Мастер-класс. на тему Математический паркет











Мастер класс внеурочного занятия по теме

«Формирование метапредметных компетенций
во внеурочной деятельности.
Математический паркет»
8 класс.

Учитель Муллова Т.Б.








В настоящее время в организации внеурочной деятельности особое внимание уделяется на достижении личностных и метапредметных результатов, чему способствует технология педагогических мастерских. В качестве примера можно привести знакомство с одним из видов орнаментов– математическим паркетом. Здесь мы учимся строить с помощью геометрических фигур и компьютера эскизы математического паркета. А также можем проследить связь между художественным и математическим паркетами. Сейчас мы проведем фрагмент внеурочного занятия с использованием технологий педагогических мастерских.
(слайд )
А начать его мне хотелось бы со слов Конфуция
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций.
Учитель Ребята, давайте представим, что Мы с вами - наше дизайнерское агенство. И нам поступил заказ на разработку эскиза математического паркета.
Но сначала я хотела бы услышать, с чем у вас ассоциируется слово паркет? ( я думаю , что это какой – то орнамент)
Учитель Помогите мне вспомнить, а где же мы в жизни встречаемся с паркетом?
( Я думаю, что ..
( а я считаю, что.. я думаю что к паркетам можно отнести
Учитель.Да, раньше это были деревянные паркеты в квартирах, сейчас –это ламинат. Орнаменты на линолеумах, рисунки на обоях. Паркеты так часто встречаются в жизни, что мы иногда их не замечаем. Это тетрадный лист в клеточку, шахматная доска. Вспомните ваших бабушек. Они шили одеяла из лоскутков, имеющих различную геометрическую форму.У многих дома потолок сделан потолочной плиткой. Это тоже паркет .Все что вы назвали сейчас это - простые паркеты.
Художественный паркет имеет достаточно сложный рисунок, как правило, мозаичный или орнаментальный.
А мы с вами будем создавать математический паркет.
1)Как вы думаете из чего будет состоять наш математический паркет?
( треугольников, четырехугольников, .) ( Слайд)
А как мы общим словом называем?
А какие многоугольники бывают( выпуклые и невыпуклые).
А еще какие? ( правильные и неправильные).
Назовите формулу для вычисления суммы углов правильного многоугольник
(n-2)180
Учитель.
Я предложила Вам найти в Интернете определение математического паркета. Что же Вы нашли?
Определение: математический паркет–это замощение(покрытие )плоскости одинаковыми фигурами, которые не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства. ( повторить ещё раз) (Слайд)
В. Как вы считаете , что является главным в определении ? (фигуры не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства).
В Как вы думаете , а есть ли паркет , созданный из правильных шестиугольников самой природой? (соты).
( Я думаю , что нет.
(Я тоже так считаю, Что нет.

Пчелы не знают математику, но они с успехом решают поставленную задачу. Они покрывают соты воском и используют его как можно меньше.
( СЛАЙД)
Как вы считаете , составить паркет сложно?
Кажется, что придумать паркет невероятно сложно.
Я думаю, что у нас с вами хватит таланта и знаний чтобы создать свой математический паркет.
Практическая работа. Разобьемся на пары. Две пары будут работать на месте.
У вас в конвертах находятся модели паркетных плиток. Попытайтесь из них сложить часть паркета. Постарайтесь чтоб он принял какой- то рисунок . Двое будут работать на компьютерах и использовать программу
Еще раз вспомним, как будем строить математический паркет ?

Пока дети работают я скажу несколько слов о технологии педагогических мастерских.
В этой технологии упор делается на освоение и применение знаний через практическую работу. Учитель должен постараться создать эмоциональную атмосферу на занятии, а ученик в этом случае может проявить себя творцом. Это оригинальный способ для организации детей в составе малой группы. Учитель в этом случае только направляет творческий характер работы учеников. В работе мастерской важен сам процесс. Здесь каждый совершает открытие в предмете и в себе через личный опыт и через творчество. На таких занятиях я не призываю сделать так, как я. Нужно дать детям возможность сделать по –своему. Новые знания здесь выращиваются. они оказываются прожитыми , своими. Дети любят такую форму занятий. На занятии в мастерской , формируются и коммуникативные качества.
Состав групп может меняться от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнера, развития толерантности и взаимопомощи.
Обращаемся к детям
Итак, Что же у нас получается? Какие эскизы получились?( Показать)
Учитель. Ребята, всегда ли может получиться паркет?
( я думаю , что не всегда. Может оставаться и пустое место на плоскости )
Учитель. А от чего это зависит?
( я считаю , что от суммы углов многоугольников, сходящихся в одной вершине. Пример.)
Учитель. Паркеты можно рисовать.(показать паркеты Мориса Эшера. Он изображал животных, птиц) ( Слайд)
Показать художественный паркет
В. Ребята, Скажите, какие качества характера нужны, чтобы создать такой паркет? (аккуратность, творчество, внимательность, Взаимопомощь, сопережвание за товарища).
В. Скажите ,а в жизни в будущем вам это пригодится ?
Мы познакомились со способом построения математического паркета и увидели, как геометрия служит созданию красоты и удобства..
А такая технология как мастерские наиболее эффективна в развитии метапредметных компетенций учащихся.
Ребятам спасибо за работу. Всем спасибо за внимание

Литература.
1.Геометрия 7-9 классы .Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Поздняк, И.и.Юдина( м., Просвещение, 2015)
2. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах.: пособие для учителей М, Просвещение , 2009
3. Зив Б.Г. Задачи по геометрии.,7-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций, М, Просвещение,2014
4.И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядгая геометрия.5-6 классы: пособие для общеобразовательных учебных заведений.М, Дрофа 2011



























(


























































15