Учебный курс для учащихся 10-х классов «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Мир органических веществ»


КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ УГЛОВСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛАПТЕВО - ЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "
"Рассмотрено"
Руководителем МО естественно-математического цикла ________ /Зверева Н.И./
Протокол № ___от «___»_____20_____г "Согласовано"
Заместитель директора школы по УВР
МКОУ Лаптево - Логовская СОШ
________________________/Чернышова Н.А./
«____»______________________20__г.
Утверждено
Директор МКОУ Лаптево - Логовская СОШ
______/Шевнина Н.П./
«___»__________________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса для учащихся 10-х классов
«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Мир органических веществ»
Срок реализации 1 год
Автор составитель: Зверева Н.И. (учитель биологии и химии)
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2010
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № ___
от «___»_____20_____г
Лаптев Лог 2014-2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебный курс не только даст дополнительные знания и расширит кругозор учащихся по предмету, усилит мотивацию изучения органической химии, но и позволит более мобильно и полно контролировать степень усвоения знаний, приобретение необходимых умений и навыков.
Данный учебный курс предназначен для углубления знаний учащихся 10 класса по курсу органической химии. Курс дополняет и расширяет материал, изучаемый на базовых уроках, предназначен для формирования более прочных навыков решения качественных и количественных задач, усиления мотивации к изучению предмета органической химии.
Основные цели курса:
помочь учащимся усвоить курс органической химии;
расширение и углубление знаний об органических веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задача курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.
Формы и методы обучения:
Курс включает в себя традиционные уроки, на которых происходит более детальное рассмотрение теоретических вопросов, семинарские занятия, на которых проводится детальный разбор решения задач и последующая тренировка, а также уроки контроля за усвоением знаний.
Методы обучения и контроля, используемые в данном элективном курсе, предполагаются разнообразные. Это не только традиционные способы подачи материала, уроки-лекции, уроки-семинары, но и самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации, работу с поисковыми системами. А решение нестандартных задач позволит оттачивать и общеучебные навыки – логическое мышление, выявление причинно-следственных связей, навыки математических вычислений.
Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем, которые не предлагается в готовом виде, а составляются по ходу совместной деятельности учителя и учеников, позволит выявить взаимосвязь элементов знаний и более продуктивно организовать их усвоение.
Необходимо учесть, что занятия на элективном курсе происходят параллельно с плановыми уроками по органической химии. Это будет содействовать формированию системных знаний. Упорядочивание знаний не отодвигается к концу изучения темы, раздела или курса, а происходит в процессе усвоения нового материала. При этом содержание его может и не измениться, а лишь определённым образом структурируется с целью обеспечения развивающей функции процесса обучения. Неизвестная информация, с одной стороны, как бы вытекает из уже известной, но может и появиться, если на неё посмотреть в несколько непривычном аспекте. Это способствует развитию логики, ассоциативного мышления и вооружают учащихся различными способами овладения знаниями.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные.
Виды и формы контроля:
Начальный (в сентябре)
Текущий (в течение всего учебного года)
Промежуточный (один раз в полугодие) - по изучаемым темам, разделам - опрос, тестирование;
Итоговый (май) – определение уровня освоения программы – опрос, тестирование.
Контроль проводится в различных формах (самостоятельные работы, зачётные задания, работа со средствами наглядности, самостоятельная работа с учебной литературой и электронными источниками информации).
Прогнозируемые результаты
По окончании курса учащиеся должны знать:
знать / понимать:
важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Условия реализации программы:
Программа адресована учащимся 10 класса.
Срок реализации программы:
Курс рассчитан на 1 учебный час в неделю; всего – 35 учебных часов в год.
Содержание курса
Тема №1. Элемент, составляющий основу живых организмов. (2 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема №2. Изомерии, номенклатура. (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов ( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ).
Тема №3. Характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Тема №4. Применение углеводородов (7 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.
Расчётные задачи:
Термохимические расчёты
Проектные работы.
Нефть - народному хозяйству.
Энергетика.
Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
Тема №5. Значение кислородсодержащих органических веществ в жизни человека. (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества
Тема №6. Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Тема №7. Проблемы экологии в курсе органической химии (4ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Практическая работа 1
на тему: Самооценка текущего состояния здоровья
Решение расчётных и экспериментальных задач с валеологическим содержанием.
Схема календарно-тематического планирования учебный курс «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Мир органических веществ»
10 класс
№ урока № урока в теме Тема урока Всего часов на тему Теоретические занятия Практические занятия Сроки проведения (план) Сроки проведения (факт)
1. Элемент, составляющий основу живых организмов.
(2 ч) 1 1.1 Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Лекция, беседа 2 1.2 Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации. Лекция, беседа 2. Изомерии, номенклатура. (4 ч) 3 2.1 Принципы образования названий органических соединений. Лекция, беседа 4 2.2 Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Лекция, беседа 5 2.3 Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Лекция, беседа 6 2.4 Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов ( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ). Лекция, беседа 3. Характеристика углеводородов (5 ч) 7 3.1 Общие формулы. Нахождение в природе. Лекция, беседа 8 3.2 Гибридизация, отличительные признаки в строении. Лекция, беседа 9 3.3 Виды изомерии. Лекция, беседа 10 3.4 Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Лекция, беседа 11 3.5 Генетическая связь между классами углеводородов. Лекция, беседа 4. Применение углеводородов
(7 ч) 12 4.1 Синтез-газ, хлоруглеводороды. Лекция, беседа 13 4.2 Нефть и нефтепродукты. Лекция, беседа 14 4.3 Хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки. Лекция, беседа 15 4.4 урок-семинар Расчётные задачи:
Термохимические расчёты 16 4.5 Нефть - народному хозяйству. урок-семинар Проектные работы 17 4.6 Энергетика.
урок-семинар Проектные работы 18 4.7 Термопласты и термореактопласты, углеродопласты. урок-семинар Проектные работы 5. Значение кислородсодержащих органических веществ в жизни человека. (8 ч) 19 5.1 Монофункциональные соединения. Лекция, беседа 20 5.2 Карбоновые кислоты. Лекция, беседа 21 5.3 Получение мыла. Лекция, беседа 22 5.4 Биологическая функция жиров. Лекция, беседа 23 5.5 Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Лекция, беседа 24 5.6 Полисахариды в природе их биологическая роль. Лекция, беседа 25 5.7 Проблемы питания. Лекция, беседа 26 5.8 урок-семинар Расчётные задачи Массовая доля растворённого вещества 6. Азотсодержащие соединения (5 ч) 27 6.1 Амины и нитросоединения. Лекция, беседа 28 6.2 Медицинские препараты. Лекция, беседа 29 6.3 Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота). Лекция, беседа 30 6.4 Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки. Лекция, беседа 31 6.5 Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Лекция, беседа 7. Проблемы экологии в курсе органической химии (4ч) 32 7.1 Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных. 33 7.2 Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктам. 34 7.3 урок-семинар Практическая работа 1
на тему: Самооценка текущего состояния здоровья 35 7.4 Решение расчётных и экспериментальных задач с валеологическим содержанием. урок-семинар Приложение
№ 1. Практическое занятие
 на тему: Самооценка текущего состояния здоровья
по результатам анализа
объективных и субъективных показателей.
Цель: научить учащихся оценивать состояние своего здоровья по определению функционального состояния кожных покровов, оценке самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, иммунитета, массы тела.
Оборудование: весы, секундомер.
Ход занятия
Перед выполнением работы учитель сообщает учащимся о том. Что существенным дополнением к врачебному контролю может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявить отклонения.
Далее отмечается, что объективными показателями здоровья являются – морфологические (рост, масса тела) и физиологические (ЧСС – частота сердечных сокращений, ЖЕЛ – жизненная емкость легких, частота дыхательных движений, температура тела, артериальное давление, мышечная сила).
Субъективные показатели: самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.
Затем учащимся предлагается определить функциональное состояние кожных покровов и их производных.
1) Определение  функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их производных образований (волос, ногтей).
a) Осмотрите свои кожные покровы и язык. В норме кожа должна быть гладкой, эластичной. Отсутствие шелушения, зуда, пигментных пятен говорит о хорошем ее состоянии. Язык должен быть влажным, розового цвета, без белого налета.
Если это соответствует вашим показателям, то поставьте в таблицу в соответствующую колонку +1 балл.
Если кожа у вас сухая, шелушится на некоторых участках, ощущается зуд, а язык сухой и с белым налетом, то поставьте в таблицу –1 балл.
Учитель сообщает, что причинами нездорового состояния кожи могут быть:
-            неполноценное питание (недостаток витаминов и минеральных веществ в пище);
-            раздражение кожи одеждой и средствами личной гигиены;
-            нарушение обмена веществ, работы эндокринных желез.
b)  Рассмотрите ваши ногти. У здорового человека ногтевые пластинки гладкие, прозрачные, без каких-либо наслоений, утолщений, пятен другого цвета.
Если ваши ногти соответствуют этой норме, то в таблицу в определенную колонку ставят  +1 балл.
Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, то можно говорить о некоторых функциональных нарушениях в вашем организме. Ставьте в таблицу –1 балл.
Сообщаем, что причинами нарушения формы и состояния ногтей могут быть:
-            неполноценное питание;
-            нарушение обмена веществ;
-            поражение ногтей грибковыми заболеваниями.
c)  Рассмотрите свои волосы
Они должны быть гладкими, иметь естественный блеск, быстро расти у здорового человека.
Если эта характеристика подходит для ваших волос, то в таблицу в соответствующую колонку ставьте +1 балл.
Если волосы ломкие, тусклые, с секущимися концами, медленно растут, обильно выпадают, много перхоти, то можно говорить о заболевании кожи головы или общем заболевании и ослаблении организма. Ставьте в таблицу –1 балл.
2) Оценка самочувствия
Учитель говорит о том, что самочувствие отражает уровень духовных и физических сил человека, состояние его ЦНС. Это субъективное ощущение состояния организма человека и, главным образом, его нервной системы.
Если вы ощущаете бодрость, достаточно сил для выполнения какой-либо работы, значит у вас хорошее самочувствие. Ставьте в таблицу +1 балл.
Если вы без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние – у вас плохое самочувствие (-1 балл).
3) Определение работоспособности
Отмечается, что работоспособность отражает состояние здоровья в целом и степень физического развития. Это способность человека выполнять максимальное количество работы за счет значительной активности либо нервно-мышечной, либо нервно-психической системы на протяжении заданного времени с определенной эффективностью.
a)  Высокая умственная работоспособность характеризуется высокой устойчивостью и концентрацией внимания, большим объемом внимания, высокой производительностью труда.
Если дома при выполнении домашнего задания, вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не закончите работу и при этом не ощущаете сильной усталости – у вас высокая умственная работоспособность (+1 балл).
Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете – у вас низкая умственная работоспособность (-1 балл).
b)  Определите свою физическую работоспособность
Для этого в среднем темпе, без остановок присядьте 30 раз подряд. Отсутствие одышки указывает на нормальную физическую работоспособность и тренированность. Поставьте в таблицу +1 балл.
Присутствие одышки говорит о низкой физической работоспособности и тренированности. Поставьте в таблицу -1 балл.
4) Сон
«Индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки является сон.
Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее функциональное состояние, занимающее 1/3 жизни человека, одно из главных средств восстановления работоспособности. Во сне идет накопление энергетических запасов, необходимых для поддержания обмена веществ.
Нормальный сон – это сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий ощущение бодрости и отдыха (+1 балл).
Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха (-1 балл).
5) Настроение
Настроение – это психоэмоциональное состояние, один из субъективных показателей функционального состояния организма, особый вид чувствительного восприятия окружающей среды через функциональные структуры ЦНС.
Подумайте, какое настроение для вас обычно характерно.
Если вы жизнерадостны, увлечены какой-либо деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее, то для вас характерно приподнятое настроение (+1 балл).
Если вы часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, то у вас подавленное настроение. Поставьте в таблицу -1 балл.
6)  Аппетит
Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности вашего  организма.
Если у вас отменный аппетит, то поставьте в таблицу +1 балл, если же нет - поставьте в таблицу -1 балл
7) Состояние иммунитета (субъективно)
Основные показатели здоровья – высокий иммунитет и способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Если вы редко болеете, переносите заболевание легко без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий, то у вас высокий иммунитет (+1 балл).
Если вы болеете более двух раз в год, подвержены простудным заболеваниям при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления долгий, то у вас низкий иммунитет (-1 балл).
Если же вы не в ту, ни в другую категорию себя отнести не можете, то у вас ослабленный иммунитет (0 баллов).
8)  Оценка адаптивных возможностей
Если изменение погоды не отражается на вашем самочувствии, нет ощущения тяжести в теле, головной боли в ненастную погоду, если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, то можно предположить, что ваш организм легко и быстро приспосабливается и функционирует в соответствии с этими условиями (+1 балл).
Если при изменении погоды вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, и вы к тому же плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, рвота), то можно говорить о низких адапционных возможностях (-1 балл).
9)  Оценка массы тела
Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока:
Масса тела(кг)=[рост(см)-100] INCLUDEPICTURE "http://www.vipkro.wladimir.ru/elkursy/html/chemic/sireneva.files/image004.gif" \* MERGEFORMATINET 5 кг
Если ваша масса подходит под этот индекс, то поставьте в таблицу +1 балл. Если же масса тела избыточна или недостаточна, поставьте –1 балл.
Это говорит о нарушении функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.
После проведения данных самонаблюдений, учащимся предлагается оформить отчет по работе по плану.
Отчет о работе.
1.  Результаты самооценки функционального состояния организма занести в таблицу.
2.  Подсчитать общую сумму баллов.
Таблица
  Показатели функционального состояния организма Оценка в баллах
1  Состояние кожи  
2 Состояние ногтей  
3 Состояние волос  
4 Самочувствие  
5 Умственная работоспособность  
6 Физическая работоспособность  
7 Сон  
8 Настроение  
9 Аппетит  
10 Состояние иммунитета  
11 Адаптивные возможности  
12 Масса тела  
А). Сумма балов от +10 до +12 – высокий уровень здоровья
Б). Сумма балов от +6 до +9 – средний уровень здоровья
В). Сумма балов от +5 и меньше – низкий уровень здоровья
В заключении данного занятия можно задать учащимся вопрос:
Как можно повысить уровень своего здоровья, какие меры необходимо принимать для сохранения нормального функционального состояния здоровья?
№ 2. Решение расчётных и экспериментальных задач с валеологическим содержанием.
Цель занятия: сформировать у учащихся понятия о молекулярных основах здоровья.Подбор задач.Задача №1.Суточная потребность организма человека в кальции составляет от 0,8 до 2 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление в пищу 1г. карбоната кальция при условии его полного усвоения?Задача №2.Из-за неполного сжигания топлива на Земле ежегодно образуется 5*108т. угарного газа. Определите, какой объём (при н.у.) займёт угарный газ, образующийся на Земле по указанной причине.Задача №3.В человеческом организме в общей сложности содержатся примерно 25 мг. Йода (в составе различных соединений), при чём половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте сколько атомов йода находится: 1) в щитовидной железе 2) в человеческом организме в целом.Задача №4.Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% Mg; 13,01% S; 71,4% O; 5,43% H.Задача №5.В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическими и наркотическими действиями. При проведении качественного и количественного анализа было установлено, что это производное фенола (C6H5OH) и массовые доли химических элементов в нём таковы: 55% С; 4,0% Н; 14% О; 27% Cl.Задача №6.Рассчитайте рН желудочного сока, если массовая доля HCl в нём составляет 0,5%. Плотность желудочного сока практически равна плотности воды.Задача №7.Будет ли вредна для здоровья питьевая вода, если в ней обнаружены:3,3*10-6 моль/л ионов железа (II); 1,7*10-7 моль/л ионов никеля (II);
1,9*10-7 моль/л ионов хрома (III).
Санитарные нормы допускают присутствие в питьевой воде ионов железа (II) в количестве 0,2 г/м3;  ионов никеля (II) – 0,1 г/м3;ионов хрома (III) – 0,05 г/м3.
Решение творческих задач с валеологическим содержанием. Цель занятия: показать учащимся, что химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека,а также умение решать химические задачи позволяет определить содержание биологически активных веществ в организме человека и в продуктах питания.Подбор задач.Задача №1.Кислотность выше нормы могут иметь различные виды атмосферных осадков (дождь, снег, туман, роса). Главными кислотообразующими выбросами в атмосферу является диоксид серы (SO2) и оксиды азота. Назовите ещё два вида кислотообразующих выбросов, их основные источники. Предложите способы обнаружения в воздухе вредных выбросов.Задача №2.Для понижения кислотности почву известкуют. Рассчитайте объём углекислого газа (при н.у.), который выделяется в результате обработки избытком известняка 200 л. Почвенных вод со значением рН 3,3. Задача №3.Рассчитайте, на сколько градусов поднимется температура тела человека ( вес 60 кг) после стакана сладкого чая (3 чайные ложки сахара), если бы весь поступивший сахар сразу окислился до углекислого газа и воды. В расчётах следует принять, что в одной чайной ложке содержится 10 г. сахара; теплоёмкость тела равна теплоёмкости воды и составляет 4,2 кДж/(кг*К); тепловой эффект реакции окисления сахарозы равен 5650 кДж/моль.Задача №4.Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребности организма в витамине С. В расчётах следует принять, что масса лимона равна 100 г., содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5%.Задача №5.Оливковое масло обладает ценными свойствами: в нём очень высокое (70 – 87%) содержание ненасыщенной олеиновой кислоты (в отличие от подсолнечного масла, где её содержание в 2 – 2,6 раза меньше). Сколько молей олеиновой кислоты может содержаться в 1 кг. Оливкового масла?
Список используемой литературы
Основная литература для учителя
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 – 111с.
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г. -80с.
Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы - М.: Просвещение, 2009г.
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011г.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004г.
Основная литература для учащихся
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011г.
Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы - М.: Просвещение, 2009г.
Компьютерные средства обучения в кабинете:
1. Эл.учебник «Уроки химии Кирилла и Мефодия «10-11 классы»
2. Диск Школьный химический эксперимент О.Х. (1,2,3,4,5 часть)