Джелилева Э.С.
Цели:
Развитие навыков устного счёта
Повышение образовательного уровня учащихся
Расширение кругозора учащихся
Развитие речи, внимания, смекалки, эрудиции, логического мышления, творческих способностей
Развитие навыков самостоятельности и творчества
Развитие интереса учащихся к изучению математики
Формирование умения работать в группе
Сплочение классного коллектива, воспитание чувства коллективизма.

Ход мероприятия:
1. Звучит фонограмма
- Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый час математики.
Здесь числа и цифры бок о бок живут.Здесь точно ответят за десять минут,Когда твой корабль долетит до Луны,И скажут удаву, какой он длины!Решат, сколько яблок досталось мартышке,А сколько она подарила зайчишке,И сколько конфет дала девочка братику…Такая уж эта страна – МАТЕМАТИКА!!!
Ученик 1. Без счёта не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Ученик 2. Без счёта письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Ученик 3. Запомните всё, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
- Мы начинаем математический калейдоскоп. Выполняя задания, мы будем зарабатывать баллы. Начислять баллы нашим командам будет жюри. (Представление жюри).
- Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.
- А вот и наши команды. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут дружно и весело.
- Команды будут состязаться, в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания по математике. Будет много интересных и весёлых заданий. Чтобы заработать баллы, нужно быть внимательными, находчивыми, активными и дружно работать в команде. Желаю вам успехов!
II.Представление команд
- Давайте познакомимся с командами (команды представляют названия, девизы, песни).
1 команда 4А
Здесь разместился жёлтый “Круг”.Математике – он друг.Ум, смекалка – всё здесь есть,Всех достоинств и не счесть!        
Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»
2 команда 4Б
А зелёный наш “Квадрат”Мы посадим с братом в ряд.Там достойные ребята,Сообразят не хуже брата!        
Наш девиз: «У нашего квадрата все стороны равны, наши ребята дружбой сильны».
3 команда: 4 ВЗдесь сядет синий “Треугольник”.Будет рад им каждый школьник.По плечу им все заданья,Не страшны им состязанья!        
Наш девиз: «Пусть сильней кипит борьба, а успех с нами рядом навсегда»!
Итак, в путь…
- Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление
И первое задание «Разминка»
Иногда заумные вопросы Встречаются на жизненном пути.Но если взяться всей командой.Решение легко найти.
Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени варятся 8 таких же
сарделек? (6 минут)
Шла девочка в Москву и повстречала трёх мальчиков. Каждый из них нёс по мешку. В каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1 девочка)
Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери, две перегорели. Сделать нужно вам малость –Сказать, сколько ламп осталось? (5 лампочек)
- Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
- И перед вами задание №2 «Угадай цифру»
1)Вид её – как запятая.
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи – нет. (2)
2)Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (0)
3)У кого одна нога,
Да и та без башмака? (7)
- В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.
- И перед вами задание №3 «Восстановите числовой ряд»
Каждая команда получает числа на карточках.
1 команда – 359-463
2 команда – 238-242
3 команда – 536-540
- Вы должны построиться по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее это выполнит.
- Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.
- И перед вами задание №4«Что означают эти выражения?» Объясните.
1. От горшка два вершка.(Маленький)
2. На все четыре стороны.(Куда угодно)
3. Как свои пять пальцев.(Знать очень хорошо)
- Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверно согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
- И перед вами задание №5«Вопросы на засыпку»
1. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка)
2. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна)
3. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (ни одна)
4. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу. (стол)
5. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят. (месяцы)
6. У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра» Сколько же у него детей? (5)
7. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры? (Толя)
8. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?(Мокрое)
- Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число
- И перед вами задание № 6 для капитанов «БОЙ СКОРОГОВОРОК».
Дальше – «Бой скороговорок»
Разрешите мне начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто быстрей и без ошибки
Фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде
Непременно принесет!
Скороговорки записаны на карточках. Игроки команд по очереди вытаскивают карточки и читают скороговорки:
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Сидели на лавочке две Клавочки, делили булавочки.
- Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.
- И перед вами задание №7 «Собери пословицы из слов и чисел».
1 голова хорошо, а 2 лучше.
Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
7 раз отмерь – 1отрежь.
- А пока команды готовятся, загадки для болельщиков.
*А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...(фигуры)
*Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... (прямая)
*Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)
*Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может? (угол)
*У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга,
И называется - …(окружность)
- Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
- И перед вами задание №8 «Прояви смекалку».
В доме 11 этажей. Какой этаж средний?
На полке 5 пар сапог. Сколько сапог на правую ногу?
Как найти середину палки, имея веревку такой же длины?
- Это самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридесятом царстве». А у древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.
- И перед вами задание № 9 «СОСЧИТАЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ».
Знает даже и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (12)

Подведение итогов.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
В игре нашей отличился?
- Кто больше заработал денег – баллов на нашем математическом базаре?
Жюри объявляет победителей, идет награждение.
Ведущий. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.
- Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
1 команда 4А
Здесь разместился жёлтый “Круг”.Математике – он друг.Ум, смекалка – всё здесь есть,Всех достоинств и не счесть!        
Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»
2 команда 4Б
А зелёный наш “Квадрат”Мы посадим с братом в ряд.Там достойные ребята,Сообразят не хуже брата!        
Наш девиз: «У нашего квадрата все стороны равны, наши ребята дружбой сильны».
3 команда: 4 ВЗдесь сядет синий “Треугольник”.Будет рад им каждый школьник.По плечу им все заданья,Не страшны им состязанья!        
Наш девиз: «Пусть сильней кипит борьба, а успех с нами рядом навсегда»!
Ученик 1. Без счёта не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Ученик 2. Без счёта письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Ученик 3. Запомните всё, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Сидели на лавочке две Клавочки, делили булавочки.
1 голова
хорошо,
а 2 лучше.
Лучше 1 раз увидеть,
чем 100 раз
услышать.
7 раз отмерь – 1 отрежь.




359 360
361 362
363
238 239 240 241 242
536 537
538 539
540