Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума

Методическая разработка к урокам литературы в 9 классе Серебренниковой И.В. 2014-2015
Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Вопросы в рамках этой проблемы, допускающие различные ответы:
1. Глуп или умен Чацкий? (образ мыслей и способ поведения)
2. Смешон или страшен Молчалин? (проблема приспособленчества)
3. В чем загадка образа Софьи? (проблема предательства)
4. Чацкий – победитель или побежденный? (как разрешается конфликт)
Дураков в комедии нет, есть два типа ума, представленных соответственно Чацким и Фамусовым. К фамусовскому типу могут относиться и молодые. Конфликт между этими умами в принципе неразрешим, хотя в комедии каждая сторона получает свое (речь идет о разбитых надеждах, иллюзиях – Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина). Конфликт этот можно назвать героическим (возвышенный образ мыслей – утилитаризм) и сатирическим (сатирически изображается московское общество). Чистота «героичности» конфликта частично снимается иронией автора по отношению к Чацкому и самоиронией (Грибоедов, как и его герой, чужой в Москве). Несмотря на то, что у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», автору ближе этот герой, чем остальные. Примирение между сторонами невозможно. Прямого честного поединка тоже не может быть. Чацкому омерзительны методы, широко применяемые московской публикой: сплетня, интрига, удар исподтишка. По сути, ни одна сторона не может победить, за каждой остается своя доля правды (стремление Чацкого улучшить положение дел в России – желание Молчалина занять положение в обществе, желание Софьи создать семью с достойным избранником). Свой «мильон терзаний» получает каждый из явных участников конфликта (Фамусов, Чацкий, Молчалин, Софья). Но симпатии читателя (п.ч. автора) на стороне Чацкого. Достойно принимает удар Софья.
В комедии соединяются реалистическая (на положение вещей) и романтическая (отношение автора к Чацкому) точки зрения. Анализируя комедию, надо все время помнить, что Чацкий влюблен.
1. Обозначаю проблему сама и ставлю задачу: осознать ее.
2. Даю задание ученикам: сопоставить взгляды Чацкого и Фамусова по основным вопросам, затронутым в комедии (крепостное право; отношение к богатству, чинам, службе; к образованию, просвещению; к московским нравам, укладу жизни; к иностранному). На основе цитат выясняем, что взгляды у Ч. и Ф. противоположны (за исключением иностранного).
Потом наблюдаем, когда как, в каких ситуациях Чацкий высказывает свою точку зрения. Очень показательны явление 2 действия II, явление 22 действия III.
Можно сказать, Чичиков мечет бисер перед свиньями. Это умно или глупо? Слушаю детей. Говорю о юношеском максимализме, чертах романтического героя в образе Чацкого и иронии («сто прапорщиков хотят страну изменить») и самоиронии автора (задумана же комедия, а не трагедия).
3. Обсуждаем вопрос: глуп ли Фамусов? На основе анализа его высказываний, поступков, понимаем, что отнюдь не глуп.
4. Приходим к выводу, что высказывание Грибоедова о «двадцати пяти глупцах на одного здравомыслящего» относится скорее к разному уму. его типам. разновидностям.
И далее находим высказывания Чацкого и Фамусова об уме, опираясь на них и на поведение героев, проясняем, каков ум «по Фамусову» и зачем он человеку, каков «по Чацкому» и зачем нужен.
(№1: практический, житейский, изворотливый; люди. обладающие таким умом, успешно делают карьеру, берут награды и живут в свое удовольствие; о таких людях как-то не принято говорить, счастливы они или нет. страдают или нет.
№2: передовой, стремящийся искать благо для отчизны, не для себя; объектом злой насмешки для человека с таким типом ума является то, что неопровержимо и ценно для человека с типом ума №1. №2 для №1 безумец и бунтовщик.
5. Обычно тип ума №1 для нас связан со зрелым возрастом, №2 – с молодостью. Так ли в комедии? Дети сами говорят о Молчалине, и мы разбираемся с молодым представителем фамусовского типа мышления.
Потом я задаю вопрос, смешон или страшен Молчалин. Понятно, что кроме Чацкого над ним никто не смеется. Проблема в том, что для многих учеников Молчалин вполне понятен, его ситуация, принципы, мотивация и поведение не вызывают неприятия. Ему даже в чем-то сочувствуют. Чтобы вызвать более резкую реакцию, можно задать вопрос: хотят ли они оказаться в ситуации с Молчалиным на месте Софьи? Иногда помогает. Второй вопрос дается сложнее, но я его задаю: Молчалин – личность или некое безличностное начало? Пытаемся говорить о массе («Молчалины блаженствуют на свете!»), о том, что целые эпохи – это время вот таких вот Молчалиных. Что цель их – комфорт, личная устроенность. Что путь их – лицемерие, обман, подхалимаж, лесть Если в классе степень брезгливости повысилась, то считаю, что мне удалось донести до детей свою концепцию.
6. Сравниваем два названия: «Горе – уму» и «Горе от ума». Понимаем, что в первом случае – беда и наказание умному человеку от окружения, а во втором – скорее, он сам наблюдает и мучается от несовершенства окружения. И первое название звучит менее комично. (Может, акцент перенесен с образа романтического героя на конфликт героя и общества?)
Задаемся вопросом: что или кто причиняет «мильон терзаний» Чацкому? Да, конечно, это невежество, несправедливость, мелочность московских обитателей. Но над этим Чацкий может смеяться – зло, пламенно, красиво. А над чем не может? Конечно, над отношением к нему Софьи. Здесь Чацкий ранен в самое сердце.
7. Вот и поговорим о Софье. Начиная с говорящего имени – через выбор чтения – через представления о Молчалине – через продиктованный обидой на бросившего ее и уехавшего в путешествие Чацкого – выбор возлюбленного –ее способность быстро и остроумно вести с Чацким диалог и прочее – до злой сплетни о безумии друга детства. Знакомлю детей с тремя точками зрения на Софью: Пушкина (образ неясен), Гончарова (она не так уж виновата, ей даже тяжелее, чем Чацкому), Тынянова (главная представительница московского общества и главная виновница «терзаний» Чацкого. Их точка зрения? (Мне ближе – Гончаров. Обосновываю через: состояние Софьи, ее достойное поведение в последних сценах – особенно то, что она обвиняет себя, не других; можно представить, как она здесь будет жить дальше)
Но для Чацкого, как романтического героя, удар, нанесенный Софьей, страшен: она предала его, она заодно со всеми и со всем, что ему отвратительно, она – чужая, она – против него.
8. Итоговый вопрос, который мы разбираем: почему же так получилось, что умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой? Кто в этом виноват: сам герой? общество?
По поводу девушки: чего ждет Софья от любимого? (уверенности, стабильности в семейной жизни). Может ли это дать ей Чацкий? А сколько раз и как он обижал ее? Такого ли отношения хочет к себе Софья?
По поводу общества. Мне представляется, что между типами ума №2 и №1 не может быть примирения. Ум №2, идущий на компромисс и проявляющий осторожность, предает сам себя. Осторожный и привыкший адаптироваться к внешним условиям ум №1 не пойдет на открытое столкновение и борьбу. Его способы сохранить себя и свою территорию – прикинуться глухим по отношению ко всему, что раздражает (мотив глухоты в комедии) и объявить сумасшедшим, чтобы не принимать во внимание (параллель с П.Я.Чаадаевым). А уж меняться – совсем не его дело. Он должен стоять на страже «времен Очаковских и покоренья Крыма».
8. Итак, как разрешаются в комедии любовный и общественный конфликты? Что вынес из конфликтов каждый герой? Слушаем все варианты. Обычно получается приблизительно тот вариант, который записан в задании 1.
В связи с тем, что скоро у нас Татьяна Ларина, можно порассуждать на тему: «Каково будет Софье в деревне?» (Хоть начитается всласть).
И: отправит ли ее туда отец? Не станет ли Софья новой Татьяной Юрьевной?

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15