Методическая разработка занятия по химии на тему Мир органических веществ


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка обобщающего занятия по химии.
Тема: «Мир органических веществ»

Преподаватель: Шарова И.А.
Красные Баки
2016 год
Обобщающий урок по теме " Органические вещества"
Тема урока: «Мир органических веществ»
Главная дидактическая цель:
Создать условия для развития информационно-технологической компетентности у обучащихся.
Задачи урока.
Образовательная: обобщить знания об органических соединениях, рассмотреть генетические связи между классами органических веществ.
Развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения интегративных знаний по химии, информационным технологиям и другим предметам.
Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации, самообразованию.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:  учебник О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова Химия, 5-е издание,- М.: Издательский центр «Академия», 2012. 
Используемое оборудование:
Оборудование: Интерактивная доска. Интерактивные модули. Системные требования: интерактивная доска SmartBoard. Программа Notebook.
Краткое описание:
Представленный урок «Мир органический веществ» является обобщающим по теме «Кислородосодержащие органические вещества» и рассчитан на студентов 1 курса.
Тип урока: по дидактической цели – совершенствование знаний; · по способу организации – обобщающий.
Методы: словесные (беседа); · практические – работа с интерактивными модулями. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Учебно-методический комплект: рабочие тетради для обучащихся, инструкционная карта, учебник (Автор Габриелян О.С), интерактивные модули.
Системные требования: интерактивная доска Smart Board. Программа Notebook, Flash – мультимедиа, видеофрагменты, образовательные интернет-ресурсы.
Роль преподавателя: управлять деятельностью обучащихся в систематизации и обобщении знаний, полученных при изучении тем по разделу «Органическая химия» через логически выстроенные задания - интерактивные модули (с помощью интерактивной доски).
Решая интерактивные задания, студенты заполняют таблицу, которую в дальнейшем можно использовать как опорный конспект по данной теме.
Средства обучения: Компьютер, учебник О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова Химия, 5-е издание,- М.: Издательский центр «Академия», 2012. интерактивная доска Smart Board. Программа Notebook. Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы обучащиеся должны:
1. Знать строение органических соединений и их взаимосвязь со свойствами.
2. Использовать на уровне применения понятия: «изомерия», «радикал», «гомологический ряд», «функциональная группа».
3. Уметь составлять структурные формулы изомерных соединений и называть их.
4. Уметь записывать уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства органических соединений.
5. Уметь составлять цепочки превращений и определять именные реакции.
6. Уметь выполнять и записывать качественные реакции на основные классы кислородосодержащих органических соединений.
Ход урока:
1. Слайд №1. Постановка темы и цели занятия.
Учитель: Вы одеты в красивую современную одежду, вы используете восхитительный парфюм. Ваши квартиры уютны, благодаря современным строительным материалам, комфортабельной мебели. Нас окружает мир вещей, созданных на основе природных или синтезированных органических веществ. Все эти предметы быта стали нам доступны благодаря изучению свойств природных органических веществ, возможности получения новых органических веществ с заранее заданными свойствами.
Долгие годы многими исследователями велась работа по изучению уже имеющихся органических веществ, получению новых, путем преобразования уже имеющихся в природе веществ, а так же синтезу новых органических веществ.
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания о строении, свойствах органических веществ, возможности использования этих знаний для применения органических веществ в производстве, в народном хозяйстве, быту. Изучая строение, свойства органических веществ, мы должны вспомнить о научном наследии зарубежных и отечественных ученых, внесших вклад в становление и развитие органической химии.
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
1)Что называется органическими веществами?
Органические вещества - это соединения содержащие атомы углерода и водорода и их производные.
2)Какие гомологические ряды углеводородов мы изучили?
Алканы. алкены, алкины, алкадиены, арены.
Соотнесите название углеводородов с их структурными формулами, а затем назовите их.
(Работа учащихся с интерактивной доской.)
Как следует из определения, органические вещества образуют производные.
3)Что вы понимаете под этим словом?
Производные - это продукты, образующиеся при замене водорода другими атомами или группой атомов.
Особое внимание на нашем уроке мы уделим кислородосодержащим органическим веществам.
4)Какие классы органических кислородосодержащих веществ мы изучили в курсе органической химии?
Спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные и простые эфиры.
В процессе обобщения и систематизации свойств этих классов органических соединений мы заполним технологические карты (приложение 1). Они будут служить вам своеобразным опорным конспектом при подготовке к экзамену.
3. Основная часть урока.
Соотнести название классов кислородосодержащих органических
веществ с их общими формулами.
Вспомним определения этих классов:
Спирты – это производные углеводородов, у которых один или несколько атомов водородов замещены на функциональные гидроксильные группы.
Альдегиды - это производные углеводородов, молекулы которых содержат карбонильную функциональную группу С=О, соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом.
Кетоны – это органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами.
Карбоновые кислоты - органические вещества, молекулы которых содержат карбоксильную функциональную группу СООН, соединенную с углеводородным радикалом.
Сложные эфиры- производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещён на углеводородный радикал.
Вспомним важнейшие химические свойства кислородсодержащих органических веществ.
Укажите реакции, характеризующие свойства спиртов (учащиеся на слайде записывают реакции).
Рассмотрим характерные химические свойства альдегидов и кетонов. 'Это реакции присоединения, протекающие по нуклеофильному механизму. К альдегидам и кетонам присоединяются вещества типа Нδ- - Xδ+. В курсе средней школы Вы рассматривали их только на примере альдегидов. Обратимся к учебникам. Найдите и запишите реакции, характерные для альдегидов и кетонов. (стр. 263.)
«Химические свойства карбоновых кислот».
Какие реакции характерны для карбоновых кислот. (Студенты выполняют ряд опытов в технологической карте по сравнению химических свойств карбоновых кислот), см. приложение 2.
Химические свойства сложных эфиров. (Студенты по слайду рассказывают о характерных свойствах сложных эфиров.) Работа с учебником стр.277.
Мы вспомнили важнейшие свойства классов кислородсодержащих органических соединений, и увидели, что каждый класс рождает новые органические вещества. А теперь вспомним, как можно отличить вещества одного класса от другого. Как называются такие реакции?
Качественные или реакции распознавания.
Предлагаю просмотреть видеосюжеты качественных реакций на спирты и альдегиды. Во время просмотра запишите уравнения реакции.
Слайды (Просматривая видео-опыты, учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции, затем, сравнивают с теми, что показывает учитель на доске, открывая ответы)
«Качественная реакция на этанол»
Чувствительной реакцией на этиловый спирт является так называемая йодоформная проба: образование характерного желтоватого осадка йодоформа при действии на спирт йода и щелочи. Этой реакцией можно установить наличие спирта в воде даже при концентрации 0,05%. Отберем пробу раствора и добавим раствор Люголя. Раствор Люголя содержит иод (1 часть иода, 2 части иодида калия, 17 частей стерильной дистиллированной воды). При охлаждении раствора появляется желтая взвесь йодоформа, при высоких концентрациях спирта выпадает желтый осадок йодоформа.
С2Н5ОН + 6NaОН + 4I2 = CHI3 +HCOONa + 5NaI + H2O
«Окисление этанола» (тест на алкоголь)
Реакцию окисления спиртов сильными окислителями используют для установления факта алкогольного опьянения.
Приготовим трубку для определения алкоголя. Для этого разотрем в ступке хромовый ангидрид (оксид хрома (VI)) с небольшим количеством серной кислоты. Получается паста красного цвета. Нанесем пастой полосу на стенках трубки. Трубку соединим с прибором, подающим смесь воздуха с парами этилового спирта. Через некоторое время красная полоса в трубке зеленеет. Спирт окисляется в уксусный альдегид, а окислитель оксид хрома превращается в сульфат хрома (III), имеющий зеленую окраску.
K2Cr2O7 + 3C2H5OH + 4 H2SO4 = 3CH3COH + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 7H2O
«Качественная реакция на многоатомные спирты»
Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)
С увеличением числа гидроксильных групп в молекуле вещества возрастает подвижность атомов водорода, т.е. увеличиваются кислотные свойства. Поэтому атомы водорода в многоатомных спиртах могут замещаться не только щелочными металлами, но и менее активными металлами. Получим гидроксид меди (II), путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прильем полученный осадок к глицерину. Осадок гидроксида меди растворяется и образуется темно-синий раствор глицерата меди (II). Осадок гидроксида меди прильем к раствору этиленгликоля. Также образуется темно-синий раствор. Реакция с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на многоатомные спирты.
«Качественная реакция на альдегиды»
Реакция "серебряного зеркала" - это реакция восстановления серебра в аммиачном растворе оксида серебра (реактив Толленса). В водном растворе аммиака оксид серебра образует комплексное соединение - гидроксид диамин серебра [Ag(NH3)2]OH
Ag2О + 4NH4OH => 2[Ag(NH3)2]OH + Н20
при действии которого на альдегид происходит окислительно-восстановительная реакция с образованием соли аммония:
R-CH=0+2[Ag(NH3)2]OH => RCOONH4 + 2Ag +3NН3 + Н20
Серебряное зеркало образуется в том случае, если восстанавливающееся серебро осаждается на гладких стенках сосуда из не слишком концентрированных растворов. Кетоны окисляются значительно труднее, чем альдегиды, поэтому кетоны не дают реакции "серебряного зеркала". В связи с этим, реакция "серебряного зеркала» может использоваться как качественная реакция на альдегиды.
Качественный анализ веществ - важная тема при изучении органической химии. Знание её помогает в работе не только химикам, но и медикам, экологам, биологам, работникам пищевой промышленности. Надеюсь, что эти знания помогут и вам в повседневной жизни.
Говоря о химии органических веществ, нельзя не вспомнить тех, кто внес огромный вклад в раздел органической химии. Давайте вспомним их имена. Викторина «Угадай учёного».
Вопросы:
В химии углеводородов класса этиленовых существует правило, которое гласит о следующем: «При присоединении молекул к алкенам водород преимущественно присоединяется к наиболее гидрогенезированному атому углерода двойной связи». Кто создал это правило ?(Марковников В.В.)
Кто явился основоположником теории химического строения органических веществ? (Бутлеров А.М.).
Одним из первых исследовал пути синтеза стереоизомерных двухосновных кислот (Зелинский Н.Д)
Все классы органических веществ характеризуются определенным применением в жизни каждого из нас. Давайте послушаем, в каких областях они применяются. (Выступления студентов).
4. Обобщение материала.
При всем своём многообразии органические вещества разных классов образуют генетические ряды, могут быть получены из друг друга, и каждое такое превращение какое-либо химическое свойство вещества. Вот сейчас мы и посмотрим на такое превращение веществ и составим уравнения реакций.
Задание: Написать уравнения реакций согласно схеме превращений:
О О
С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН → СН3 – С → СН3 – С
Н ОН
Викторина «Угадай вещество». На слайде показаны характеристики определенных веществ. Студенты должны угадать вещество, к которому относится та или иная характеристика.
5. Рефлексия. На слайде указать своё отношение к данному уроку.
6. Домашнее задание. Повторить записи в тетради. Готовиться к экзамену.
Используемая методическая литература:
1.     Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
2.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 24 с.
3.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 224 с.
4.     Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / авт-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знания, 2007. – 112 с.
5.     Соловьев, М.Е. Компьютерная химия / М.Е. Соловьев, М.М. Соловьев. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 536 с.