Разработка урока по окружающему миру Птицы и их многообразие (1 класс)


Конспект урока в 1 классе по предмету окружающий мирТема: Наши пернатые друзья
Образовательные: познакомить учащихся о многообразием птиц, уточнить представления детей о знакомых птицах, учить их различать; расширить знания о птицах перелётных и зимующих в наших краях; учить выделить существенные и отличительные признаки  птиц;
Развивающие: формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе; интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; умение слушать других.
Оборудование: Фотографии птиц, презентации, проектор, экран, компьютер,
корм птицам (зерно, хлебные крошки, семечки, сало, ягоды, муляжи насекомых), перья большие и маленькие, ножницы, цветные карандаши

Ход урока
1.Организационный момент.- Ребята, урок я хотела бы начать с добротыПрикоснитесь ладошками друг к другу. Что вы почувствовали? (тепло)
Дарите тепло и доброту своей души друг другу и всем кто вас окружает
2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать, сравнивать, думать.
Догадайтесь, о ком мы будем говорить на уроке?
Сами гнёзда они вьютИ заливисто поют.Могут быстро в небо взвиться.Кот же это? Это....
Слайд 1
Итак, сегодня на урок посвящён «Нашим пернатым друзьям». Мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц и ответить на вопросы:
Слайд 2
Кто такие птицы?
Какие бывают птицы?
Почему птицы нуждаются в нашей помощи?
Готовы открывать тайны?
3. Актуализация знаний
Слайд 3
Сейчас у нас холодно, но скоро потеплеет и наступит долгожданная…
( весна)
Земля оттает, появятся насекомые и прилетят пернатые гости .-Как называют птиц, которые возвращаются к нам весной? (перелётные)
Кто же первым из птиц прилетает? (Грач)
Я вам помогу
Всех прилетных птиц черней,Чистит пашню от червей.
Взад –вперёд по полю вскачь
А зовётся птица….
. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре 17 марта называют – Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».
Слайд 4
Про эту птицу составляют поговорки, пишут стихи, а художник Алексей Кондратьевич Саврасов написал картину .Она так и называется «Грачи прилетели». Вот перед нами земля, еще спящая под покровом снега. Стоят голые согнувшиеся деревья. Но посмотрите с какой теплотой и любовью художник изобразил стайку грачей .Как весело они перелетают с ветки на ветку, как радуются первому весеннему солнышку.
Угадайте, какие птицы прилетает вслед за грачами?
3. Этап усвоения новых знаний
1.Загадки о перелётных птицахСлайд 5
Он прилетает
каждый год
Туда, где птичий
домик ждет.
(Скворец)
Слайд 6
Угадайте, что за птичка –темненькая невеличка.Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Слайд 7
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это ?…
(Соловей)
Слайд 8
В лесу одна смешная птица
весь день поет :
«Ку – ку! Ку –ку!»
Никак не может научиться
петь, как петух:
«Ку – ка – ре – ку!».
(Кукушка)
2. Физкультминутка
Слайд 9Под песенку «Кто такие птицы»
3. Работа в группах.Возьмите конверт №1. Соберите птицу, назовите ее, к какой группе птиц она относится. Что вы о ней знаете?
1 группа
Воробей Слайд 10
Воробей небольшая серенькая птичка А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, , где хранят зерно и воруют выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали русские крестьяне, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей. 2 группа.
Синица Слайд11
Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Летом синица питается насекомыми, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего
несоленого сала. Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
3 группа
Дятел Слайд 12.
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Послушаем как трудиться дятел(Стук)
Он крепко держится коготками за ствол дерева, а хвост служит ему опрой.
Дятел долбит древесину дерева, доставая насекомых и их личинок длинным липким языком. Поэтому и называют его как «лесным доктором».
4 группа
Снегирь Слайд 13.
Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, Родина  снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и калину. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.
Слайд 14
К какой группе относятся эти птицы? (Зимующие)
Каких птиц мы называем зимующими?
 Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод.- Ребята, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?
В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают.
А вот сытой птичке и мороз не страшен
Нам не унять метели, не растопить снега,но чтобы птицы пели – это в наших руках.
Как мы им можно помочь?
4.Задание: “Покормить свою птицу ”..У каждой команды на столе лежат  семена: арбуза, тыквы, подсолнуха, овса, овсяной крупа, ягоды рябины, кусочки сала и т.д.Выберите то, чем вы угостите свою птичку.Молодцы вы справились хорошо справились с заданием .Я думаю птички остались довольны
5. Физкультминутка
Скачет шустрая синица,Ей на месте не сидится,Прыг-скок, прыг-скок,Завертелась, как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудку,И с дорожки – на плетень,Тири-тири, тень-тень-тень.
Слайд 155.Создание проблемной ситуации.
Умеют ли летать пингвин и страус?
А можем ли мы их назвать птицами?
Чем отличаются птицы от других животных?
( наличие перьев на теле ,две ноги, крылья, клюв)Но всё же главное отличие птиц в том, что их тело покрыто перьями
6.Практическая работа.Самый первый шаг к познанию мира- внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения.Сейчас мы представим себя в роли ученых и будем исследовать перо.Достаньте из конверта №3 перья.Слайд16Рассмотрите перья, Какие они? (разные)
Сравните их как они отличаются?(по цвету, форме, размеру.
Что общего у всех перьев?
Каждое перо имеет стержень. У пера есть бородки (волоски),на них есть маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка – молния.Что случится, если подует ветер? (перья полетят)Почему? (они легкие)Давайте в этом убедимся. Подуйте на пёрышко.
А почему они лёгкие? Как выдумаете?
Учитель отрезает часть пера.
- Какое перо внутри? (Пустое). Поэтому оно очень лёгкое.Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете? (тепло)
- Зачем нужны мягкие перья птицам? ( Они защищают их от холода)Итак, для чего нужны птицам перья?
Обобщение учителя:
Перья важную роль в нем играют перья. Большие маховые перья на крыльях помогают птице летать, покровные перья на туловище защищают от влаги и ветра , под ними пух согревает тело.
На нашей планете живут чудесные создания,Они летают и поют и Землю свято берегут.
Что случится, если птицы на Земле вдруг пропадут?
Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому они создаются специальные заповедники, где запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих животных и птиц. Очень редких и исчезнувших животных и птиц занесли в “Красную книгу”.
В Ростовской области сокращается численность Дрофы.
Дрофа – самая крупная птица в России. Масса тела до 8–12кг., а длина 95–102см. дрофа не У дроф отсутствует железа, выделяющая жировую смазку для перьев, поэтому в дождливую погоду они сильно намокают и могут терять способность к полёту. Особенно губительно для дрофы осенние гололедицы – тогда беспомощные великаны становятся легкой добычей хищников и браконьеров. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы и пели птицы.
4.Итог урока.
О ком мы говорили на уроке?
На какие группы можно разделить птиц?
Какие основные отличия птиц от других животных?
5.Рефлексия.
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
Возьмите рисунок птички. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- раскрасьте грудку у птички красным цветом.Если вам было интересно, но не все поняли - желтым цветом.Если вам на уроке было скучно - грудку раскрасьте коричневым карандашом



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кавалерская средняя образовательная школа №3
имени Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца
Открытый урок по теме:
«Наши пернатые друзья»
окружающий мир
1 класс

Учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Воронович Наталья Владимировна
2013-2014 учебный год