Разработка урока по экономике на тему Экономика в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Предмет: «Экономика»
Тема: «Экономика в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.»
Преподаватель: Шастина Александра Даниловна
г. Тайшет
2015 г.
АННОТАЦИЯ
В 2015 году наша страна 9 мая будет отмечать 70-летие Великой Отечественной войны. Нашей стране и народу пришлось встретиться с сильным противником.
Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это был тот же фронт, только трудовой, тяжелый изнурительный, с безразмерным рабочим временем.
Успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплочённости общества.
Труженики тыла совершили свой трудовой подвиг ради Победы, экономического развития страны.
Данный урок содержит исторический, экономический информационный материал.
Используются: музыкальное сопровождение, стихи, слайды.

УРОК МУЖЕСТВА
Предмет «Экономика»
Для обучающихся по профессии «Повар, кондитер», »Продавец, контролер-кассир», «Маляр строительный», »Машинист, крана автомобильного», «Автомеханик».
Курс 1-й
Тема: «Экономика и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.».
Вид: Открытый, УРОК МУЖЕСТВА
Тип: Получение новых знаний
Дата проведения: 24 апреля 2015 г.
Место проведения: Тайшетский промышленно-технологический техникум
кабинет № 305
Время проведения: 45 минут
Цель урока: Познакомить с экономикой страны в героические военные годы в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 г.г.
Обобщить понятия труд, производительность, показатели, бюджет.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашего народа.
Развивать нравственно-духовных качеств, эмоционально-волевых чувств, творческих способностей, образно-мыслительной памяти.
Воспитать нравственные качества: гордость за нашу Родину, чувства патриотизма, долга, ответственности, уважительного отношения к труду и старшему поколению - ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование
Раздаточный материал: Текст песни «День Победы»
Методы приема: Словесное изложение, объяснение, наглядный, демонстрация слайдов
Межпредметные связи: История – 20-й век
Ожидаемые результаты: - Уважительное отношение к историческому наследию.
- Закрепить значимость праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
- Повышение личностных качеств молодого поколения – патриотизма, долга и самопожертвования ради служения Родине.
План урока: 1.Организационный
2.Психологический комфорт
3.Объявление темы и цели, задач
4.Изложение новых знаний
Подведение итогов
Оценка
Домашнее задание
Ход урока: 1.Организационный:
Проверка присутствующих
Прикрепление Георгиевской ленты
Психологический комфорт
Звучит:
Песня военных лет — «Священная война»
Автор текста (слов):
Лебедев-Кумач В. 
Композитор (музыка):
Александров А. 
Текст (слова) песни «Священная война
Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Дадим отпор душителямВсех пламенных идей,Насильникам, грабителям,Мучителям людей.
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Не смеют крылья чёрныеНад Родиной летать,Поля её просторныеНе смеет враг топтать!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Показ слайда
Оформление доски: Эпиграф: «Все для фронта, все для Победы!»
«В труде, как в бою».
«Работать не только для себя, но и за товарищей,ушедших на войну».
Вступительное слово:
Преподаватель: В этом году в день 9 мая наш великий народ отмечает великий праздник 70-летие Победы над фашизмом. Великими усилиями, ценой жизни совершили героический военный подвиг.
Наши соотечественники совершили и трудовой подвиг,
3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Вводный материал:
Преподаватель:
Отправляя на восточный фронт миллионы немцев, Гитлер обещал им в качестве трофея «гигантский пирог», а каждому из них — volwark (имение). Уже в начале войны, 16 июля 1941 г., Гитлер говорил: «...необходимо умело разрезать этот гигантский пирог, с тем чтобы... во-первых, господствовать, во-вторых, управлять, в-третьих, извлекать выгоду». Следует подчеркнуть, что эта концепция была сформулирована не в 40-е гг., а намного раньше. Еще в 1925 г. в своей книге «Майн кампф» он писал: «Мы переходим, наконец, к политике будущего, основанной на расширении нашего пространства. Когда мы говорим сегодня о приобретении новых земель и нового пространства в Европе, то в первую очередь думаем о России и о подчиненных ей окраинных государствах... Новая германская империя должна будет... снова выступить в поход по дороге, давно уже проложенной тевтонскими рыцарями, чтобы германским мечом добыть нации насущный хлеб, а германскому плугу — землю». Вот эта концепция и помогла Гитлеру не одурманить, как писали наши идеологи, немецкий народ, а сплотить миллионы немцев для сознательного захвата чужих государств и уничтожения их жителей. Миллионы рядовых немцев своими античеловеческими действиями на оккупированных территориях СССР доказывали свое согласие с мнением Гитлера о судьбе населения нашей страны: «Минимально, что мы можем сделать, — это предотвратить поднятие чужеземной крови в теле нашей нации. Я признаю, что угроза этого чужеземного насилия не ослабнет, если в недалеком будущем мы оккупируем территории с весьма высоким процентом славянского населения, от которого нам не удастся так скоро отделаться. Мы обязаны истреблять население... Нам придется развить технику истребления населения. Если меня спросят, что я подразумеваю под истреблением населения, я отвечу, что я имею в виду уничтожение целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь — грубо говоря, это моя задача... Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви. Одна из основных задач германского государственного управления во все времена будет заключаться в предотвращении развития славянских рас...». Гиммлер писал: «Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха... Живут ли народы в достатке или умирают с голоду, интересует меня лишь в той мере, в какой они нужны нам как рабы...». Именно Гиммлер планировал и осуществлял меры по уничтожению 30 млн славян, 6 млн евреев, сотен тысяч представителей других народов СССР, Восточной и Западной Европы. Геринг заклинал своих подчиненных: «Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, не вы несете ответственность за это, а я, поэтому убивайте». Обо всем этом нашим соотечественникам надо помнить всегда. Нацисты планировали выселить в Сибирь с Украины 65% украинцев, из Белоруссии — 75% белорусов. Освобожденные территории подлежали заселению немецкими колонистами. Гиммлер говорил: «...Немецкие поселения распространятся до Дона и Волги, а потом, как я надеюсь, и до Урала и будут всегда поставлять нам здоровое потомство германской крови. Германский восток до Урала ... должен стать питомником германской расы». Все эти высказывания Гитлера и его окружения не скрывались, и их не мог не знать И. В. Сталин. На наш взгляд, одна из ошибок Сталина заключается в его недальновидности по отношению к Гитлеру и его политике уже в начале карьеры фюрера. Не поддержав немецких социал-демократов, он тем самым помог Гитлеру придти к власти. Кроме того, проводя активную внешнюю экономическую политику с Германией, готовя на нашей территории немецкие офицерские кадры, Сталин помогал Гитлеру готовиться к войне? в том числе и против СССР. Если бы не эти ошибки, а также ошибки в ходе войны, наша страна не имела таких страшных, самых больших в истории России потерь. Любая война сопряжена с материальными и людскими потерями. При этом особенно большие потери отмечаются в районах, подвергающихся оккупации. Война фашистской Германии против СССР была особой. Нацистские руководители желали видеть в глазах своих солдат «блеск хищного зверя», и они этого добились. На народы нашей страны напала армия, солдатам которой было все дозволено по отношению к населению оккупированных районов и имуществу, созданному их руками. Все, что не приносило пользы фашистской империи, не имело ценности, подвергалось уничтожению и разрушению. В результате военных действий на территории западных районов Советского Союза, грабежей и разрушений, проводимых на временно оккупированных территориях военными и гражданскими властями гитлеровской Германии, народному хозяйству нашей страны был нанесен огромный экономический урон. Поданным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в стране полностью или частично было разрушено 1 710 городов и более 70 тысяч сел и деревень. Фашисты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова свыше 25 млн. человек, разрушили и нанесли тяжелые раны крупнейшим промышленным и культурным центрам нашей страны. Фашисты разрушили 31 850 промышленных предприятий, где до войны трудились около 4 млн. рабочих, 65 тысяч. км железнодорожной колеи, 4 100 железнодорожных станций. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству. Разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1 876 совхозов, 2 890 машинно-тракторных станций. Были разграблены и уничтожены сотни тысяч социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений и предприятий. В результате военных действий, разграбления и уничтожения фашистами имущества Советский Союз потерял около 30% национального богатства. В стоимостном выражении ущерб, причиненный народному хозяйству СССР, сельским и городским жителям только путем прямого уничтожения имущества граждан, колхозов, общественных организаций, государственных предприятий и учреждений, оценивается в 679 млрд. рублей (в государственных ценах 1941 г.), в том числе государственным предприятиям и учреждениям — 287 млрд. рублей., колхозам — 181 млрд. рублей сельским и городским жителям — 192 млрд. кооперативным, профсоюзным и другим общественным организациям — 19 млрд. рублей. Таким образом, потери имущества составили около 2/3 по отношению к национальному имуществу СССР, находившемуся до войны на территории, подвергшейся временной оккупации. Нападая на Советский Союз, руководители гитлеровской Германии рассчитывали на свое экономическое и военное превосходство. Но эти расчеты не оправдались. Успехи их были временными, а прогнозы несбыточными.
Показ слайда:

«Все для фронта и Победы!».
Обучающийся: Стихотворение:
Преподаватель: Героический подвиг совершали наши воины на фронте, но наш народ в тылу , совершил немысленное, великий трудовой подвиг:С первых дней войны экономика страны переводится на военный лад. Сотни предприятий и миллионы советских людей эвакуируются на восток страны. О масштабах работ, связанных с эвакуацией, свидетельствуют следующие цифры. За июль-ноябрь 1941 г. на восток страны было перебазировано 2 593 промышленных предприятий. К середине 1942 г. на востоке страны начали работать 1 200 предприятий. Свыше 12 млн. человек были эвакуированы к концу 1941 г. Созданная в восточных районах нашего государства промышленная база стала основным поставщиком важнейших видов продукции. Уже в 1942 г. промышленные предприятия восточных районов производили 99% кокса, 97% железной руды, 97% чугуна, 89% стали, 90% проката, 82% угля, 52% станков, 59% электроэнергии. Этот экономический потенциал сыграл решающую роль в обеспечении армии вооружением. Ведение военных действий, перебазирование промышленности и сельского хозяйства на восток страны, восстановление народного хозяйства в районах, освобожденных от гитлеровских оккупантов, требовали огромных материальных и финансовых ресурсов. Их формирование опиралось на базу, основой которой были государственная собственность на средства производства и национальный доход страны. Главным инструментом перераспределения национального дохода страны является бюджет. Особенно возрастает роль бюджета в экстремальные периоды развития государства. Такими периодами являются годы войны и восстановления народного хозяйства. Именно в это время со всей силой проявляется необходимость максимальной централизации в бюджете финансовых ресурсов государства в целях их наиболее эффективного использования. В связи с оккупацией в первый период войны части территории страны, перемещением значительной части экономического потенциала на восток, необходимостью перестройки экономики на военные рельсы национальный доход нашего государства в 1941 г. по сравнению с 1940 г. снизился на 1/3. Начиная с 1943 г. национальный доход постепенно увеличивается. В 1944 г. он возрос на 30%, хотя его объем и к концу войны не достиг довоенного уровня. Это привело к уменьшению доходов государственного бюджета. Для покрытия возросших расходов на оборону и восстановление народного хозяйства привлекались дополнительные внутренние доходы, поскольку внешних источников не существовало. Основным источником доходов государственного бюджета, несмотря на трудности военного времени, огромные разрушения в народном хозяйстве, продолжали оставаться поступления от народного хозяйства. Организационно-технические мероприятия, направленные на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно улучшили экономические показатели деятельности предприятий и организаций. Это послужило основой роста доходов государственного бюджета от предприятий. С 1942 по 1945 г. они возросли на 60 млрд. рублей.Однако потери в ходе войны определенной части экономического потенциала не позволяли предприятиям обеспечить поступление в бюджет необходимого объема финансовых ресурсов. В этих условиях одним из источников дополнительных средств стали поступления от населения (налоги, государственные займы и др.). Их удельный вес в бюджете возрос с 5,2% в 1940 г. до 13,2% в 1945 г. В целом, за 1942 — 1945 гг. общий объем поступлений от населения в бюджете увеличился на 36 млрд. рублей.В ходе войны менялась структура расходов государственного бюджета. В самый напряженный период, когда решалась судьба нашей страны, около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. Во второй половине войны, с наращиванием военного производства и усилением мощи нашей армии, государство стало сокращать не только относительный, но и абсолютный размер военных расходов. В 1944 г. их удельный весснизилсядо52,3%,ав 1945 г. до 42,9%. Если в 1944 г. на военные цели было направлено 137,8 млрд. рублей, то в 1945 г. - 128,2 млрд. рублей.По мере восстановления эвакуированной на восток страны промышленности и ее дальнейшего развития расширялись возможности для увеличения средств на народное хозяйство. Эти расходы не только росли, но и увеличивался их удельный вес в бюджете. Если в 1942 и 1943 гг. их доля составляла соответственно 17,3 и 15,8% общих бюджетных расходов, то в 1944 и 1945 гг. - 20,3 и 24,9%. Следует особо отметить, что несмотря на условия военного времени, расходы на социально-культурные мероприятия не уменьшались, а даже росли абсолютно и относительно. В 1942 г. их удельный вес составил 16,6%, в 1943 г. — 17,9%, в 1944 г. - 19,4%, в 1945 г. - 21,0%. Война требовала огромных финансовых ресурсов. Помимо средств, получаемых от предприятий и организаций, а также налоговых поступлений от населения, был и другой источник, основанный на высочайшем патриотизме советских людей, на их стремлении оказать всемерную помощь государству, на их желании сделать все, чтобы приблизить день Победы. Речь идет о добровольных взносах населения в годы Великой Отечественной войны. С первых же дней войны трудящиеся всех республик стали добровольно собирать и передавать государству материальные и денежные ресурсы. Уже в июне 1941 г. рабочие завода им. Дзержинского в Пермской области передали государству 58 тыс. руб. 29 июля 1941 г. газета «Правда» поместила обзор писем трудящихся, в которых предлагалось создать Фонд обороны. Поступления добровольных средств от населения росли. Вносились наличные деньги, драгоценности, облигации государственных займов, сельскохозяйственные продукты, отчисления от заработной платы и др.
Все слои населения участвовали в этом патриотическом движении: рабочие, колхозники, ученые, писатели, артисты, пенсионеры, студенты и школьники. Значительные суммы денежных средств были переданы советскими людьми. Колхозники Ф.П. Головатый, И.Ф. Наумов, А.И. Маслов внесли в Фонд по 100 тысяч рублей. Следуя их примеру, тракторист из Ташкентской области П. Лим внес 303 тысяч рублей, тракторист Байжанов из Казахской ССР —175 тысяч рублей, колхозник Е. Желваков из Курганской области — 170 тысяч рублей. Следует отметить, что стоимость истребителя в то время составляла 100 тысяч рублей .Многие ученые, писатели, артисты, врачи и другие представители советской интеллигенции участвовали в создании Фонда. Например, поэт В.И. Лебедев-Кумач передал в него 50 тысяч рублей. Народные артисты СССР И.С. Козловский, М.Д. Михайлов, М.О. Рейзен внесли по 15 тысяч рублей, а народная артистка СССР В.В. Барсова внесла 15 тысяч рублей, облигации займов на 15 тысяч рублей. и золотых изделий весом более 200 г. Всего за годы войны от населения поступило в виде добровольных взносов 94,5 млрд. рублей, 130,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 тонн серебра. Значительная финансовая помощь населения государству оказывалась и в виде подписки на государственные займы. За годы войны было выпущено четыре государственных займа. В результате реализации их среди населения в государственный бюджет поступило 76 млрд. рублей. Материально-техническое обеспечение армии, требующее непрерывного расширения военного производства и обновления военной техники, восстановление разрушенного войной хозяйства обусловливали необходимость постоянного роста основных фондов как базы расширенного воспроизводства. Если в Германии наблюдалось сужение воспроизводства основных фондов (капитальные вложения в 1943 г. снизились по сравнению с 1942 г. на 13%, а в 1944 г. уменьшились на 9%). В СССР объем капитальных вложений неизменно увеличивался (в 1943 г. он составил 31,5 млрд. рублей, в 1944 г. — 44,4 млрд. рублей в 1945 г. — 52,0 млрд. рублей).Естественно, что в условиях военного времени основная часть капитальных вложений СССР распределялась следующим образом: 48% направлялась в военную и тяжелую промышленность, 11% — в топливно-энергетическое строительство, 15% — в транспорт и 26% — в легкую, пищевую промышленность и другие отрасли народного хозяйства. Таким образом, необходимо отметить, что только благодаря проведенной в 1920-30-х гг. индустриализации созданной в предвоенные годы военной промышленности нашей страны удалось выстоять в битве с германским фашизмом. Вторая мировая война еще в большей степени показала, что в современных боевых операциях побеждает сторона, лучше оснащенная военной техникой, т.е. в конечном итоге побеждает армия, страна, имеющая в тылу мощную промышленную базу, способную в короткий срок дать фронту в необходимом количестве качественное вооружение. Если в начале войны с СССР германская армия превосходила Красную Армию по танкам, самолетам, артиллерии, то в дальнейшем, по мере того как эвакуируемые на восток военные заводы стали развертывать свои производственные мощности, это превосходство было утеряно. Советские войска стали с каждым месяцем получать больше вооружения. Когда к концу 1942 г. советской оборонной промышленности удалось довести выпуск вооружения до уровня, обеспечивающего материально-техническое превосходство наших войск над немецкими, на фронтах произошел перелом в военных действиях в нашу пользу. В годы войны СССР производил в среднем в год 27 тыс. боевых самолетов, 24 тыс. танков, 47 тыс. орудий и минометов.
Германия (совместно с союзниками и оккупированными странами) — соответственно 20 тыс. самолетов, 13 тыс. танков, 25 тыс. орудий. Следует отметить и такой факт. Одной из причин роста расходов на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия была необходимость развертывания восстановительных работ в районах, подвергшихся фашистской оккупации. Советское государство прилагало максимальные усилия для изыскания средств, с тем, чтобы оказать помощь пострадавшим от оккупантов районам. Главным источником финансовых ресурсов для восстановления народного хозяйства был союзный бюджет. Из него финансировалось восстановление крупнейших заводов, шахт, рудников, электростанций. Кроме того, из союзного бюджета бюджетам республик оказывалась постоянная помощь. В связи с тем, что народное хозяйство в районах, где побывал враг, было разрушено, территориальные источники доходов и, главным образом, налог с оборота значительно уменьшились. В то же время потребность в ресурсах для восстановления хозяйства республик, подвергшихся оккупации, возросла. Разрыв между возросшими расходами и недостаточным поступлением средств по внутриреспубликанским источникам доходов и отчислениям от государственных налогов и доходов покрывался за счет дотаций из союзного бюджета. Только в 1945 г. республикам, подвергшимся временной оккупации, была предоставлена из союзного бюджета дотация в размере 3 780 млн. рублей, в том числе Украинской ССР — 1 500 млн. рублей, Белорусской ССР — 1 200 млн. рублей. Карело-Финской ССР — 80 млн. рублей, Молдавской ССР — 300 млн. рублей Литовской ССР — 200 млн. рублей Латвийской ССР — 200 млн. рублей, Эстонской ССР — 300 млн. рублей и это тоже надо помнить всем и не только в нашей стране. 
Обучающийся: Таким образом, в годы Великой Отечественной войны средства государственного бюджета направлялись на военные расходы страны, нужды народного хозяйства и социально-культурные мероприятия.
В этом проявилась экономическая мощь Советского государства.
Показ слайда
Работа с таблицей: Основные показатели экономического развития СССР в военные годы
 
1940=100 1942=100
1941 1942 1943 1944 1945 1943 1944 1945
Произведенный национальный доход 92 66 74 88 83 113 135 127
Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства (без скота) 72 68 76 84 88 112 124 129
Продукция промышленности 98 77 90 103 91 117 135 119
Продукция машиностроения 111 119 142 158 129 120 133 109
Валовая продукция сельского хозяйства 62 38 37 54 60 96 142 156
Капитальные вложения 84 52 57 79 92 109 151 175
Грузооборот всех видов транспорта 92 53 61 71 76 115 132 144
Среднегодовая численность рабочих и служащих 88 59 62 76 87 106 129 148
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли 84 34 32 37 43 94 109 127
Преподаватель: Трудовой подвиг совершили ученые, передовые рабочие, женщины, девушки, которых называли тружениками тыла, которые самоотверженно трудились ради Победы, на благо Родины.
Обучающийся: На протяжении всей войны передовые рабочие, колхозники, инженерно-технические работники и учёные, преодолевали величайшие трудности, проявляя огромную стойкость, самоотверженно ковали орудия победы. “Всё для фронта, всё для победы!”, “В труде как в бою!”, “Работать не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт!” – под такими лозунгами трудились наши люди в тылу.
Передовые рабочие, применяя новаторские методы труда, выполняли по две и даже три-пять норм. Были и новые богатыри труда, которые давали по десять и более норм. Широкую известность получили трудовые дела зачинателя движения тысячников знатного фрезеровщика завода в Нижнем Тагиле Д.Ф. Босого, машиниста Н.А. Лунина, бурильщика байкальских рудников А.И. Семиволоса и многих других.
Борьба за хлеб была самым важным условием обеспечения победы, и советское крестьянство хорошо понимало это. Борьба предстояла нелёгкой. Прекрасных результатов добивались передовые тракторные бригады Д.М. Гармаш, П.Н. Антелиной, М.И. Бровко, комбайнёр А.И. Оськин, хлопковод Н. Турсункулов. Решение проблемы механизаторских кадров взяла на себя молодёжь, особенно девушки. Сев за руль трактора и комбайна, девушки и юноши работали без устали, неделями не возвращаясь, домой.
Огромный вклад в дело победы над врагом принесла советская интеллигенция. Самоотверженным и творческим трудом наши научно-технические кадры способствовали быстрому созданию новых предприятий, внедряли в производство новейшие научные достижения. Так, например, научный институт, возглавляемый академиком Е.О. Патаном, учит уральских танкостроителей впервые в мировой практике применять метод автосварки танковой брони в условиях массового производства. Конструкторы и инженеры работали над тем, чтобы вооружить советских воинов самой совершенной техникой. Не хватало сырья, инструментов. Часто приходилось заменять одни материалы другими, вводить новые приёмы труда, идти на риск. Неиссякаемым ключом била творческая мысль тысяч новаторов-инженеров, а также представителей других профессий многомиллионной советской интеллигенции.
Преподаватель: Поклонимся великому трудовому подвигу народа!
Обучающийся: Стихотворение, посвященное труженикам тыла, тем, кто не жалея сил, трудился во время Великой Отечественной войны!!!
 Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,Победу труженики тылаКовали праведным трудом.Когда фашизму рвали телоОтцы, мужья и сыновья,В тылу бурлило и кипело –Трудилась Родина моя.Сильнее стали женщин плечи,Взрослели дети на глазах.Горели доменные печи,Рожь колосилась на полях.Все для Победы! Все для фронта!А сами – в поле и к станку,Чтобы отправить хлеб и танкиНа фронт солдату-мужику.Все отдавали: силы, средства…Война тащила за собойДетей, не ведающих детства,И женщин с горькою судьбой.Кто был в окопах, те – герои,Остановившие фашизм,Но тыл решительным настроемНе меньший выдал героизм.Жива еще в потомках памятьТех героических времен –Советским труженикам тылаНизкий наш земной поклон!
Показ последнего слайда

Заключение:
совместное исполнение песни: О песне: Автор музыки - Д. Тухманов. Автор слов - В. Харитонов.
День Победы, как он был от нас далек,Как в костре потухшем таял уголек.Были версты, обгорелые в пыли, -Этот день мы приближали, как могли. Припев:Этот День Победы -Порохом пропах.Это праздникС сединою на висках.Это радостьСо слезами на глазах.День Победы! День Победы! День Победы!Дни и ночи у мартеновских печейНе смыкала наша Родина очей.Дни и ночи битву трудную вели -Этот день мы приближали, как могли.Припев:Этот День Победы -Порохом пропах.Это праздникС сединою на висках.Это радостьСо слезами на глазах.День Победы! День Победы! День Победы!Здравствуй, мама, возвратились мы не все…Босиком бы пробежаться по росе!Пол-Европы прошагали, полземли -Этот день мы приближали как могли.Припев:Этот День Победы -Порохом пропах.Это праздникС сединою на висках.Это радостьСо слезами на глазах.День Победы! День Победы! День Победы!Этот День Победы -Порохом пропах.Это праздникС сединою на висках.Это радостьСо слезами на глазах.День Победы! День Победы! День Победы! Подведение итога урока.
Преподаватель:
Вторая мировая война еще в большей степени показала, что в современных боевых операциях побеждает сторона, лучше оснащенная военной техникой. То есть в конечном итоге побеждает армия, страна, имеющая в тылу мощную промышленную базу, способную в короткий срок дать фронту в необходимом количестве качественное вооружение.
ПУСТЬ ВСЕ ПОМНЯТ слова Александра Невского» Кто придет к нам с мечом, тот от меча и погибнет». Наша великая страна с таким народом, НЕПОБЕДИМА!
Оценка
Домашнее задание: Реферат «Труженики тыла».
Преподаватель: преподаватель высшей категории Шастина А.Д.
Литература:
Советская Экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г. М. 1970;
Локшин Э. Промышленность СССР 1940-1963 г.;
История Второй мировой войны;
Совершенно секретно! Стратегия в войне фашисткой Германии против СССР;
История социалистической экономики, том 5.
Нюрнбергский процесс.