Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

План-конспект урока по литературе в 9 классе
Тема:
Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (2 часа)

Тип урока: акцентное вычитывание драматического текста
Форма: творческая мастерская, работа в группах
Задачи:
- сравнить различные типы ума героев комедии, опираясь на святоотеческое наследие;
- раскрыть смысл заглавия комедии;
- выявить авторский идеал.
Индивидуальные задания перед уроком
Раскрыть понятие ума в православной традиции (под руководством учителя готовит группа обучающихся, которые потом станут консультантами в группе)
Выбрать реплики героев, говорящих об уме (готовит индивидуально 1 обучающийся)

Ход урока
Индукция - Цель нашего урока: раскрыть проблему ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
- Понятие ума для современного человека важно, согласны? (Давайте договоримся, сейчас на мои вопросы вы будете отвечать «да» и «нет» знаками: 1 поднятая рука - «да», не поднимаете руку - «нет», две поднятые руки – «неоднозначный ответ»).
Умный – знает законы ядерной физики
Умный может с закрытыми глазами разобрать и собрать машину
Умный знает все новости в классе
Умный прислушивается к разным мнениям
Умный слушает только себя
Умный знает о жизни все
Умный учится на чужих ошибках
Умный знает, как разбогатеть
Умным быть престижно
Умный всего добивается в жизни
Умный всегда добрый
Умный всегда счастливый
- А что говорят герои комедии, давайте послушаем (сценка в исполнении одного актера - см. Приложение 1).

Социоконструкция и социализация
- Как по-разному говорят герои об уме. Наша задача сегодня на уроке выяснить: кто же из героев умен, и кому от ума горе. Опираясь на святоотеческое наследие, консультанты составили опорную таблицу, в которой отражены 4 силы ума.
Выступление консультантов (см. Приложение 2).
- Давайте посмотрим, на что направляют свои усилия герои, к чему ведут их поступки.
Работа в группах



Афиширование

Разумение
(Чистота души желаний)
Целомудрие души
Сообразительность
(Различение добра и зла) Мудрость
Понимание (Ответственность)
Справедливость
Быстрота (Бесстрашие) Мужество

Чацкий
Ум с сердцем не в ладу: слышит, что Софья его не любит, но отказывается этому верить. Видит истинное лицо Молчалина, но не обращает внимания на добродетели, за которые Софья полюбила своего избранника. Мир вокруг он считает недостойным. Уверен, что имеет право судить других, причем оценки его жестки и ироничны. Но Чацкий решительный, смелый. Он хочет идеального служения.

Зачем Чацкий возвращается в Москву?
Имеет ли право Чацкий требовать ответ от Софьи о ее влюбленности? («Ни на волос любви!»)
Действительно ли Чацкий любит Софью? (Д.3, я.1)
Что значат слова Чацкого: «Ум с сердцем не в ладу»? (Д.1, я.7)
Что ответил Чацкий на вопрос Фамусова о намерении жениться?
В какой момент притворился Чацкий перед Софьей? (Д.3, я.1)
Верит ли Чацкий в «участье в ком живое»? (Д.4., я. 3)
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». А Чацкий верует? («Я верю собственным глазам»)
Понимает ли Чацкий, за что Софья любит Молчалина? (Д.3, я.1, я. 3)
Какие достоинства не увидел Чацкий в Молчалине? (Д. 3, я. 13)
Отчего Чацкий испытывает «мильон терзаний»? (Д.3., я. 22), и каким горем сжата его душа?
С каким значением употребляет слово «благонравный» Чацкий?
(Д. 4., я. 14)
Найдет ли Чацкий «где оскорбленному есть чувству уголок!»?
Справедлив ли Чацкий в своих укорах Москве? (Д. 1, я.7)
Как понимает службу Чацкий? (Д.2, я.2)
Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть», согласны ли вы с этим? (Д.2, я.2)
Как характеризует фраза Чацкого «Ваш век бранил я беспощадно»?
Как характеризует фраза Чацкого о Молчалине «Пускай себе сломил бы шею, вас чуть было не уморил» (Д.2, я.8)
Можно ли упрекнуть Чацкого в малодушии?






Софья
В Софье есть человеческое достоинство, искренность. Ум для Софьи  залог семейного благополучия и счастья. Она ищет не внешнего успеха, как отец, не внутреннего превосходства, как Чацкий, - Софья ищет душевной чистоты и доброты. Ей кажется, что она нашла их в Молчалине - и потому она готова пожертвовать положением в обществе ради верности своему возлюбленному и своим идеалам, в нем воплощенным. Верит, что он ей послан Богом. Она стыдится, но не света и, видимо, даже не унижения, а лишь своей душевной слепоты, нравственной ошибки: она обманулась и выбрала не того.

Связана ли была Софья каким-нибудь обещанием Чацкому? Завлекала ли она Чацкого надеждой?
Знала ли Софья о чувствах Чацкого? (Д.3., я.1)
Почему и когда София пустила слух о сумасшествии Чацкого? (Д. 3., я. 14)
Являются ли добродетелями те черты у Молчалина, которые называет Софья? (Д.1., я. 6 + Д.3., я.1)
Знает ли Софья истинное лицо Молчалина?
Верную ли характеристику Чацкого дает она? (Д.1, я.7)
Какие два слова истины открывает она Чацкому? (Д.3., я.1)
Как Софья встречает Чацкого, почему ее любезность сменяется холодностью и враждебностью?
(«не свои беды – для вас забавы» - Д. 2., я.5 + «вы желчь на всех излить готовы..» - Д.3., я.1) Признает ли София себя виноватой? (Д.4., я. 13)
Почему Софья скрывает отношения с Молчалиным? ( Д. 1., я. 5 + Д.2, я. 9., 11)
В каком случае София готова рассказать все отцу? (Д.4., я. 12)

Фамусов
Ум Фамусова житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями, но при этом опирается на традиции в воспитании, сложившиеся и проверенные веками. Он знает, что такое добро и зло, но не особенно стремится воплощать это сам в жизни, он может и нарушить заповедь, главное, чтобы это никто не увидел. Боится не разрушения добродетелей, а утраты своего личного спокойствия. Обличение Софьи не производит в Фамусове никакого чувства, кроме досады, что о стыде его узнают другие. Он и благопристойный, степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дня не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества.

В чем проявляется забота Фамусова о дочери?
Вспомните перечисление Фамусовым предстоящих дел. Что составляет основу его жизни?
Какие условия для создания семьи предлагает Фамусов Чацкому? (Д.2, я. 2)
Догадался ли Фамусов о том, что Софья от него что-то скрывает?

Открыл ли Фамусов для себя истинное лицо Чацкого? (Д.4., я. 15)


Нужно ли учиться, «на старших глядя», как советует Фамусов?
Справедливы ли обвинения, брошенные Фамусовым Чацкому («опасный человек», «карбонарий»)?
Что разрушает Чацкий, по мнению Фамусова? (Д.3., я. 21)
Как решает наказать он Софью? (Д.4., я. 14)
Какого бунта боится Фамусов?
Чего остерегаться должен Чацкий, по мнению Фамусова? (Д.2., я. 5)
Почему Фамусов говорит о том, что его судьба плачевна? (Д.4., я. 15)

Молчалин
Его философия предполагает не угождение вышестоящим, а угождение всем. Это можно даже принять за подобие христианской любви к ближним. Но причиной такого поведения выступает вовсе не забота о благе другого, а подсказанное его осторожным умом опасение нажить врагов. В нем нет гордыни, но обман его совсем не украшает.

«Какою ворожбою умел к ней в сердце влезть!»
Какие истинные причины ухаживания были у Молчалина (Д.4., я. 12)
Какое истинное лицо открыла в нем София? (Д.4., я. 12)
Какие два таланта признает за собой Молчалин? (умеренность и аккуратность)
Взманили ли Молчалина почести и знатность?
Как находит покровительство Молчалин? (Д.3., я.4)
Хватает ли сил у Молчалина при-знать себя вино-ватым? (Д.4., я. 12) (кстати, этой сцены не было в первоначальном варианте)


Разрыв, самоконструкция и афиширование
- Было ли у вас единое мнение? Легко ли вы соглашались друг с другом?
- Послушайте следующие высказывания:
А.С. Пушкин в письме к Бестужеву: «"В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий [и] благородный [молодой человек] и добрый малой, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными".
И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», давал герою такую характеристику: “Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством”
Как писал сам А.С.Грибоедов в письме к П.А. Катенину 14 февраля 1825 года: “...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих...”
- Почему такие разные интерпретации? Кто же прав?
- Чем отличается первоначальное заглавие комедии «Горе уму» от окончательного варианта?
- Горе не в том, что Софья полюбила не того. Трагедия заключается в том, что того в пьесе просто нет. Никто не обладает теми качествами души, которых ищет Софья.
- Сравните еще два суждения. Здесь больше общего или различий?
Из Первого послания апостола Павла к коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».
Гельвеций (фр. философ-материалист): «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает».
-Значит, если ум не ведет к мудрости, целомудрию, , к добродетели, если ум не освящается любовью, то это горе? Можно ли это состояние назвать «помрачением», «ослеплением» ума? Это состояние навсегда, или из него можно выйти? Как?
- Послушайте Преп. Исаака Сирина: «Пусть тебя гонят, ты не гони. Пусть тебя распинают, ты не распинай. Пусть тебя обижают, ты не обижай. Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи... Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими, ибо это - признак чистоты. С больными болезнуй. С грешными проливай слезы. С кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один».
Рефлексия
Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему? Кто нам особенно сегодня помогал?
Домашнее задание
Дать характеристику ума остальных персонажей.
Конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Индивидуальные задания к интегрированному уроку.








13PAGE 15


13PAGE 142515



 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т., т. 10. - Л., 1979, с.97.
 Гончаров И.А. Мильон терзаний./ Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия.- М.: Дет. лит., с.158.
 А.С.Грибоедов. Сочинения в стихах. - Л., 1987, с.388.
 Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (1 Кор. 12: 31-13: 8)
 Гельвеций Мысли и размышления. - http://bspu.unibel.by/pages/obschixxi/source/0943.html
 Преподобный Исаак Сирин Азбука духовная - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/isaak_sirin/alphabet/130.html




Заголовок 1 Заголовок 215