Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума». 9 класс Литература


Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний
УМК: программа А.Г.Кутузова по литературе для 9 классов общеобразовательных школ, учебник: В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.; под ред. А.Г. Кутузова, «Дрофа», 7-ое изд., 2008.
Технологическая карта
Тема Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума».
Цель Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума».
Задачи Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.
Формируемые УУД Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.
Основные понятия Проблема, конфликт, характер литературного героя
Организация пространства Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.
Вопросы для обсуждения:
Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.
Что такое проблема? Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения. Работа со словарями:
http://slovari.yandex.ru/
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. Обучающимся предложены высказывания:
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).
Вопросы:
К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.
Владение навыками аргументированного устного высказывания. Способность ставить новые учебные цели и задачи
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии. Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:
1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?
2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.
3 группа – проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?
4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему. 1 группа
Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие ума.
2 группа
Представление высказываний Чацкого об уме.
3 группа
Представления «фамусовскго общества» об уме.
4 группа
Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему? Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.
Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;
Работа с выдержками из критических статей.
Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. Определение основной и второстепенной информации;
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Выдвижение гипотез и их доказательство
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности
Цель.
Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования. Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п. Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;
Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
VI. Работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверка степени усвоения учебного материала
Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx Отвечают на вопросы теста, Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста).
Поиск и выделение необходимой информации Формирование навыков самооценки
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.
Включение нового знания в систему изученного материала. Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)
Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. Самостоятельная творческая работа Создание письменного высказывания и его представление Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Рефлексия ученическая и учительская.
Оценивают свою работу на уроке Заполнение рефлексивной карты
Сегодня на уроке я:
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока? Формирование навыков рефлексии
IX. Д/з. Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Задание 2 уровня:
Сочинение "Моё послание Чацкому". Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Записать домашнее задание на следующий урок Литература :
В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.; под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.
Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm
Сервис http://www.tagxedo.com
Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/
Адрес сайта: http://school-collection.edu.ruОнлайн-тесты на сайте: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx